9 мин.

К 15-летию «Амели»

К 15-летию «Амели»: Кино как двигатель туризма

Пятнадцать лет назад на экраны вышел фильм Жан-Пьера Жёне «Амели». Лента мгновенно стала культовой: толпы туристов потянулись на Монмартр, но вовсе не для того, чтобы бродить по местам Ренуара и Ван Гога, а в кафе «Две мельницы», где по сюжету работала Амели. Цены на незамысловатые блюда, подающиеся в прославленной брассери, мгновенно выросли. Город получил новые источники дохода: пекари придумали новые булочки, названные в честь Амели, сувенирные магазины начали предлагать продукцию с символикой фильма, а стоимость квартир на Монмартре подскочила в разы.

Но только ли фильм Жан-Пьера Жёне оказал столь сильное влияние на экономику Франции? Вспомним картины, благодаря которым Франция, и без того привлекающая миллионы гостей, стала еще более популярным туристическим направлением.

«Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора»

К 15-летию «Амели»: Кино как двигатель туризма

1964 год. Жак Деми первым из французских режиссеров снимает цветную музыкальную мелодраму под поэтичным названием «Шербурские зонтики». И в одночасье приносит мировую славу трем основным участникам съемочного процесса: актрисе Катрин Денёв, композитору Мишелю Леграну   и маленькому портовому городу Шербур на северо-западе Франции. Главные достопримечательности Шербура — ратуша, историческая церковь, коммерческая и военная гавани — мало интересуют туристов, устремившихся сюда со всего света, чтобы побродить по тем же улочкам, что и герои киноленты. Фильм получает «Золотую пальмовую ветвь»  Каннского фестиваля, несколько номинаций на «Оскар», а скромный город Шербур — репутацию одного из самых романтических уголков Франции.

Сегодня, 52 года спустя, туристы по-прежнему направляются туда, чтобы проникнуться атмосферой легендарной картины. Чтобы наверняка увидеть все самое интересное, можно заказать экскурсию в городском турбюро или, загрузив специальное приложение на мобильный телефон, пройтись по маршруту самостоятельно.

Франсуаза Сансон, хозяйка бутика «Шербурские зонтики», где проходили съемки фильма, устала повторять, что она торгует тканями, а не зонтами: «Сюда постоянно приезжают туристы из разных стран. Например, мне запомнилась одна японская пара, которая привезла афишу фильма «Шербурские зонтики» с японской «Катрин Денев» и «Нино Кастельнуво», — рассказывает она. — Вопрос, который мне задают чаще всего: «Почему здесь больше не продаются зонты?». Все очень удивляются, когда узнают, что зонты в этом магазине никогда и не продавались, здесь просто проходили съемки фильма. Больше всего меня веселит, когда туристы, фотографирующиеся на фоне вывески моего магазина, чтобы сделать эффектный кадр, раскрывают зонты в солнечный день».

Однако знаковый магазин зонтов в Шербуре все-таки есть, причем появился он именно благодаря картине Жака Деми. «Когда проходили съемки, мне было 12 лет», — говорит предприниматель Жан-Пьер Ивон. «Каждый день я не мог дождаться, пока окончатся уроки в школе, чтобы вскочить на велосипед и помчаться на съемочную площадку, где уже находился весь город. Это было одно из самых ярких событий моего детства, наложившее отпечаток на всю мою жизнь. Я вырос, стал рекламным фотографом. Однажды, когда я стоял под душем, и сверху лилась вода, меня осенило: я живу в Шербуре, все знают фильм «Шербурские зонтики», но самих зонтиков в природе на существует! И я решил их создать».

Идея увенчалась успехом. Зонты Le Veritable Cherbourg («Настоящий Шербур») сделали их создателя весьма состоятельным человеком и подарили миру добротно сделанную, очень красивую продукцию под лейблом Made in France. Бутик Le Veritable Cherbourg находится в самом центре города, там же расположен музей марки. Заплатив 8 евро, можно узнать, как создаются знаменитые зонты и насколько они похожи на те, что прославили их родной город на весь мир.

Но одним Шербуром дело не ограничилось. Пытаясь повторить успех своей ленты, Жак Деми снял очень похожий фильм «Девушки из Рошфора» — вновь с Катрин Денёв в главной роли. Магия кино, превратившая портовый город Шербур в звезду мировой величины, сработала и с Рошфором. В 60-е годы это был унылый захолустный городок, мало интересный для туристов. Но после того, как туда приехал Деми со своей съемочной группой, все изменилось. Рошфор преобразился: сорок тысяч квадратных метров городских фасадов были перекрашены, став декорациями для фильма. Главные события разворачивались на площади Кольбер, которая благодаря этой ленте мгновенно прославилась и стала культовым местом для паломничества киноманов из разных стран.

«Бобро поржаловать!»

К 15-летию «Амели»: Кино как двигатель туризма

Если Жак Деми действовал спонтанно, сделав из ничем ни примечательных городов лакомые объекты для кинотуристов, то Дэни Бун, снявший комедию «Бобро поржаловать!» имел тонкий расчет. По сюжету, главный герой фильма, начальник почты, мечтающий о переводе на Лазурный берег, получает назначение на север, в город Берг. Нам в это сложно поверить, но даже в такой маленькой стране, как Франция, север и юг — два разных мира, и для южан северяне — это грубые существа, разговаривающие на непонятном языке и живущие чуть ли не в условиях вечной мерзлоты.

«Мне было очень важно снять этот фильм. Я родом с Севера, я провел там детство, там — мои друзья и родные. И меня всегда раздражали стереотипы, которые существуют во Франции относительно этого региона. Мне хотелось снять очень смешную и добрую комедию, главный герой которой, никогда не бывавший в этих местах, меняет свое представление о нашей культуре благодаря теплому приему, который ему оказывают местные жители», — говорил Дэни Бун, когда фильм вышел на экраны.

Чтобы помочь режиссеру искоренить эти стереотипы и привлечь туристов на Север, департамент Нор-Па-де-Кале инвестировал в фильм Дэни Буна 900 000 евро. «Зритель не дурак. Чтобы в город поехали туристы, участия звезд недостаточно. Нужно, чтобы в первую очередь у фильма был хороший сценарий», — подчеркивает Венсан Леклерк, директор фонда поддержки кино Нор-Па-де-Кале.

О том, что сценарий удался на славу, свидетельствуют кассовые сборы: во Франции фильм посмотрели 20,5 млн. человек, что стало рекордом со времен картины «Большая прогулка» 1966 года с 17,3 млн. зрителей.

Расчет на то, что Север привлечет внимание туристов со всей Франции, также оправдался. Более того, город Берг, где происходит действие фильма, стал одной из главных достопримечательностей региона. Для всех желающих там проводятся экскурсии по местам съемок картины, а в кафе и ресторанах предлагают блюда, которые пробовали герои ленты.

«Пряности и страсти»

К 15-летию «Амели»: Кино как двигатель туризма

В случае с «Бобро поржаловать!» упор делался прежде всего на внутренний туризм, но некоторые ленты, снимавшиеся во Франции, привлекают в первую очередь зарубежных гостей. По данным независимого агентства TCI, 4 млн иностранных туристов в год приезжают во Францию именно для того, чтобы побывать на местах, связанных с тем или иным фильмом. Одно из таких мест — деревушка Сент-Антонен-Нобль-Валь, где происходит действие ленты «Пряности и страсти».

Несмотря на то, что кинематографисты здесь бывали уже не раз (в частности, в 1949 году здесь снимался фильм Жака Тати «Праздничный день»), съемки фильма с Хелен Миррен в главной роли, спродюсированном Стивеном Спилбергом и Опрой Уинфри, стали самым значимым событием в истории деревни. В картине было задействовано больше половины местных жителей, отложивших свои повседневные дела до более спокойных времен. Но никто и не подозревал, что после выхода фильма неспешной жизни деревни придет конец.

«К нам устремилось огромное количество туристов, в первую очередь, из США и Австралии, — комментирует представитель турбюро Сент-Антонен-Нобль-Валь. — При этом я не могу сказать, что наша деревня повторила «эффект Амели» — цены на недвижимость и в магазинах остались прежними».

«На зов скорби»

К 15-летию «Амели»: Кино как двигатель туризма

Сегодня, когда во всем мире — бум интереса к сериалам, Франция пока не может похвастаться большими успехами на этом поприще. Но есть исключения. Так, мрачноватый мистический сериал «На зов скорби», в котором мертвые оживают и возвращаются к привычной жизни, прогремел на весь мир. А вместе с ним славу приобрел департамент Верхняя Савойя на востоке Франции. Действие сериала происходит в таких живописных декорациях, что невольно хочется там побывать. Здесь и есть и гигантское голубое озеро с таинственной дамбой, и завораживающие скалы, и дома с впечатляющей современной архитектурой. И, конечно же, тайны, которые так привлекают поклонников сериала. Пытаясь разгадать их, они отправляются в путешествия по местам съемок.

«Я переехал в Верхнюю Савойю в 2012 году, будучи совершенно незнакомым с этим регионом. И тут вышел серил «На зов скорби», который меня невероятно увлек, — рассказывает блогер Кристоф Нё. — Услышав о том, что съемки проводились у нас, и что многие приезжают сюда только для того, чтобы увидеть вживую на места, где происходит действие сериала, я решил им помочь. Объединившись с другими фанатами, я составил подробную карту локаций, связанных с сериалом. Теперь я сам мечтаю совершить путешествие по местам съемок любимых фильмов: например, поехать в Ирландию, где снималась «Игра престолов».

«Амели»

К 15-летию «Амели»: Кино как двигатель туризма

Вернемся в Париж. Свой пятнадцатый день рождения «Амели» встречает в теплой компании киноманов, которые увлеченно бродят по городу в сопровождении многочисленных гидов, останавливаясь у зданий, мостов и скверов, где происходит действие множества известных фильмов, среди которых «Начало», «Полночь в Париже», «1+1», «Хранитель времени», «Турист», «Пена дней». Но «Амели» по-прежнему занимает в этом списке особое место.

«Судя по толпам туристов в кафе «Две мельницы», интерес к этой картине по-прежнему высок, — рассказывает Татьяна Слава, создатель квеста по фильму «Амели». — Мой квест ориентирован прежде всего на тех, кто любит или хочет открыть для себя Монмартр с нестандартной стороны. Он проводится на русском, но бывает , что клиенты просят провести его на французском (как правило, это делают русские жены для своих мужей французов). Среди участников есть и те, что никогда не видели фильм - правда, после прохождения квеста они сразу же бегут его смотреть».

К счастью, сегодня сделать это очень легко. Онлайн-кинотеатры позволяют насладиться любимой картиной из любой точки земного шара, а мобильные приложения — совершить виртуальную экскурсию по Монмартру или поиграть в «Кафе Амели» на своем смартфоне. Вновь и вновь, пятнадцать лет спустя после премьеры, этот фильм продолжает привлекать людей и приносить доход его создателям — не только как хорошее кино, но и как отдельный культурный феномен.

Источник