Балерина на льду
SMILE FOREVER!
10 Апреля 2017 года японская фигуристка Мао Асада на своем официальном сайте сообщила о том, что покидает любительский спорт окончательно. Это новость ошарашила поклонников, ошарашила всю страну. Настолько, что массовое освещение прощальной пресс-конференции напомнило японским пенсионерам (да-да, это давние воспоминания) о временах известного борца сумо Chiyonofuj, карьера которого была также очень долгой и он был тем человеком, из-за которого начался настоящий бум сумо в Японии. Его пресс-конференция тоже привлекла внимание всей общественности. В конце своей карьеры его постоянно преследовали травмы. А последние его слова были такими: «Большое спасибо всем за поддержку. Я исчерпал все свои физические возможности и умственную энергию. Я ухожу». Великий спортсмен отдал себя полностью и до конца. Аналогия с Мао возникает невольно. Одни заканчивают на высокой ноте, другие хотят продолжать, пока чувствуют силы и возможности, что могут сделать что-то большее. Никто не знает как лучше и как правильно.
Так получилось, что пост, который я написала еще тогда, в апреле, захотелось опубликовать только сейчас. Что греха таить - сначала просто не решилась, посчитала очень личным и эмоциональным. Затем - как будто момент упущен. Но после просмотра нескольких этапов ГП этого сезона, поняла, что очень скучаю по Мао и все-таки хотелось бы пропеть свою личную оду этой великой фигуристке, подарившей мне 10 лет счастливой фигурнокатательной жизни! (Примечание: В тексте процитированы Вопросы/Ответы из прощальной конференции Мао)
«Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях». – Сара Бернар
Фигурное катание для меня всегда было не просто спортом, но отчасти и искусством. В какой-то момент (возраст знаете ли, мироощущение меняется) наблюдать я за своим любимым видом стала исключительно через эмоциональную призму (мы еще называем это второй оценкой, за компоненты), а моим ФК идолом в этом смысле на долгие годы стала Мао Асада.
Fantasia for Violin and Orchestra - https://www.youtube.com/watch?v=MMtJ_0yTKtc
Артистичность, музыкальность, осмысленность, выразительность, эмоциональность, искренность, чувственность.
Слияние движений и музыки.
Это как ребус, как игра, где твое воображение дорисовывает историю, эмоции, чувства, идеи. Для меня самое интересное – смотреть, как эти замыслы реализует фигурист. Уникальность Мао в том, что каждый раз она меня могла не только удивить, но и восхитить своим новым образом, завораживающей манерой подачи, кошачьей пластикой, грациозной осанкой и необыкновенной выразительностью рук. Чувственная и нежная, драматичная и страстная - она могла быть такой разной и всегда удивительно прекрасной!
Debussy Clair de Lune - https://www.youtube.com/watch?v=-xzQiw8019A&t=184s
Мао часто говорила о том, что Мидори Ито со своим тройным акселем стала в свое время для нее неким примером для подражания. Этот 3А на протяжении всей карьеры будет драматичным началом и спасителем одновременно. Как знать, не будь его, было бы медалей и подиумов больше?!
Masquerade Waltz - https://www.youtube.com/watch?v=HZ6KPiLzhGM&t=8s
Балерина на льду.
Когда мы говорим об искусстве (в том числе и в спорте), то стоит забыть об объективности. Привязанности и ощущения отдельного человека отличаются субъективностью. Наверное, когда поклонники Мао называют ее балериной на льду, в этом есть отчасти доля их субъективного восприятия. И моего, честно признаюсь, восприятия также.
Liebestraum - https://www.youtube.com/watch?v=IBVzHmKg2Og
Фирменные дорожки.
У многих Мао ассоциируется с тройным акселем, а для меня она навсегда останется непревзойденным мастером Step Sequence. Именно в них виртуозно раскрываются ее возможности - потрясающее владение коньком и сложная работа корпуса. Эти дорожки словно маленькие шедевры. И не важно, что в последнем для себя сезоне она получала за них пониженный уровень. Это лишь очередной пример того, что не все измеряется в сантиметрах и миллиметрах.
Хотите на одной ноге - да нет проблем! Scheherazade - https://www.youtube.com/watch?v=SDPEyUWWrS4
Самурай. Победитель сердец.
Здесь комментарии излишни. Rachmaninov - https://www.youtube.com/watch?v=TjEoBfmn1SU
Танец, который танцует душа.
Да, это был большой путь. А по нынешним меркам – так огромный. Оглядываясь назад, понимаешь, что наблюдать за Мао в течение 10 лет во взрослых соревнованиях было большим счастьем и удачей. Мао росла, менялась и переживала удары судьбы (смерть матери) на твоих глазах. Ранимая и сильная, искренняя и скромная, очаровательная и наивная. Богатый внутренний мир этого идеально воспитанного человека отражался и в ее танце на льду.
Madama Butterfly - https://www.youtube.com/watch?v=zLHt8fsEwG4
В каждом из нас живет творец.
«Меня интересует то, как заставить этот танец жить сегодня, как вписать его в современность, как следует работать с той эпохой сейчас, как с точки зрения истории взглянуть на настоящее. Я ищу в старинном танце то, что можно применить сегодня». - Беатрис Массен
Главным сожалением, пожалуй, является то, что с последним EX номером Мао успела выступить всего один раз (на Skate America). Возможно, этот Бах так и останется для меня самым любимым показательным, хотя есть великолепеные Tango 2009, Caprice 2010, Chopin 2011, Jupiter 2012. Не поленитесь, посмотрите их в сети. Это большая редкость - качественно музыкально и хореографически сделанные показательные номера. Поверьте, получите массу эстетического и эмоционального наслаждения!
Cello Suite - https://www.youtube.com/watch?v=HbhxrlLBNCQ
Я не прощаюсь с Мао, и она с нами не прощается.! Ее жизнь будет по-прежнему связана с фигурным катанием. Так она обещала в своем недавнем интервью.
Спасибо, тебе Мао, за талант, за характер! И отдельное спасибо за виртуозное воплощение хореографии и частичку твоей души на льду! - MaoRussianFan
По первому абзацу все-таки дам комментарий. Вы очень глубоко заблуждаетесь или хотите ввести в заблуждение, что в Японии нет культа балета. Достаточно посмотреть с каким фурором и ажиотажем проходят гастроли Большого театра и сколько молодежи занимается балетным искусством.
Во-вторых, Мао называют балериной по многим причинам. Но для этого нужно знать ее биографию. Не думаю, что Вам это интересно. НО. Мао изначально была отдана в балет и только случай привел ее в ФК. Она много занималась у станка, включая работу в Москве под руководством хореографов БТ, когда работала с ТАТ. У Мао очень сильно развита музыкальность и выразительность. Именно это приводит публику в восторг и именно поэтому у нее масса поклонников по всему миру, а не только в Японии. Схожую работу можно увидеть у Дайсуке Такахаши. Впрочем, это очень большая и увлекательная дискуссия.)