4 мин.

Бывший судья CAS: «МОК не может игнорировать CAS»

МОК ожидаемо не допустил к участию в Играх оправданных CAS российских спортсменов. Во-первых потому, что, узнав о вердикте в Женеве, не поспешил воспользовался возможностью умыть руки, заявив "закон суров, но он закон", а начал истерить. То есть именно МОК является во многом движущей силой творящегося безобразия. А вовсе не заложником ситуации. Во-вторых потому, что МОК не пустил на Игры значительное количество атлетов из России, которые не были ранее дисквалифицированы за Олимпиаду в Сочи или даже не имели к Играм в Сочи вообще никакого отношения. Объяснить кому-либо, почему в Пхенчхане должен быть, например, Легков, но не должно быть Устюгова, решительно невозможно. Опять же, если CAS не дал наказать самых злостных по мнению МОК нарушителей, то как же можно наказывать остальных?.. В итоге допуск 15 россиян привёл бы к необходимости допустить вообще всех и полностью разрушил бы концепцию наказания России.

Чтобы защитить себя, России нужно подать иск об отмене приостановления членства ОКР в МОК. Вместе с ходатайством о приостановке действия спорного пункта до принятия решения по иску. ОКР нужно было сделать это ещё в декабре. Тогда ОКР позволил себя "купить" восстановлением членства в конце Олимпиады, но исходил из того, что практически вся команда на Игры поедет. Сейчас ОКР должен был бы стать умнее, к тому же и решение CAS теперь у него есть. Боюсь, однако, наши спортивные чиновники и в этот раз не сделают ничего.

Что касается возможных дальнейших действий отдельных спортсменов, то в этой связи небезынтересным будет пятничное интервью Кристиана Крэе, председателя юридического комитета международной федерации санного спорта (FIL) и бывшего судьи CAS газете Frankfurter Allgemeine Zeitung". Привожу его здесь в переводе с некоторыми сокращениями.

- Как Вы оцениваете итоги процесса в CAS?

- Они меня не удивили. Меня бы удивили иные итоги. Они подтвердили решение дисциплинарного суда FIL под моим руководством. Я лишь опасаюсь, что МОК не будет выполнять решения CAS и не допустит, чтобы оправданные спортсмены приняли участие в Зимних Играх.

- Что случится тогда?

- Будет много судебных разбирательств в специальном суде CAS в Пхенчхане. Каждый спортсмен, который не нарушил устав МОК - а в 28 случаях не нашлось достаточных доказательств нарушения антидопинговых правил - имеет право выступить на Играх, если он туда отобрался. Раз уж МОК проиграл в арбитражном суде, он должен быть последователен.

[...]

- Чтобы российская саночница Иванова смогла стартовать?

- Да, например. В минувшие выходные она выиграла этап Кубка мира, несмотря на психологическое бремя арбитражной процедуры. CAS оправдал ее. И она не должна выступить на Играх? Это был бы скандал.

[...]

- Вы говорили, что решение МОК (пожизненная дисквалификация) не достойно обсуждения, разве что свидетель и архитектор российской допинговой системы предоставит дополнительные доказательства. Вы присутствовали на его закрытом от общественности допросе в Женеве. Что он сказал?

- Ничего, что вышло бы за рамки его письменных показаний, что были предоставлены ранее. В случае с г-жой Ивановой он не мог сказать, получала ли она допинг-коктейль, был ли ее образец подделан и т.д. Ничего конкретного. Он давал показания по видеосвязи и был скрыт за экраном. Иногда его заявления было трудно понять. Возможно, судьи не слишком ему поверили. Это будет очень смелое решение, если МОК сейчас не допустит оправданных спортсменов к Играм.

- Потому что ему угрожают иски о возмещении ущерба?

- Да. И потому, что ещё больше пострадает его имидж.

- Разве вы не видите дорогостоящих усилий МОК, с комиссиями и судебными расследованиями? Никогда раньше такие усилия не предпринимались.

- Возможно. Но МОК не может сейчас своей властью насильно утвердить в CAS собственное мнение. Впрочем, я исхожу из определённой самодисциплины CAS.

- Что Вы под этим подразумеваете?

- Как правило судьи CAS придерживаются основополагающих решений своих коллег в предыдущих разбирательствах.

- Специальное подразделение CAS на Играх в Корее подтвердит решение CAS?

- Думаю, да. Этим решением CAS улучшил свою репутацию. Каждый может видеть, что он работает независимо. Я вижу здесь имиджевые приобретения для CAS и большие имиджевые потери на стороне МОК.

- Стоит ли ждать жалоб в обычных судах?

- На мой взгляд, это не имеет смысла. Специальный суд в Пхенчхане решает в течение 24 часов. Он обязан. Речь идет не только о допуске к соревнованию, но и о допуске к тренировкам (саночникам разрешено лишь определенное количество тренировочных заездов). Они начинаются в понедельник. Обычному суду в таких условиях просто не хватило бы времени.