Четыре легендарных комика немого кино
Первый пост - как и несколько последующих - будет посвящен Великому немому кинематографу. Не буду рассматривать родоначальников из Франции, не буду с видом знатока рассуждать о драмах Гриффита (я человек простой;) - а сразу перейду к моим любимым голливудским комикам, начинавшим как раз век тому назад.
Каждому из них будет посвящено по несколько постов не чаще одного раза в неделю, сегодня же я просто хочу для начала предоставить вам один из образцов жанра, которыми будет наполнен этот блог - наряду, впрочем, с обычными архивными фотографиями и свежими новостями - но это в будущем.
РОМАНТИЧНЫЙ УВАЛЕНЬ
Роско Арбакль дебютировал в кино в 1909 году - это случилось после успешной карьеры на театральной сцене. Кроме того, что «Толстяк» Арбакль был талантливым актером, он еще и недурно пел - сам великий Энрико Карузо делал ему комплименты. Однако Роско не поддался на уговоры великого тенора и не выбрал путь «второго великого певца в мире».
В кино Роско добился значительных успехов довольно быстро, к 1919 году он уже был ведущим актером студии Universal и зарабатывал по 3 доллара в день. Большой вес, из-за которого его и прозвали «Толстяком», был его амплуа, однако актер его сильно стеснялся. Впрочем, несмотря на комплекцию, Арбакль был довольно гибким и часто исполнял акробатические номера. А посмотрите, какая из него вышла прелестная девушка о:)
Популярность Роско была столь велика, что она даже выступал наставником для многих актеров, сделавших в дальнейшем неплохую карьеру. Среди его протеже были Бастер Китон, Боб Хоуп и даже Чарли Чаплин. Звезда «Толстяка» Роско закатилась в 1921 году, когда его ложно обвинили в изнасиловании и убийстве начинающей актрисы Вирджинии Рапп.
Из-за скандала его фильмы были запрещены. Несмотря на то, что в итоге Арбакля оправдали, он не мог найти работу в течение последующих десяти лет. Друзья, в том числе и Бастер Китон, приглашали время от времени в свои картины, чтобы Роско не терял оптимизма. В 1932 году Арбакль, наконец-то, заключил контракт на шесть короткометражек с Warner Bros., но уже через год умер от сердечного приступа.
ГЕНИАЛЬНЫЙ БУКА
Карьера Китона в кино началась в 1917 году со знакомства с Раско Арбаклом, уже популярным комиком. Дебют состоялся в картине «Ученик мясника» - Арбакл сбивает Китона с ног мешком муки. Падать актеру было не привыкать - первое его падение случилось в шестимесячном возрасте и было отмечено самим Гарри Гудини, с которым работал отец Китона. Он же придумал и прозвище мальчику - Бастер (buster - удалец).
В дальнейшем Джозеф (а именно такое имя получил мальчик при рождении) выступал в семейном шоу «Три Китона», где в одной из сценок ему часто приходилось падать и извиняться перед публикой: «Извините, я упал». Все свои действия мальчик исполнял без тени улыбки на лице, вызывая своей серьезностью еще больше смеха в зале. Умение сохранять невозмутимое выражение лица стало визитной карточкой актера (прозвище «Человек с каменным лицом» быстро и надолго закрепилось за Китоном), попадавшего на экране в самые нелепые и абсурдные ситуации.
Кроме актерского таланта, со временем у Китона обнаружились незаурядные способности режиссера - с 1920 по 1929 годы он снял более тридцати картин, каждая из которых находила отклик у критиков и зрителей. Этот период его творчества был самым плодотворным и успешным, в эти годы он создал свои суперхиты - «Шерлок-младший» и «Генерал», входящий в десятку лучших фильмов всех времен.
Приход звука в кино не отразился на актерской карьере Бастера, обладая хорошим голосом и неплохо пел, однако боссы киностудии Metro-Goldwyn-Mayer не давали ему возможности ставить звуковые фильмы, что вскоре привело Китона к банкротству. В 1959 году киноакадемики оценили вклад Китона в кино и вручили ему «Оскар».
ОЧКАСТЫЙ ГЕРОЙ
Карьера Гарольда Ллойда началась в 1912 году с ролей в короткометражных комедиях. Через году у него был уже первый достойный контракт с кинокомпанией Томаса Эдисона. Первые образы Ллойда были похожи на созданного Чаплиным Бродягу - только одежда была наоборот маленькая. Но в 1919 году Ллойд вместе с компаньоном Хэлом Роучем придумали «персонажа с очками» - наиболее известный образ актера.
Ллойд был трудолюбивым актером и большинство трюков в комедиях выполнял самостоятельно, что не могло не отразиться на его здоровье (при съемках одного из эпизодов со взрывом актер лишился двух пальцев на правой руке). По популярности комедии Ллойда уступали фильмам Чаплина, однако очкарик-трудоголик смог заработать на своих картинах в разы больше Бродяги - так как снял их на порядок больше. Кроме того, Ллойд является автором идеи показа картин фокус-группам еще до выхода ленты в прокат, чтобы узнать реакцию публики.
СМЕШНОЙ ЧУДАК
Чарли Чаплин, как и многие актеры эпохи немого кино, начинал карьеру в театре - тем более что его родители сами были актерами. В США Чаплин приехал вместе с труппой театра Фердинанда Карно в 1910 году. В 1913 году артисту предложила контракт студия Keystone, где его под свое крыло взял Роско «Толстяк» Арбакл.
Приспособиться к работе в кинематографе Чаплину было поначалу трудно, однако он быстро освоился - и вскоре родился самый известный образ в мировом кино. Своего Бродягу Чаплин создал в 1914 году: мешковатые штаны, узкая визитка, котелок, большие башмаки, черные маленькие усики и тросточка.
Бродяга стал популярным в одночасье, актерские гонорары и контракт Чаплина растут. В Keystone в 1914 году он получал 150 долларов в неделю, а в 1917 году он становится самым дорогим по тем временам актером - First National Pictures заключила с Чаплиным контракт на 1 миллион долларов.
В 1919 году вместе с коллегами по цеху Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом он основывает киностудию United Artists, где начинает создавать свои полнометражные картины, ставшие классикой кинематографа - «Золотая лихорадка», «Цирк», «Огни большого города», «Великий диктатор». Даже после прихода звука в кино 1927 году Чаплин остается верен идеалам немой классики и более десяти лет отказывался озвучивать свои картины.