Не тормози!
До российских зрителей не так давно добрался триллер «Виктория» — снятая одним дублем картина об ограблении банка, действие которой умещается всего лишь в несколько часов. Мы вспоминаем ещё 15 знаковых лент, где за сутки или меньше герои успевают пережить опасные приключения, распрощаться с подростковыми иллюзиями, развязать ядерную войну или попасть в лапы к зловещим мертвецам.
«Верёвка»
Режиссер Альфред Хичкок, 1948
Два молодых человека решают доказать, что способны провернуть идеальное преступление, и придумывают рискованный и безумный план — убить своего приятеля, а затем закатить банкет и пригласить его родственников, пока тело все еще спрятано в доме, причем не в самом укромном месте. Действие «Веревки» развивается в реальном времени, и в историю фильм вошел в том числе из-за своей технической виртуозности. Почти за 60 лет до того, как «Бёрдмэн» получил «Оскар» за лучший фильм, благодаря умелым монтажным склейкам Хичкоку удалось создать иллюзию съемки целой картины одним планом.
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
Режиссер Стэнли Кубрик, 1964
В разгар холодной войны Стэнли Кубрик мечтал снять триллер о возможной ядерной катастрофе. Постановщик не знал, как подступить к материалу, пока не понял: суть конфликта настолько абсурдна, что идеально ляжет в основу комедии о том, как всего за несколько часов благодаря серии случайностей и глупости политиков можно привести мир к его неутешительному концу. Отдельно стоит отметить Питера Селлерса, исполняющего здесь сразу три роли и импровизирующего большую часть экранного времени.
Режиссер Джордж А. Ромеро, 1968
На картину маэстро зомби-хорроров Джорджа А. Ромеро в день релиза обрушился шквал критики за шокирующие сцены и чрезмерное насилие. Это не помешало ей окупить свой бюджет более чем в 200 раз, со временем заслужить репутацию классики жанра и оказать влияние на большинство современных фильмов и сериалов о ходячих мертвецах. По сюжету группа выживших находит приют в загородном доме и пытается дожить до рассвета. Но не знающий жалости Ромеро приготовил для своих героев другую участь.
Режиссер Джордж Лукас, 1973
Одна из ранних работ режиссера «Звёздных войн», номинированная на пять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, и включенная в список 100 лучших картин по версии Американского киноинститута. История четырех лучших друзей, их подростковых переживаний и последней безмятежной ночи, прежде чем они сядут в самолет и отправятся в колледж. Любопытно, что картина могла и не состояться: от нее отказались все студии, исключаяUniversal, поверившую в молодого постановщика. В итоге «Американские граффити» заработали на родине 115 миллионов долларов при бюджете, не дотягивающем до 1 миллиона.
Режиссер Сидни Люмет, 1975
Худший день представить сложно. Горе-преступник Санни (Аль Пачино) и его подельник Сэл (Джон Казале) решают обнести бруклинский банк, но не по плану идет, кажется, все, что только могло пойти не так: хранилище оказывается почти пустым, парни выходят из себя и берут заложников, а к месту уже стягиваются основные силы полиции города. Основанная на реальных событиях и построенная на импровизациях, эта картина завоевала премию «Оскар» за лучший сценарий и принесла Аль Пачиночетвертую актерскую номинацию, хотя первой и пока единственной победы ему пришлось ждать еще почти 20 лет.
«Аэроплан»
Режиссеры Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Джерри Цукер, 1980
Как заставить зрителей хохотать от первой и до последней минуты фильма? Режиссеры комедии «Аэроплан» нашли идеальный выход. После тестовых показов они просто вырезали из картины все, что не вызывало у аудитории приступов смеха. Надувной автопилот, отравление пассажиров и экипажа, удары молнии и первая комедийная роль Лесли Нильсена — эта гремучая смесь и спустя 35 лет заставляет кинокритиков отдавать «Аэроплану» высокие места в списках лучших комедий всех времен.
Режиссер Джон Хьюз, 1985
Один из самых излюбленных фильмов о взрослении, в этом году отметивший 30-летие. Пятеро школьников в наказание должны провести в библиотеке субботний день и написать сочинение о своем будущем. Совершенно разные на первый взгляд подростки находят точки соприкосновения друг с другом, открывают свою душу, делятся проблемами и обретают настоящих друзей. Изначально Джон Хьюз планировал снимать по продолжению каждые 10 лет и показывать, как повернулась жизнь полюбившихся миллионам зрителей героев, однако сделать это так и не удалось. Поговаривают, что всему виной испортившиеся еще на съемках отношения с Джаддом Нельсоном.
Режиссер Мартин Скорсезе, 1985
Картина Мартина Скорсезе начинается с ухода неудачливого офисного работника Пола (Гриффин Данн) с работы и заканчивается возвращением на следующее утро. А вот то, что случилось между этими событиями, мужчина с уверенностью может назвать худшей ночью в своей жизни. Вместо приятного вечера с понравившейся девушкой его поджидают злополучные приключения на Манхэттене — без гроша в кармане и с преступниками на хвосте. Скорсезе всегда успешно передавал дух Нью-Йорка, и в фильме «После работы», который, кстати, едва не стал дебютной картиной Тима Бёртона, ему удалось запечатлеть безумие ночной жизни города.
Режиссер Джеймс Фоули, 1992
Чикаго, дождливая ночь, насквозь прокуренный офис и четверка агентов по продаже недвижимости. Тот, кто проведет время продуктивнее всех и закроет как можно больше сделок, получит роскошный кадиллак. Двое наименее успешных лишатся работы. Экранизация знаменитой пьесыДэвида Мэмета, получившей Пулитцеровскую премию, кажется, заранее была обречена на успех. Вряд ли что-то может пойти не так, если режиссеру удается собрать в одном фильме Аль Пачино, Алека Болдуина, Кевина Спейси, Эда Харриса, Алана Аркина и Джека Леммона. Последний называл этот актерский состав лучшим в своей карьере. А ведь Леммон снимался в другом выдающемся фильме, чье действие уместилось в несколько часов, — ленте «12 разгневанных мужчин».
Режиссер Джоэл Шумахер, 1992
Перед тем как Джоэл Шумахер вызвал ненависть львиной доли поклонников «Бэтмена», сняв неоднозначную экранизацию комикса DC, он ополчил против себя консервативную часть Америки весьма провокационной драмой «С меня хватит!». Эта картина — иллюстрация того, что бывает, если по-настоящему вывести человека из себя. Хронический неудачник Уильям (Майкл Дуглас) пробирается через знойный Лос-Анджелес на день рождения своей дочери, не стесняясь крушить все на своем пути.
Режиссер Харольд Рэмис, 1993
События легендарной комедии также разворачиваются в течение одного дня, пусть и повторяется он бесчисленное количество раз. Спустя почти десяток лет после «Охотников за привидениями» Билл Мюррей и Харольд Рэмис вновь выдали одну из лучших комедий своего времени. Сам режиссер никогда не раскрывал, сколько же точно времени герой проводит во временной петле, но его приключения в общей сложности занимают минимум десяток лет. Мы готовы пересматривать эту картину не меньше.
Режиссер Ричард Линклейтер, 1993
Маленький городок в Техасе, 1976 год. Перед тем как шагнуть во взрослую жизнь, в последний школьный день выпускники решают в полной мере познать, что же такое секс, наркотики и рок-н-ролл. Но не все может пойти гладко, даже если у тебя в компании есть Милла Йовович и Мэттью МакКонахи. «Под кайфом и в смятении» не единственный фильм в фильмографии Линклейтера, чье действие происходит в одни сутки. Не стоит забывать про уже совсем другую по настроению трилогию «Перед рассветом».
«Клерки»
Режиссер Кевин Смит, 1994
Комедия Кевина Смита об одном непростом рабочем дне в небольшом магазинчике. Данте (Брайан О’Хэллоран) и его друг Рэндалл (Джефф Андерсон) обсуждают насущные проблемы и «Звёздные войны», спорят и утешают друг друга, разбираются с безумными покупателями и играют на крыше в хоккей. А еще за эти 100 минут они становятся зрителю родными. Минималистичная, черно-белая и снятая за копейки дебютная работа Смита весьма успешно прошла в американском прокате и привлекла к себе внимание на «Сандэнсе» и Каннском кинофестивале. Действительно, устоять перед ее обаянием очень сложно.
«Магнолия»
Режиссер Пол Томас Андерсон, 1999
24 часа. Один город. И несколько судеб, которые переплетаются благодаря удивительным и порой трагическим совпадениям. Вслед за «Ночами в стиле буги» Пол Томас Андерсон снял одновременно более масштабную и более личную картину и окончательно укрепился в звании одного из самых многообещающих и талантливых авторов независимого американского кино. А богатый на громкие имена актерский состав (от Тома Круза до Джулианны Мур) выдал едва ли не лучшие свои роли.
Режиссер Антуан Фукуа, 2001
Опытный, но не чурающийся замарать руки детектив Алонзо Харрис (Дензел Вашингтон) берет под свое крыло еще зеленого офицера Джека Хойта (Итан Хоук). Вместе им предстоит сорвать сделку по продаже наркотиков, дать отпор суровой банде, ограбить наркоторговца и попытаться не рассориться из-за диаметральных взглядов на то, какой должна быть работа полицейского. «Тренировочный день» открыл талант Вашингтона с новой стороны и принес ему вторую статуэтку «Оскар».
Разумеется, это далеко не все фильмы, чье действие укладывается в сутки. Нельзя забывать и про «Похитителей велосипедов», «Одинокого человека», «Крепкого орешка», «Выходной день Ферриса Бьюллера», «От заката до рассвета», «Соучастника» и «Гравитацию». Какие подобные картины сильнее всего полюбились вам?