Зайцев – об уходе от Жука: «В какой-то момент его понесло, он посчитал, что все позволено»
Двукратный олимпийский чемпион Александр Зайцев рассказал, почему они с Ириной Родниной решили уйти от тренера Станислава Жука к Татьяне Тарасовой.
– У Жука вы тренировались почти три года, самые первые победы одержали с ним. Почему ушли потом к Татьяне Тарасовой?
– Как это объяснить. Вот был такой эстрадный продюсер Юрий Айзеншпис, и он на спор заявил, что сможет любого раскрутить и сделать из него звезду. И сделал знаменитым Влада Сташевского. Или Капица, который снял сериал про ментов, позвал неизвестных актеров и благодаря «Улицам разбитых фонарей» все они прославились. Примерно так и Жук рассуждал. Хотя, безусловно, чтобы такое проделать, надо иметь талант.
Просто в какой-то момент Жука понесло, посчитал, что ему все позволено: хочу – работаю, хочу – нет. Ну и пошли конфликты. Это если спортсмен станет выпендриваться, его быстро на место поставят, начнут прессинговать, тренер, руководство подключится. А кто педагога тронет? Как его воспитывать?
В то время еще сменилось и руководство армейского спорткомитета, его возглавил генерал Мирошник, бывший летчик. Пришел он как-то на тренировку, сел в уголке. Жук газету читает, мы с Родниной что-то на льду сами делаем. Короче, понял ситуацию, сказал, что нас поддержит, но надо решение принять.
Мы переговорили с Татьяной Тарасовой, она сказала, что нас возьмет. Сходили к председателю Спорткомитета СССР Павлову, тот тоже согласился, но при этом добавил, что неизвестно, как отреагирует тогдашний министр обороны Гречко. И Мирошник сам пошел докладывать Гречко. Тот задал только один вопрос: «В ЦСКА остаются?» Так все и решилось за 5 секунд.
– С Татьяной Тарасовой вы выиграли две Олимпиады, стали многократными чемпионами мира и Европы. Сложно было приноравливаться к новому тренеру?
– Сложнее было Родниной, потому что она всю жизнь тренировалась у Жука. И когда что-то не получалось, то, естественно, начинала сравнивать. С Жуком было понятно: тренер сказал – делай. А тут уже пошла другая работа, творческая, поэтому иногда появлялись сомнения, правильно или нет.
В работе с Тарасовой сложностей не было, если не брать постановки новых программ. Обычно это происходило так. Выбрали музыку, начинаем ставить. Первое, что я делал, садился на бортик и ждал. Одна бежит в один угол, другая в другой. Обе в образе. Что-то выдумывают. Это продолжается минут 40. Когда набегаются, тут мой выход. Говорю: «Давайте раскидаем элементики, а потом будем бегать туда-сюда»…
Ссор с Татьяной Анатольевной у нас никогда не было. Недопонимание началось уже после, когда мы закончили. У них с Родниной что-то разладилось. Я в эти дела не вмешивался и не лезу. С обеими общаюсь, – рассказал Зайцев.
Ну а это просто в рамочку и золотыми буквами:
Техника – это база. Артистизм, все, что дополняет программу, строится на этой базе. Не будет техники, какой артистизм!
Глупо было бы присудить медаль в беге на 100 метров не спортсмену, который первым пересек финишную черту, а, допустим, восьмому, потому что восьмой так красиво бежал, носочки тянул, с улыбкой, да еще в макияже! Но это будет уже не спорт. И мне бы не хотелось, чтобы таким становилось фигурное катание. (с)
"Глупо было бы присудить медаль в беге на 100 метров не спортсмену, который первым пересек финишную черту, а, допустим, восьмому, потому что восьмой так красиво бежал, носочки тянул, с улыбкой, да еще в макияже! Но это будет уже не спорт. И мне бы не хотелось, чтобы таким становилось фигурное катание".
-
"Если спортсмен станет выпендриваться, его быстро на место поставят,"-нее, терпеть должны и еще собой руководить позволять. Вроде уже очень взрослый человек, а до сих пор элементарных вещей не понимает... Дать понять,что ты, дорогуша, зазвездился- это конечно тренера понесло. Занавес.
А нужны были бы они Тарасовой без базы Жука? Очевидно,что нет. Так и не научились быть благодарными тем, кто их в суперзвезды вывел. Да и Тарасовой цветов не подарили.
Речь тут совсем о других людях и их поступках. И ответа жизненного во что эти люди превратились. Результата спортивного добиться можно, а в человеческом плане...лучше б его не добивались)
При этом никаких особых материальных преференций он не имел и не требовал, хотя для своих учеников мог быть пробивным , и пробивал им квартиры , машины..
Когда Роднина после кесарева сечения восстанавливалась в 1979 году, то именно Проскурин раскатывал их и сидел на катке в Москве, ставил проги и новые элементы, разучивал с ноля и восстанавливал технически, расписывал нагрузку и трени.
Они могли тогда работать только 40 минут в день, больше Ирина не выдерживала со швами и больным коленом.
ТАТ с группой была в Риге на сборах весь май и все лето.
Когда Роднина предложила Проскурину ввести его в тренерский штаб для поездки на ОИ, что было абсолютно справедливо, то Проскурин попросил не делать этого, так как ему нужна была работа, а ТАТ бы ему этого не простила, как это сидит в Кике другой тренер кроме нее?
Он тогда сказал, что ТАТ просто не даст потом ему работать ни на одном катке Москвы.
Это Роднина открыто писала в книге"Слеза Чемпионки"...
Ну и с его мыслью о том, что в ФК всё-таки первична техника, согласен.
"Одна бежит в один угол, другая в другой. Обе в образе. Что-то выдумывают. Это продолжается минут 40. Когда набегаются, тут мой выход"
ничего нового, все как обычно, синдром емки
Лично мне Зайцев симпатичен, симпатичен тем, что не умеет лукавить и во всякие псевдо игры с целью иметь плюшки от власти держащих, не играет. Не такой он человек .. сидит скромно в Кике , но помогает молодым парам осваивать сложнейшие элементы.
Зайцева перворазрядника к уже чемпионке мира Родниной , когда ее бросил Уланов , поставил Жук. Прежде всего -это надо помнить.
Да у Жука был сложный характер .Но и Зайцев был ведомый - вопрос с переходом к Тарасовой решила Роднина .
А то что , Жук там читал газету , в присутствии высокого начальства - это ещё раз подтверждает его крепкий независимый характер
Жук на показуху не работал.