Михал Бржезина: «Когда фигурист катается под классику, он хочет понравиться судьям, которые за это непроизвольно добавляют баллы»
Чешский фигурист Михал Бржезина рассказал о том, как изменилась музыкальная составляющая фигурного катания в последние годы.
«Самое существенное изменение, которое произошло в «артистической» части фигурного катания, — это допущение правилами вокала и слов в музыке, что открыло большое пространство возможностей для всех фигуристов.
Раньше, когда мы катались только под музыку без слов, тяжело было передать разнообразие образов. Ты мог взять какой-то саундтрек к фильму или спектаклю и попытаться обыграть «очищенный» от слов трек, но это очень тяжело.
Теперь можно использовать музыку вроде той, которую использовал я. Для фигуристов — это способ установить связь с публикой, потому что не все любят классическую музыку, если уж честно.
И если теперь есть возможность взять что-то другое и перенести это на лед — обязательно найдутся люди, которым это понравится, а у фигуриста получится «дотянуться» до другой публики.
– Многие фигуристы продолжают кататься под классику…
– Я думаю, что в этих случаях фигурист хочет сразу же встать на сторону судей, понравиться им. Многие судьи выросли на классической музыке, по крайней мере, в фигурном катании, и они не всегда в восторге от музыки типа AC/DC. Когда играет подобная роковая музыка, на лицах многих судей можно увидеть такое… неудовольствие, что ли, понятно, что они не фанаты этого музыкального направления.
А когда играет что-то вроде «Четыре времени года» Вивальди, то они могут просто сесть, откинуться на спинку стула и смотреть, потому что это не убивает их слух. Они непроизвольно добавляют баллы за компоненты таким программам, потому что им это знакомо, они слышали эту музыку и видели эти образы всю свою жизнь.
Когда другие фигуристы выходят под музыку более современных исполнителей – например, Маттео Риццо использует музыку группы Queen — это роковая музыка, которая нравится не всем. Она совершенно иная, нежели классическая музыка, и ты должен найти к ней подход, а зритель должен понимать, что это и о чем, знать ее хотя бы немного.
Даже в танцах на льду фигуристы, которые катаются, например, под музыку AC/DC или какой-то подобный рок-н-ролл, или что-то альтернативное, судьи не оценят этот подход — для них такой музыкальный выбор не коррелирует с форматом «танцы на льду». Но для публики это здорово. Их захватывает неожиданный выбор музыки, тем более что они ее знают и любят», – сказал Бржезина.
Вокал и музыка не должны ни бить по мозгам, ни резать слух. Часть рока уже давно стали своего рода классикой, и примеры совершенно новой музыки, зашедшей всем на ура есть - та же Land of All Чена. Поэтому уже не совсем верно, что судьи плохо воспринимают неклассику. Нормально воспринимают, но смотря что, да и исполнение многое решает.
Дело в том, что музыка влияет на работу головного мозга и гормоны. И это дает толчок толпе людей реагировать/дышать в ритме танца/песни/мелодии.
Другой вопрос, что в стилях хип-хоп, диско, поп качественной музыки - единицы.
Джаз несет высокую эмоциональную нагрузку. А вот рок это та же классика, только классика современного мира. Во влиянии на человека они стоят очень близко, единственное отличие - рок проходит отсеивание некачественного материала в настоящее время, в то время как классика уже прошла этот процесс и имеет огромный Золотой Фонд проверенный иногда веками. Современная классическая музыка тоже далеко не вся останется востребованна.
И те хореографы, кто изучал музыку, а это по сути их хлеб - знают все тонкости выбора музыкального сопровождения.
Например с песней Киркорова типо "зайка моя" невозможно победить на международных стартах, а вот с русской народной можно.