«Мой головной убор случайно слетел». Скалолазка из Ирана вышла на соревнования без хиджаба, а теперь оправдывается
Чемпионат Азии по скалолазанию – неожиданно один из самых знаковых турниров октября. Все потому, что иранка Эльназ Рекаби выступила без хиджаба – это всего второй случай в истории, когда иранская спортсменка демонстративно нарушает закон.
Молчаливый жест Рекаби – возможно, важный протест для страны, охваченной беспорядками. Вот только саму Эльназ могут ждать серьезные последствия.
Рекаби выступила без головного убора, хотя это запрещено. Говорят, у нее отобрали паспорт и телефон
33-летняя Рекаби – пожалуй, главная звезда иранского скалолазания. На прошлогоднем чемпионате мира в Москве она финишировала третьей в многоборье, на чемпионатах Азии у Эльназ три награды – серебро и две бронзы. В этом году она снова вышла финал на турнире в Сеуле. Но не ее четвертое место и даже не выступление медалисток оказалось главной темой.
На старт Рекаби вышла без хиджаба – просто собрав волосы в хвост. По иранским законам, спортсменки, официально представляющие страну на международных стартах, обязаны выступать в мусульманской одежде.
Федерация альпинизма и спортивного скалолазания Ирана опубликовала новость о результатах Рекаби, сопроводив ее архивным фото (сейчас на сайте вообще нет этой новости). Но видео и фото выступления быстро набрали популярность.
Рекаби не давала комментарии после соревнований 16 октября, а на следующий день и вовсе пропала. По крайней мере, ее друзья сообщили прессе, что Эльназ больше не выходит на связь. По информации британских СМИ, у нее забрали паспорт и мобильный телефон.
Сайт IranWire выдал несколько инсайдов насчет происходящего с Рекаби.
• Якобы после соревнований глава федерации пригласил ее в посольство Ирана в Южной Корее. Он сообщил, что если Рекаби отдаст телефон и документы, то ее доставят в Иран быстро, без риска и огласки.
• Источник сайта заявил, что ее тут же переведут в тегеранскую тюрьму Эвин.
• Изначально планировалось, что Эльназ прилетит в Иран вместе с командой, но чтобы избежать демонстраций в аэропорту ее должны были отправить на день раньше.
Чуть позже посольство прокомментировало ситуацию: «Эльназ Рекаби вылетела из Сеула в Иран рано утром 18 октября вместе с другими членами сборной. Посольство Ирана в Южной Корее решительно опровергает все фейковые новости и дезинформацию, касающуюся Рекаби».
На данный момент нет информации о местонахождении Эльназ.
А вот источник IranWire рассказал, что она давно планировала выступить без головного убора вопреки законам: «Эльназ решила соревноваться без хиджаба около месяца назад. Она не просила убежища, потому что ее муж в Иране, и она хотела вернуться после турнира. Она всегда принимает такие смелые решения».
В сентябре в Иране начались протесты – из-за гибели девушки, которую арестовали за нарушение дресс-кода
Срок в месяц – не случайный: 16 сентября в Тегеране скончалась 22-летняя Махса Амини. За несколько дней до этого ее задержал Назидательный патруль. Этот отдел полиции следит за соблюдением гражданами Ирана и иностранцами дресс-кода в общественных местах: женщины на улице, в парках и торговых центрах должны носить хиджаб.
Амини задержали за то, что она надела накидку не по исламским нормам. Девушку доставили в отделение, а через три дня она скончалась. В полиции отрицают, что смерть Амини связана с плохим обращением. Там заявили, что в отделении у нее произошел сердечный приступ, затем она впала в кому и спустя два дня ушла из жизни.
Семья Махсы рассказала, что у нее никогда не возникало проблем с сердцем, а в полиции отказались показывать тело девушки до похорон. Родные были уверены, что Амини избили, а чуть позже источник в больнице Тегерана сообщил, что она скончалась из-за черепно-мозговой травмы (вызванной предположительно несколькими ударами).
После обнародования информации о смерти Амини в Иране начались масштабные протесты: на улицы выходили женщины и срывали с себя платки, стригли волосы в знак солидарности с ней. Изначально протесты касались только прав женщин в стране, однако переросли в политические и экономические.
К протесту присоединилась женщины со всего мира – звезды в соцсетях выкладывали видео, на которых отрезали прядь волос. В акции поучаствовали французские актрисы Марион Котийяр, Жюльет Бинош, певица и экс-первая леди Франции Карла Бруни. А депутат Европарламента от Швеции Абир Аль-Сахлани остригла волосы прямо во время выступления с трибуны.
Власти отреагировали на массовые демонстрации силовыми методами. По информации правозащитных организаций, несколько тысяч протестующих задержаны, убиты более 200 человек.
В Иране спорт используют в пропаганде, из-за этого сбежала звезда тхэквондо
До 1979-го Иран был светским государством, но после революции стал Исламской республикой, где правила предусматривают большие различия в правах мужчин и женщин. Одно из требований к девушкам – ношение хиджаба в общественных местах.
Требование распространяется не только на Иран, но актуально и за его пределами. Это касается и спорта – девушки обязаны покрывать голову на международных соревнованиях. Иранские спортсменки не выступают в гимнастике, плавании, водном поло, потому что форма в этих видах не соответствует требованиям.
В Иране часто обсуждают вопрос необходимости женского спорта, но существует и обратная сторона. Так, Олимпийские игры воспринимаются как площадка для продвижения государственной гендерной идеологии.
В Рио-2016 тхэквондистка Кимия Ализаде стала первой (и пока единственной) иранской спортсменкой, завоевавшей олимпийскую медаль. Когда она взяла бронзу, в Иране писали, что она «доказала, что хиджаб не является ограничением для иранских женщин».
Вот только через 4 года Ализаде сбежала из страны и опубликовала сильное послание:
«Я одна из миллионов угнетаемых женщин Ирана, которой годами играли. Они делали со мной все, что заблагорассудится. Я надевала то, что мне говорили надеть. Говорила то, что мне указывали. Им было наплевать на меня. Им нет дела до кого-то из нас, мы просто инструменты.
Только эти металлические медали имеют для них ценность, чтобы влиять на политическую жизнь. Но в то же время они унижают мой вид спорта и говорят: достойная женщина не должна раздвигать ноги».
В Токио-2020 она выступала уже в сборной беженцев. В первом раунде по иронии судьбы встретилась с иранкой Нахид Киани – иранский комментатор не называл Ализаде по имени, а говорил просто «соперница». В итоге Кимия победила и дошла до полуфинала.
За год до побега Ализаде боксерша Садаф Хадем стала первой иранской женщиной после революции, которая победила в международном поединке. К тому времени женский бокс был запрещен в Иране уже 40 лет.
Хадем вышла на ринг в шортах, майке и без хиджаба. Она планировала вернуться в Тегеран после исторической победы, но осталась во Франции вместе с тренером, потому что в Иране выдали ордер на ее арест из-за нарушения дресс-кода
***
После Хадем снять хиджаб решилась только Рекаби.
В этом жесте всегда прослеживается политический подтекст, но сама Эльназ называла и вполне обычные причины – с платком не всегда удобно заниматься скалолазанием:
«Сначала другие спортсмены находили это немного странным, им было любопытно, что девушка носит платок на голове и одежду, закрывающую руки и ноги во время соревнований в помещении с такой высокой температурой. Конечно, когда жарко, хиджаб становится проблемой. Во время соревнований организм должен отводить тепло», – говорила она в 2016-м.
UPD Рекаби интересно объяснила ситуацию с хиджабом: «Из-за неудачного тайминга и неожиданного призыва взобраться на стену мой головной убор случайно слетел».
Еще от нее последовали извинения за то, что заставила всех волноваться.
UPD-2 Рекаби выдала еще одну версию: «Меня внезапно и неожиданно вызвали на соревнования, когда я была в раздевалке. Я была занята тем, что надевала обувь и готовила амуницию, и забыла надеть хиджаб, который мне следовало надеть».
Ну и как, теперь точно не волнуетесь за нее?
Фото: eastnews.ru/Rhea KANG / INTERNATIONAL FEDERATION OF SPORT CLIMBING / AFP; Gettyimages.ru/Sean Gallup, Laurence Griffiths, Chris McGrath; Instagram/elnaz.rekabi
В иранском обществе "традиционные ценности" уже не котируются. Сами отцы, мужья и братья уже не хотят гнобить своих женщин; именно поэтому для этого нужны специальные полицейские. Это муляж, имитация: власть Ирана изо всех сил старается открутить стрелку часов назад, невзирая на то, что ни женщинам, ни мужчинам это уже не нужно.
ах, ну да, ну да....