7 мин.

Ирина Гришина: «Выступать наравне с мужчинами сложно»

 С 24 по 30 мая на базе аэродрома «Усмань-Шаршки» в Липецкой области прошли Всероссийские соревнования по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Серебро турнира в промежуточном классе (Intermediate) завоевала самая молодая участница  – Ирина Гришина. В интервью пресс-службе Aero-club.ru 21-летняя спортсменка подвела итоги своего выступления, поделилась тем, как непросто соревноваться с мужчинами, а также рассказала о сотрудничестве со Светланой Капаниной, любви к «Экстре» с первого взгляда и планах на предстоящий сезон. 

 Aero-club.ru: На прошлой неделе завершились Всероссийские соревнования по самолетному спорту на поршневых самолетах. Что скажете об этом турнире? Как оцениваете свое выступление? 

– В этом году соревнования проходили достаточно интересно, для многих спортсменов категории Intermediate и Advanced они стали отборочными на международные турниры. Безмерно рада своей серебряной медали. –  Четко осознаю, что в Усмани я выложилась по полной. Второе место – весьма закономерный и ожидаемый результат. Конечно, требовала от себя первого места, но помешала усталость и высокий уровень конкуренции.

  – Из каких компонентов состоял ваш произвольный комплекс? Вы готовите его на целый сезон?

– Он включал набор довольно простых фигур, с общим коэффициентом в 200 баллов, комплекс готовится на целый сезон, но может быть изменён перед соревнованиями в зависимости от желания спортсмена.

 – Оцените состав участников в Усмани. Насколько для вас это были тяжелые соперники?  

– Борьба была непростой. Отмечу, что в этом году участников было гораздо больше, особенно во Второй и Третьей лигах. Была очень рада тому, что появилось очень много девушек. А вот в Intermediate и Advanced лица всё те же, что и в прошлом году, и мне было безумно приятно всех увидеть! Также была рада, что в моей категории летала еще одна девушка, Екатерина Алексеева, очень достойная конкурентка и хороший пилот.

 – Вы самая молодая участница соревнований в Усмани. Каково это сражаться за медали на равных с многоопытными пилотами? 

– Все решает не возраст как таковой, а опыт. Чем старше мы становимся, тем больше летаем. В каких-то ситуациях именно опыта мне и не хватает, поэтому пока только серебро.

 –  Серебро в Усмани принесло вам путевку на чемпионат Европы, который должен пройти с 3 по 10 июля в Румынии. Это ваше первое попадание в сборную? 

– Да, до этого, в 2020-м году, на чемпионате России я заняла восьмое место и получила звание КМС по высшему пилотажу и стала кандидаткой в попадание команду класса Advanced. Сейчас я решила участвовать в международных соревнованиях именно в лиге Intermediate, именно для того, чтобы лучше подготовиться к Advanced.

 – Есть ли на данный момент официальное подтверждение FAI о том, что континентальное первенство состоится? Какие планы у вас на этот турнир? 

–  Нет, вопрос все еще обсуждается, а спортсмены, затаив дыхание, ждут решения.

 – Вашей наставницей является легендарная Светлана Капанина. Как и когда началось ваше сотрудничество? Вы помните вашу первую тренировку?

– Мы начали летать в 2018-м году в начале мая. Первый полет с ней буду помнить до конца жизни, тогда я поняла, что это действительно то, чего я хотела, поняла, что безмерно влюблена в высший пилотаж и самолетный спорт. С первого дня Светлана Владимировна проявила себя не только как тренер, но и как блестящий наставник, она дает очень много советов, видит все мои сильные и слабые стороны. Мы активно работаем над техникой пилотирования, над чистотой выполнения фигур  – за все это я очень благодарна своему тренеру и надеюсь, что мы будем сотрудничать как можно дольше.

–  Вы уже три года летаете на «Экстре», в то время как большинство пилотов предпочитают отечественные машины. С чем связан выбор этого самолета? 

– Когда впервые попала на аэродром, увидела «Экстру-330»  – это была любовь с первого взгляда! Этот самолет позволяет прочувствовать свободу полета, все фигуры, он дает динамику, скорость, грацию. Наверное, никогда не перестану им восхищаться. Большинство пилотов, на самом деле, летают на отечественных самолетах, и я уверена, что наши машины не только не уступают, но и зачастую превосходят зарубежные. Однако, к сожалению, сейчас производство отечественных самолетов приостановлено, они переданы музеям или разобраны, поэтому мы вынуждены летать на иностранной технике.

  – У вас свой собственный самолет?

–  RA2929 Golf, на котором я выступала в Усмани.

–  Часто в авиационных дисциплинах девушкам приходится соревноваться с мужчинами, так было и на Всероссийских соревнованиях в Усмани. Считаете ли вы это справедливым, ведь подобной практики практически нигде больше нет?

–  Выступать наравне с мужчинами, безусловно, сложно. Каждый раз приходится добирать не силой, а именно чистотой, техничностью, ритмичностью  – всё это задает определенную специфику моим тренировкам. Хотелось бы, конечно, выступать в отдельной категории с девушками, где были бы равные физические данные. Однако не считаю, что наш спорт имеет пол. Когда ты сидишь за штурвалом, абсолютно неважно, мужчина ты или девушка, главное – ты пилот, и твоя задача выполнить полет безопасно, красиво, четко. Именно осознание этого позволило мне занять второе место у Усмани, несмотря на то что среди моих соперников было много мужчин.

 – Какие цели и задачи на этот сезон вы ставите перед собой? 

–  Хотелось бы выступить на международных соревнованиях, если они состоятся, и на всех внутренних турнирах и показать свой лучший результат, показать, на что способна. Однако сейчас лишь старт сезона, результаты в Усмани  – это только начало. У спортсменов впереди целое лето и осень, чтобы продемонстрировать все, чему мы научились за этот год.

– Сейчас в нашей стране пытаются активно развивать авиационные гонки. Что скажете об этой дисциплине? Не возникало ли желание попробовать себя в ней? 

– Я дружу с пилотами авиационных гонок и слежу за соревнованиями! Это уже довольно известный проект. Знаю, что в этом сезоне будет этап в «Дракино». Появляется желание выступить в этой дисциплине, хотя понимаю, что пока у меня не очень большой опыт, а там соревнуются уже профессионалы своего дела, которые знают, что такое невероятная высота, скорость и перегрузки на виражах. Так что наберусь опыта и попробую себя в авиационных гонках.

–  Расскажите немного о себе. Правда ли, что впервые  сели за штурвал в 17 лет? Как это получилось?  В детстве вы пробовали себя в других видах спорта?

– Мой первый полет состоялся в 15 лет, я села в истребитель L-29. Это предопределило мою дальнейшую судьбу. В том полете меня зацепила скорость, различные пилотажные фигуры, которые мне показывали. В 16 лет я пришла в авиацию, начала летать на круизных самолетах, чтобы понять, что такое аэродинамика, как метеоусловия влияют на полет, что такое двигатель. В 18 лет я получила лицензию частного пилота и пришла в самолетный спорт.

  – Как реагируют молодые люди, когда впервые слышат о том, что вы пилот высшего пилотажа? Не просят покатать на самолете? 

– Радость, удивление, шок, непонимание. Многие очень изумляются (смеется), что хрупкая девушка способна управлять самолетом. Конечно, просят покатать. Кстати, я никогда не отказываю, мне очень нравится дарить счастье, ощущение свободы и адреналин, видеть глаза людей, которые после полета навсегда влюбляются в небо!

–  Расскажите немного о себе. Где и как любите отдыхать? Чем любите заниматься в свободное от тренировок время? 

– Его не так много, к сожалению. Большую часть времени провожу на аэродроме, осваиваю Cesla172, Тecnam 2002 и различные другие типы самолетов. Люблю летать по маршрутам, узнавать новые города, общаться с новыми людьми. Кроме того, я еще учусь на факультете политологии во МГИМО. В основном, свободное время посвящается учебе и сессиям. Еще очень люблю проводить время с друзьями, гулять, кататься на велосипеде по набережной, путешествовать.

 – О чем вы думаете, когда летите на отдых, в то время как за штурвалом находится другой человек?

–  Очень весело, когда пилот летит как обыкновенный пассажир на гражданском самолете. Я, например, в такие моменты очень люблю наблюдать за действиями пилота и предугадывать их.

Если другие пассажиры видят, что я изучаю фигуры высшего пилотажа, то всегда спрашивают, смогу ли я посадить этот самолет (смеется).

Блиц: 

Любимое блюдо: овсяная каша с орешками, медом и фруктами; а из горячих  – лазанья и макароны с индейкой. Вообще для пилотов важна диета для поддержания отличной физической формы.

Страна, где мечтаете побывать: Канада и Австралия, очень интересно, как там развита авиация.

Любимое место в Москве: парк «Коломенское», набережная и Красная площадь.

Любимая фигура высшего пилотажа: колокол.

Кумир в самолетном спорте: Светлана Владимировна Капанина, Михаил Владимирович Мамистов, Елена Викторовна Климович, Дмитрий Самохвалов, Антон Беркутов, Константин Боровик.

Любимая книга: «Атлант расправил плечи», «Познать себя в бою»

Любимый фильм: «Рыцари неба», «Лучший стрелок», «Сделано в Америке».

 

Автор: Екатерина Бушуева