5 мин.

Российский финал в фехтовании изнутри: Великая показывала «козу», Позднякову качал отец (босс ОКР), все стеснялись произносить одно слово

На второй Олимпиаде подряд наши саблистки разыгрывают золото между собой:

1. Мы в восторге от Софии Поздняковой – дочери Станислава Позднякова, главы ОКР, 4-кратного олимпийского чемпиона. Через пять минут после схватки она вела себя так спокойно и раскованно, будто это победа не на Играх, а на внутреннем отборе. 

2. Мы сопереживаем Софье Великой, которая с третьей Олимпиады подряд увозит личное серебро. Правда, опыт и приобретенная с годами стать позволяют ей держаться так, что сопереживать, возможно, и не надо. 

Дорога Великой к личному золоту – бесконечная Одиссея: четыре попытки (и Софья уже готовит пятую), три упущенных финала, два декрета – и не исчезавшая вера, которая и двигала к камбэкам. 

«Придется ехать на пятую Олимпиаду – пока говорю это во вселенную, но осталось три года и возможность есть: год отдыха, год завоевать лицензию и выступать».

Мы же не удивимся, если так и будет?

***

Скорее всего, вы не следите за фехтованием постоянно, но все равно помните нашу главную саблистку хотя бы за фамилию и долголетие. Возможно, помните и за осечки в финалах – такой досадной серии нет ни у кого. 

Великая наработала на личную награду еще в 2008-м: лихо долетела до полуфинала в Пекине, выбив вице-чемпионку Игр-2004, но не справилась с американками – два поражения подряд, не срослось даже с бронзой. 

В Лондоне от нее ждали золота: действующая чемпионка мира споткнулась в финале и вскоре прервала карьеру – в 2013-м родился сын. Тогда казалось, что Софья или закончит – собственным решением, или карьера сама собой пойдет на спад.

Но форма внешне легко вернулась: в Рио Великая ехала снова действующей чемпионкой мира и ключевым фаворитом. Увы для нее, ровно к Играм в нашей команде окрепла Яна Егорян – на 8 лет младше: тот русский финал украсил Олимпиаду. Великая, уступив один укол, сразу отрезала: «Буду фехтовать до пенсии, чтобы завоевать золото». Олимпийский титул пришел всего 5 дней спустя – при участии той же Егорян Софья забрала его с командой.

Как вскоре стало понятно, такая победа не вполне устроила Великую: родив в 2017-м, Софья опять пришла в тонус – хотя в ее ситуации сдвиг Олимпиады на год больше мешал, чем помогал. 

***

И вот Великая, для которой это – все-таки не исключаем – последняя Олимпиада, в четвертьфинале символично выбивает чемпионку Пекина-2008. А на полуфинал выходит самой старшей в четверке – с отрывом на 10+ лет. Но все равно не уступает соперницам ни в резкости, ни в реакции, ни в изобретательности.

На поздних стадиях Великая была разной: бросалась вперед с риском, пятилась назад, заманивая, подчеркнуто опускала саблю, постоянно варьировала темп – искала варианты под конкретную ситуацию. 

Иногда это приводило к трудностям: четвертьфинал и полуфинал для Софьи начинались с 0:3 – совсем не критично, когда фехтуешь до 15, но кто-то с меньшим опытом мог бы развалиться. В обоих случаях Великая выводила на 3:3 и после третьего удачного укола издавала особенно затяжной рев.  

Но когда он встали с Софией Поздняковой, опыта и мастерства не хватило – после паузы (при счете 8:7 в свою пользу) Великая откровенно не справилась с темпом.

*** 

Потом Позднякову, которая останавливала Великую еще в финале ЧМ-2018, жарко поздравлял отец. Их объятия на разных ярусах трибун превратились в качания: Станислав Поздняков просто взял Софию на руки, будто она младенец, и покачал. А наобнимавшись, вернул куда полагается – на ярус ниже.

Несколько дней назад босс ОКР на встрече с российскими СМИ давал понять: буду особо болеть за фехтование, и рад, что дочь тоже в Токио, причем по справедливости – не благодаря фамилии.

София после поздравлений отца побрела на интервью, там ее вскоре нагнала Великая: вместе они показали камерам сначала V – победа, потом «козу», а следом Великая собралась прокричать название страны, которая в Олимпиаде формально не участвует. 

«Ой», – Софья осеклась на первом слоге, прикрыв рот ладонью.

Если считать первые эмоции самыми объективными, то в Великой точно не разглядеть спортсменку, убитую горем. Может, уже привыкла?

*** 

Позднякова при этом тоже держалась хладнокровно – даже постеснялась говорить в микрофон (мы берем интервью на расстоянии)

– Прям так? в микрофон – это очень громко. Нет, я стесняюсь, давайте буду просто погромче.

Ну здорово, я очень рада, что мы с Софьей Великой принесли две медали в это непростое время. Очень круто, опять рос... Опять ПОХОЖИЙ финал, что и в Играх 5 лет назад. Очень клево…

Я не знаю, то ли я устала, то ли не знаю… Я как будто знала, что так должно быть. Помню, Яна Егорян говорила: вот секунда – и это уже прошло. И у меня: секунда – этот момент уже прошел. 

Дня три-четыре назад мне приснился сон, что мы с девочками сидели в комнате, проиграли бои. И пришла Соня, открыла такую большую коробку и говорит: я опять второе место заняла. И мы такие: да лааадно, ничего страшного. Получился вещий. 

Я старалась абстрагироваться, и у меня это получается, потому что рядом близкие: мой папа, муж Константин Лоханов (тоже фехтовальщик сборной – Sports.ru), все родственники на связи. Спасибо интернету.

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov