Евгений Рукавицын: «Когда мы выходим на достаточно высокий уровень, спортсмены становятся моими соратниками»
Первыми, выйдя к катку ледовой арены AccorHotels Arensa в Париже, на французском этапе Гран-при сезона 2016-2017, я увидела Алену Леонову и ее тренер - Евгений Рукавицын. У Алены была разминка перед ледовой тренировкой, за которой и наблюдал ее тренер. И прямо там, практически у бортика, пока Алена разминалась, и состоялась наша с ним беседа.
На своем первом взрослом этапе Сима стала седьмой. Как Вы оцениваете этот дебют? - У Симы хороший настрой. Мне очень нравится ее отношение к работе, я считаю, что она преодолела этот ступор, этот возраст и все, что связано с неумением работать, и сейчас у нас с ней идет все по нарастающей. Сейчас она уже готова делать так и столько, сколько ей говорят: десять раз — десять, двадцать раз — двадцать, вопросов уже не возникает. Еще остались некоторые вопросы с концентрацией и качеством исполнения. Но мы их решаем.
Евгений Рукавицын и Серафима Саханович на тренировке в Академии фигурного катания Санкт-Петербурга, 16 апреля 2016 года
...
- Года два назад примерно такие же слова Вы говорили про Алену.
- Тогда — да, а сейчас как раз про Алену трудно сказать, я пока не готов это обсуждать, тем более перед стартом что-то комментировать по Алене. У меня у самого множество вопросов, касающихся Алены. Но все это не сейчас.
Алена Леонова и Евгений Рукавицын после тренировки на этапе Гран-при Trophée de France, 10 ноября 2016 года, Париж
...
- В финале гран-при в Барселоне я наблюдала за ними, как они болеют друг за друга. Алиса сидит на трибуне и видит, как Дима падает. А ведь ей потом выходить на лед. - Это тоже школа и в таких ситуациях они учатся справляться с нервами. А как иначе, если они оба — спортсмены высокого уровня и им приходится выступать на одних и тех же соревнованиях. Конечно, я могу их разделить на турнирах категории «Б», Челенджерах и так далее, а на этапах гран-при или на чемпионате мира среди юниоров, если они оба туда отбираются, я их как разделю?
Алиса Федичкина и другие члены юниорской сборной России (вверху) во время проката произвольной программы Дмитрия Алиева в финале Гран-при среди юниоров, Барселона, 11 декабря 2015 года
- Например, не пустить болеть на трибуну. Или будет только хуже? - Конечно, могу и не пустить. Они с пониманием относятся, когда я какие-то запреты делаю. Но это не всегда нужно. Иногда я не вижу в этом ничего плохого. И на Алису, кстати говоря, это меньше влияет.
- А на Диму больше? - По моим наблюдениям — да.
...
- Дима технически очень сильный фигурист, но не всегда справляется с программами. Эти проблемы тоже в голове? - Да, я считаю, что Дима один из самых сильных спортсменов, но понимаете в чем дело… Все спортсмены — они абсолютно разные, они по-разному воспринимают действительность, в том числе информацию, прилетающую к ним из вне, по-своему оценивают определенные ситуации. Они все индивидуальности, поэтому по-разному с этим справляются. Сейчас вот, например, была ситуация, я не буду ее стопроцентно комментировать, но доброжелатели хотели помочь, в итоге привили ненужное количество всякой информации ему в голову. И такие вещи — они сбивают. Но мы же не можем абсолютно закрыться и жить одним фигурным катанием. Все равно у них есть и какие-то увлечения, и общение с разными людьми. И с поступающей информацией тоже нужно учиться справляться.
Дмитрий Алиев и Евгений Рукавицын перед прокатом короткой программы в финале Гран-при среди юниоров, Барселона, 10 декабря 2015 года
...
- Помимо Алисы и Димы, кого еще можете отметить из юниоров Вашей группы? - Есть у нас еще Маша Талалайкина. Но нужно будет ее еще посмотреть, потому что у юниоров в России очень сильный состав, и основную ставку мы на Алису делаем.
Также у нас подрастает мальчишка один, зовут его Макар Игнатов. Он только что выиграл этап в Казани. Выиграл довольно уверенно. Я посмотрел по результатам, по оценкам, у него отрыв больше чем в 20 баллов от второго места.
...
- Обратила внимание, что к Вам в группу попадают ребята на переломном моменте своей карьеры. У Вас есть понимание, с чем это может быть связано, почему они приходят именно к Вам? - Например? Что Вы имеете ввиду?
- Например, Сима, когда не нашла общего языка с тренером. Или Алена , когда не могла найти мотивацию для продолжения. Или приведенный Вами пример с Макаром. - Может, это связано как раз с тем, что сами ребята отслеживают судьбы спортсменов, которые приходят к нам может быть не со стопроцентной готовностью, а потом выходят на серьезный уровень. Может с этим связано, не знаю. Мне трудно сказать, потому что я просто делаю свою работу.
На тренировке в Академии фигурного катания Санкт-Петербурга, 16 апреля 2016 года Слева на право, верхний ряд: Софья Маркина, Мария Талалайкина, Елизавета Шиленко, Алена Леонова, Серафима Саханович, Нижний ряд: Макар Игнатов, Диана Первушкина, Игорь Резниченко, Дмитрий Алиев, Кирилл Соколов, Настя Бугакова
Алиса Федичкина на тренировке в Академии фигурного катания Санкт-Петербурга, 16 апреля 2016 года
...
- С кем проще работать, с мальчиками или с девочками? - По-разному.
- Это зависит от возраста или от личности? - От всего! Наверное, можно было бы сказать, что проще с мальчиками, но это не всегда так.
- Скорректирую вопрос на примере. Вот проблемы есть у Симы в голове и у Димы в голове, кому проще донести, что нужно сделать с головой? - Я бы вот вопрос трудностей не ставил. Когда ты искренне любишь свою работу, вопрос с кем трудно работать неуместен. С кем интереснее работать — да.
- И с кем интереснее работать? - А интереснее с теми спортсменами, которые уже выходят на высокий уровень и они уже, скажем так, твои соратники, их не нужно заставлять что-то делать. Но иногда приходится что-то придумывать, разыгрывать какие-то комбинации, может быть даже где-то увести в сторону, перенаправить спортсменов. Но в целом — с ними со всеми интересно. И даже когда возникают сложности, это тебя дополнительно подхлестывает, потому что нужно завести, довести, и так далее.
Полная версия интервью доступна по ссылке Евгений Рукавицын: "Когда мы выходим на достаточно высокий уровень, спортсмены становятся моими соратниками"
Маша Талалайкина довольно высокая, проги у нее пустоваты, но вообще музыкальная.