И с техникой дружили
С какой из волн русской белой эмиграции прибыл в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев один их героев нашего очередного поста – Георгий Власенко, пока выяснить не удалось. В Белграде выходила русская эмигрантская газета, но сообщения о спорте на ее страницах появлялись весьма редко. Хотя участие русских спортсменов в спортивной жизни столицы страны, да и всего королевства, было весьма деятельным. К примеру, с 1924 года в чемпионатах Белграда регулярно играла футбольная команда Русского Спортивного Клуба, также постоянными участниками турниров различного ранга были теннисисты и шахматисты, призовые места завоевывали легкоатлеты и пловцы. Прояснить ситуацию, вероятно, поможет визит в ГАРФ, в фондах которого есть материалы, касающиеся русской эмиграции в Югославии. А вот в отличие от своих русских коллег югославские репортеры из белградских газет – «Политика», «Правда» и «Время», частенько повествовали о том, как складываются дела у русских спортсменов. Согласно этим публикациям широкой спортивной общественности Георгий Власенко стал известен в начале тридцатых годов. Весной 1932 года представитель филиала американской фирмы по продаже автозапчастей был избран в правление Белградского торгового союза автомобилистов. Он неоднократно участвовал в пробеге Белград – София. И небезуспешно – в 1932 и 1935 годах становился победителем. В предвоенные годы избирался в руководящие органы федераций автоспорта и легкой атлетики, был председателем спортивного клуба «Россия» (Белград). В этих же годы заметными фигурами в мотоциклетных гонках были братья Громовы ( не путать с профессиональным борцом Громовым), служившие в югославской армии. А вот путь еще одного героя спортивных баталий – велогонщика Бориса Войнова, проследить оказалось очень просто. Родился наш герой в 22 февраля 1920 году в Пятигорске, откуда его родители Венедикт и Надежда, вывезли ребенка во Франция в младенческом возрасте. К велогонкам Воинов пристрастился в лицее Джансо. На протяжении нескольких лет соперничество Бориса Воинова и Пьера Кадрона привлекала внимание публики, интересовавшейся состязаниями школьников. Надо сказать, что соперник Воинова постоянно опережал россиянина. Лишь весной 1939 года Борису удалось опередить француза в многодневке. Вероятно соперничество велогонщиков продолжилось бы в следующей возрастной категории – среди взрослых. Не исключено, что Борис Воинов стал бы и первым русским велогонщиком, принявшем участие в престижнейшей «Тур де Франс». Увы, жизнь распорядилась по-иному. В поисках работы Воинов перебрался в Югославию. Естественно, не был забыт и велоспорт. В первые же месяцы пребывания в новой стране он принимает участие в многодневках – «Девять дней вокруг Сербии» и «Вокруг Северной Сербии». В первом случае ему удалось занять девятое место, но спустя всего пару недель, с тем же составом участников, он становится победителем многодневки. Победителю досталась первая денежная премия – 11900 динар. Если учесть, что годовая зарплата учителя составляла лишь на пару-другую тысячу поболее, то премию надо признать солидной. Увы, нападение Германии на Югославию поставило крест на карьере Воинова-велогонщика. Лишь к концу сороковых его фамилия промелькнула и быстро исчезла со страниц французских газет.