«Перед гонкой заряжаем парней гречкой или перловкой». Русская велокоманда готовится к «Джиро»
Репортаж Алексея Авдохина с Мальорки, где велосипед вытеснил автомобили.
На Мальорке зима – температура редко заползает выше 15 градусов, льют дожди. Не сезон – закрыты почти все магазинчики и кафе первой линии, набережные малолюдны. На деревьях вдоль дорог аппетитно дозревают лимоны и апельсины, за каменными оградами пасутся овцы.
Когда-то этот остров был средиземноморской базой морских пиратов, а три года назад здесь пытался перезапустить тренерскую карьеру Валерий Карпин.
Современная Мальорка – настоящий велосипедный рай. Место, где четыре колеса безнадежно проиграли битву двум. В любое время года, куда бы вы ни отправились – в Пальму, Капдеперу или Польенсу – обочина дороги будет усеяна пестрыми кучками велосипедистов-любителей. Дети, женщины, старики, местные и туристы – все подряд крутят педали. Даже картинки на стенах обычного кафе.
Магнитит в начале года Майорка и топовые велокоманды. Мягкий климат, многообразие рельефа, волшебные виды. Длинные равнины сменяются увесистыми подъемами на Сьерра де Трамонтану – идеальные условия для подготовки и сборов перед большим сезоном.
Русской команде «Газпром-РусВело» в нынешнем виде пошел второй год и вторую зиму подряд она выбирается на Майорку. В составе собраны только российские велосипедисты – принцип мононациональной команды был выбран с самого начала.
У «Газпром-РусВело» проконтинентальный статус – это второй элитный дивизион среди велокоманд. Зато уже есть приглашение на «Джиро д`Италия» – как и год назад русская команда проедет Гранд-тур.
В Испании 16 гонщиков из «Газпром-РусВело» колесят вторую неделю (еще семерых прямо сейчас занесло в Австралию). Под окончание испанских сборов аккуратно подобрана четырехдневная гонка Challenge Ciclista Mallorca. Кроме русских здесь россыпь велозвезд: самая богатая команда мира Sky из Великобритании, испанская Movistar с Вальверде и Кинтаной, Андре Грайпель и его бельгийская Lotto Soudal, Рафал Майка в дебютном сезоне в немецкой Bora-Hansgrohe.
Алехандро Вальверде на представлении команд перед гонкой
***
За два часа до первой горной гонки гонщики спускаются на парковку перед отелем. Здесь их дожидается командный микроавтобус, рядом заряжены две технические машины с велосипедами. Одна будет сопровождать команду в пелотоне, вторая отправится на пункт питания и в финишный городок. До Сольера, спрятанного в складках гор уютного городка, километров сорок.
– Андаре! – по-итальянски командует импозантный седой мужчина в форме «Газпром-РусВело» и прыгает за руль первой «технички».
Это Паоло Росола, выигравший за карьеру 12 этапов «Джиро», а теперь один из спортивных директоров команды. На соседнее кресло падает второй директор Александр Серов – участник двух Олимпиад на треке, еще в прошлом сезоне сам гонялся за «Газпром-РусВело», а теперь переоделся в костюм руководителя. Обратно не тянет – с тех пор, говорит, всерьез не садился на велосипед.
Перед стартом короткая беседа, массаж, возможность еще раз перекусить, кто-то для разминки успевает покрутить велосипед на станке.
У главной сенсации прошлогоднего «Джиро» (победа в одной из разделок) и самого известного горного гонщика «Газпром-Русвело» Александра Фолифорова есть пара свободных минут, чтобы рассказать главное о велоспорте.
- В каждой команде есть лидер, который может сделать результат. Но чтобы у него получилось, в гонке он должен вовремя есть, вовремя пить – это обеспечивает другой гонщик. Он тратит силы, спускается назад к «техничке» берет бачки, берет еду, привозит лидеру. Второй момент – чтобы хорошо финишнуть, нужна удобная позиция на последних километрах дистанции. Ребята берут на себя ветер, вывозят лидера, раскатывают его на финиш. У нас в одиночку гонки практически не выигрывают.
Большое интервью с Александром Фолифоровым скоро на Sports.ru
***
«Восемь человек уехали в отрыв. Команды сейчас назову… Пацаны, только булки не расслабляем, скоро подъем, там нужно будет вваливать», – из рации прорывается голос Серова. Все гонщики едут с наушниками и могут не просто слушать, но и включаться в эфир.
За окном давно поливает дождь – под колесами из-за воды почти не видно идеального испанского асфальта. На финише все равно толпа с блестящими зонтами, в ближайшем ресторанчике их под честное слово раздают неподготовленным туристам.
Первым на финиш забирается бельгиец Тим Велленс. В одной из следующих групп, наконец, мелькает кто-то в форме «Газпром-РусВело». Иван Ровный заехал в двадцатку – победитель зарабатывает за этап почти 6 тысяч евро, за места во втором десятке положено по 150 евро. Накануне Александр Порсев принес команде 400 с небольшим евро за 7-е место в равнинной гонке, Роман Майкин был 12-м, а Евгений Шалунов долго ехал в отрыве и получил за это премию самого агрессивного гонщика.
***
«Петрович, твой Лагутин, я беру Закарина. Серег, тебе тогда Козончук остается», – в отеле массажисты делят велосипедистов после первого горного этапа. Только что те проглотили полторы сотни километра за четыре часа и выглядят безумно изможденными.
«С каждым работаем около часа – ребят нужно максимально восстановить. Нас массажистов в команде трое – в день по три-четыре человека у каждого, – рассказывает массажист Геннадий Валуев, тот самый Петрович. – Еще много всякой работы по кухне – каши утром приготовить, пасту сварить, спагетти, питание в гонку собрать».
«В отеле вкусно кормят, но парням нужно специализированное питание, которое нужно уметь готовить. Утром перед гонкой обязательно заряжаем их долгими углеводами – овсянкой, гречкой, перловкой. Крупы надо правильно готовить – чем дольше их варишь, тем короче получаемая от них энергия. Лучше аккуратно залить горячей водой и почти сразу есть – это не очень вкусно, но главное польза. Договариваемся с поварами, чтобы пускали на кухню», – объясняет доктор «Газпром-РусВело» Вячеслав Ефремов.
В штате команды диетолог – улыбчивая итальянка Эрика. В зоне ее ответственности все, что связано с питанием велосипедистов – подбор меню и продуктов, общение с поварами в отелях, рацион, диеты, совместимость и энергетическая ценность блюд. Кроме доступного всем гостям отеля шведского стола, у «Газпром-РусВело» собственный столик с дополнительными блюдами – здесь гречка, спагетти, перловка. Петрович приносит всё горячим, только что приготовленным – порцией спагетти в тарелке 60-килограммового Фолифорова можно было бы накормить небольшую испанскую компанию, что-то отмечавшую за соседним столиком.
***
Грандиозные сэндвичи с тунцом от Петровича, несколько термосов с обжигающим чаем – спасение для технической группы, несколько часов ожидающей пелотон на пункте питания. Второй день гонок в горах – чтобы добраться до середины дороги между двухэтажным городком Андрайч и портовой Поленсой автомобилю приходится долго петлять по извилистой горной ленте.
На пункте питания тесно – для всех команд организаторы выделяют небольшой участок трассы. Автомобили поддержки жмутся одна к другой, питательные наборы припасены для всей команды.
Рядом устраивается машина американской команды Novo Nordisk, в которой собраны только велогонщики, больные сахарным диабетом. У всей команды терапевтическое разрешение на использование инсулина – в велоспорте он считается запрещенным препаратом.
Услышав сирену машины, ведущей пелотон, врач и два массажиста «Газпром-РусВело» с наборами для питания расходятся метров на пятьдесят друг от друга. Их задача – в толпе велогонщиков разглядеть своих и «накормить». У велосипедиста три последовательные попытки через полсотни метров каждая – на полном ходу нужно успеть выхватить сумку из рук и надеть ее на шею. Следующие несколько километров гонщик, говоря на велосленге, «кормится».
«Каждому в сумочку кладем по две бутылки – в одной обычная вода, в другой сироп мальтодекстрина, его используем, когда нет жары. Обязательно углеводный энергетический гель и энергетический батончик – когда едешь в гору, кушать твердою пищу тяжеловато, проще закинуть водяную, она быстрее всасывается.
Иногда нужно пожевать – два геля, например, дадут энергию, но не насытят желудок. Поэтому заворачиваем в фольгу еще мармелад с песочным тестом, рисовые галеты, булочку с вареньем – продукты с максимальным содержанием быстрых углеводов. В гонке уже каждый решает сам – что съесть, что выбросить», – рассказывает массажист «Газпром-Русвело» Сергей Киренкин, сам в прошлом профессиональный велогонщик.
Сразу после пункта питания срываемся к финишу – это еще 60 километров. Рация всю дорогу молчит – о том, что в лидирующей группе Ровный и Сергей Лагутин узнаем только за три километра до финиша.
Победа и здесь за Велленсом, который на последнем подъеме уехал от самого Вальверде. Лагутин отстал всего на 25 секунд, но в такой гонке это конец третьего десятка.
«Тяжелая трасса, то спуск, то подъем, даже поесть негде было», – пока микроавтобус превращается в раздевалку, гонщики успевают кое-что обсудить. Массажисты Киренкин и Пакура тем временем готовят для них восстанавливающие коктейли.
На закате возвращаемся в отель на технической машине - дожидались 22-летнего гонщика Ильдара Арсланова. Все остальные давно переоделись в сухое и уехали на «Крафтере».
«На подъеме потерял контакт с группой и следующие километров 50 ехал вообще один. Оказывается сзади «группетто» все время ехала, на последней горе догнали меня. Знал бы – опустился к ним раньше», – сходить с дистанции Арсланов не стал и дотерпел до финиша.
У всех впереди несколько часов на восстановление (в воскресенье заключительная гонка), зато наступает время механиков – все велосипеды нужно отмыть, очистить узлы и успеть кое-что подремонтировать. Поломки случаются в каждой гонке.
В автопарке «Газпром-РусВело» еще два микроавтобуса – ремонтный (здесь инструменты и оборудования для обслуживания велосипедов) и хозяйственный – с холодильником, стиральной машиной, чайником, микроволновкой.
Как и у любой солидной команды у «Газпром-РусВело» есть большой автобус-дом с полной начинкой, но он дожидается на базе в Италии. Хоть команда с Майорки перебирается в Андалусию (гонщики самолетом, технический персонал с автомобилями на пароме), уже совсем скоро этот автобус будет загружен по максимуму.
До «Джиро» остается три месяца…
Кстати, кто в теме, такая штука https://www.decathlon.ru/domashnij-trenazher-100--id_8315759.html для домашнего межсезонья подойдет? У меня хардтейл, планирую этот тренажер и сликовую покрышку на заднее колесо.