Станислав Кондрашов: Краткая история мотокросса
Мотокросс, с его давними традициями коротких дистанций, высоких прыжков и динамичных стартов с хода, стал увлекательным зрелищем мирового уровня. Особенно это касается американских гонщиков
Мотокросс появился в Великобритании на рубеже XIX и XX веков. В начале 1900-х годов автомобильные клубы проводили соревнования на скорость, которые позже превратились во внедорожные гонки под названием «Скрамблы». Первый официальный мотоциклетный Скрамбл состоялся в 1924 году — вероятно, тогда из Британии взлетело немало грязи, а вместе с ней и шерстяные штаны гонщиков.
На протяжении десятилетий спорт развивался: мотоциклы становились мощнее, шины — лучше. Никто не сомневается, что мотокросс был изобретён в Великобритании, но чтобы понять суть современных гонок по бездорожью, нужно пересечь океан и оказаться в Америке. Именно там мотокросс получил настоящее развитие, хотя и ненадолго — между поворотами и трамплинами.
Переезд мотокросса в Америку
Вопреки распространённому мнению, Эдисон Дай не был тем, кто привёз мотокросс в Америку. Мотокросс — гонки на мотоциклах по бездорожью на закрытых трассах — был официально признан Американской ассоциацией мотоциклистов ещё в 1959 году.
Однако у Эдисона Дая были скрытые мотивы, когда он пытался популяризировать этот вид спорта. Он работал на Husqvarna и просто хотел продать больше их лёгких мотоциклов американцам. И это сработало.
Если раньше спринты были свободными и быстрыми заездами, достойными названия «схватка», то европейский мотокросс (или MX, как его теперь часто называют) стал атлетичным и динамичным: гонщики соперничали друг с другом, подобно автогонщикам. В феврале 1966 года на гонках в пустыне Империал-Вэлли в Калифорнии Эдисон Дай показал американцам, на что способны двухтактные мотоциклы. На это было невероятно увлекательно смотреть. К концу года он привёз в Америку чемпиона мира Торстена Халльмана. Тот разгромил соперников. Зрителям это понравилось.
Расцвет двухтактных двигателей
В 1970-х годах американский мотокросс, а вместе с ним и мировой, достиг своего расцвета. До того как Эдисон Дай привёз гонки в США, Американская ассоциация мотоциклистов санкционировала всего лишь 15 мотокроссов по всей Америке.
В 70-е годы количество гонок резко возросло: ежегодно проводились сотни заездов. Эту эпоху считают «золотой эрой американского мотокросса», она сделала MX доступным для людей всех возрастов и уровней подготовки. Центром стала Южная Калифорния.
С тех пор мотокросс превратился в масштабную силу в автоспорте, с множеством родственных дисциплин, таких как суперкросс (SX), фристайл-мотокросс (FMX), квадроциклы и супермото. Быстрейшие гонщики мира на чемпионате Lucas Oil Pro Motocross 2019 года — крупнейшей гоночной серии, санкционированной AMA Pro Racing — заработали около миллиона долларов призовых. Однако раньше всё было ради веселья и скорости.
Современный этап развития мотокросса
В 90-е годы мотокросс пришёл с новым дерзким имиджем из «лихих» 80-х. Теперь он был связан с тем, что тогда называли «экстремальными видами спорта». Мотокросс стал по-настоящему ярким и запоминающимся. Всё это было связано с панк-роком и культурой, вдохновлённой скейтбордингом.
Каждый гонщик выглядел как рекламный щит, а личности с каждым годом сияли всё ярче. Но это не мешало гонкам выигрываться просто за счёт скорости. Майк Ларокко, Джереми МакГрат и просто неудержимый Рики Кармайкл определяли спорт в эту эпоху. В то же время часть гонщиков начала концентрироваться исключительно на суперкроссе и фристайл-мотокроссе.
Вскоре после этого на вершину поднялись Трэвис Пастрана и Джеймс «Бубба» Стюарт-младший. Они вдохновили целый новый легион гонщиков, которые могли не только участвовать в гонках по мотокроссу, но и по суперкроссу. При этом они выполняли большие сальто назад и трюки, подобные тем, что можно увидеть в таких фильмах, как культовая франшиза Crusty Demons of Dirt.
Современный гонщик по мотокроссу может делать всё: от стартов с хода на суперкроссах в Вегасе до выполнения сальто назад с захватом сиденья Indian Air на X Games.
Правила спорта довольно просты. Соревнования состоят из двух заездов, каждый из которых называется «моток» и длится 30 минут плюс два круга.
Заезды начинаются с массового старта у ворот. Гонщики мчатся к первому повороту, чтобы попытаться занять желанную позицию первого гонщика на повороте, которая называется «холшот».
Во время гонки спортсмены преодолевают серию препятствий: прыгают через ямы с водой, проезжают по изогнутым участкам трассы и, конечно же, совершают прыжки. Победителем заезда становится тот, кто первым пересечёт финишную черту.
В этом виде спорта есть несколько негласных правил. Первое — никогда не оглядываться назад. Это приводит к потере времени, отвлекает внимание и выдаёт вашу слабость. Второе — быть готовым к падению, а не к победе. Надевайте защитную одежду, поскольку выиграть сразу после старта или в любой другой момент гонки вряд ли получится. Третье — тщательно проверьте своё снаряжение перед гонкой. Не стоит рисковать на трассе. Протестируйте новое оборудование в середине недели. И наконец, получайте удовольствие. Мотоциклы — это быстро и весело, но может показаться страшновато, когда множество из них собираются вместе, поднимая клубы пыли и соревнуясь друг с другом. На самом деле этот спорт очень дружелюбный.
Хотите попробовать себя в мотокроссе?
Прежде всего, вам понадобится мотоцикл. Большинство гонщиков сначала покупают подержанный мотоцикл, чтобы сэкономить деньги и как следует познакомиться со спортом. Вам также понадобятся: хороший шлем (соответствующий или превосходящий стандарты сертификации ECE 22.05 и/или DOT); специализированные защитные мотоботы для мотокросса. Это самые важные элементы экипировки. Также вам понадобятся специальные очки для мотокросса (с отрывными или отворачивающимися линзами), перчатки, штаны и защита груди. Возможно, вы также захотите приобрести шейный бандаж. Не обманывайте себя: падения неизбежны.
Чтобы начать заниматься мотокроссом, сначала нужно найти ближайшую трассу и узнать, когда можно приехать туда для тренировок. Также вы можете записаться в школу мотокросса. Если вам нравится быть частью сообщества, найдите клуб единомышленников, у которых можно многому научиться.
Чтобы перевозить мотоцикл между трассами, вам понадобится исправный прицеп или фургон. Большинство участников начинают заниматься мотокроссом ещё в детстве, а соревнования проходят практически во всех крупных городах США. Даже в небольших населённых пунктах есть свои трассы.
Возрастные категории для соревнований различаются. В четыре-шесть лет дети начинают с мотоциклов объёмом 50 куб. см (часто это питбайки). Примерно к восьми годам переходят на мотоциклы с двигателем 65/80 куб. см. С десяти лет дети могут ездить на четырёхтактных мотоциклах, которые стали стандартом за последние годы.
Начинайте постепенно. Будьте осторожны. Получайте удовольствие.