Она плавает без одежды. Подо льдом
Вячеслав Самбур пообщался с чемпионкой мира по фридайвингу, которая ставит удивительные рекорды.
Наталья Авсеенко пришла во фридайвинг 13 лет назад, а до этого изучала культурологию и преподавала на факультете иностранных языков МГУ.
С водой она так или иначе связана всю жизнь: плавала, занималась дайвингом, а прославилась благодаря детской мечте – «очень хотелось хотя бы раз проплыть с белухами».
Наталья решилась. Долго готовилась. Настраивала свой организм и... сделала это. Теперь ей принадлежит рекорд пребывания в ледяной воде (минус 2 градуса) – 10 минут 40 секунд. Для неподготовленного человека достаточно нескольких секунд, чтобы замерзнуть.
Пикантность всей ситуации – Авсеенко плавает без одежды и термозащиты. Голая.
- Я хотела, чтобы все было по-честному: белухи уязвимы передо мной, я перед ними.
Вы и фридайвинг – как это получилось?
– Я всю жизнь связана с водой: входила в юношескую сборную СССР по брассу, потом занялась дайвингом. Ныряю уже 18 лет – когда начинала, это еще было в диковинку.
Мой первый большой опыт – глубинный выезд в Дахаб с Наташей Молчановой (многократная чемпионка мира, два года назад погибла во время погружения – Sports.ru), неделю ныряли. И вот тогда появилась возможность ощутить то, чего не ощутишь с баллонами и аквалангом.
На глубине 42 метра (мировой рекорд тогда был около 50) я вдруг обнаружила, что осталась в полной тишине. Не слышно дыхания сердца, пульса в висках – вообще никакого постороннего шума. Меня это так поразило – поняла, что такое внутренняя тишина. Само погружение – оно не только в воду, но и в себя, обалденный инструмент для работы над собой.
Параллельно я преподавала в МГУ, была доцентом, специалистом по межкультурной коммуникации. В какой-то момент жизнь заставила сделать выбор: когда набрала фридайверский опыт, то отучилась, получила лицензии и стала инструктором.
Фридайвингу можно научиться, если нет задатков?
– Рекреационный фридайвинг – для всех: детей, пожилых людей, здоровых и не очень. За счет него можно даже лечиться или по крайней мере минимизировать какие-то состояния. Что важно – человек должен любить воду или стремиться в нее. Хотя есть новички, преодолевающие таким образом аквафобию.
Бывает, приходят люди без минимальной физподготовки, иногда даже не умеющие плавать – нырять же проще, чем плавать. На любительском уровне для базовой подготовки достаточно ОФП: подойдут фитнес, йога, пилатес, велотренировки – это все плюсики.
В физическом смысле главное – развитие гиперкапнической устойчивости, то есть устойчивости к углекислому газу. У новичка задержка дыхания ограничена именно гиперкапнией, а не гипоксией. Людям не нравится состояние, при котором в организме накапливается углекислый газ: когда его становится чуть больше нормы, человек прекращает задержку дыхания.
Если в этот момент правильно отработать ситуацию, расслабиться и получить удовольствие, то можно пойти дальше. И так новичок вдруг обнаруживает, что вместо стандартных 40-60 секунд он безопасно и комфортно продержался 3 минуты, особенно талантливые могут даже 5.
Это не барьер, который преодолеваешь. Не люблю слово «преодоление» – оно связано с неким насилием над собой. Это состояние, через которое надо проскользить абсолютно расслабленно – и тогда поймешь, как мало знал о себе.
Нужна ли специальная диета?
– К ней приходят интуитивно, причем даже любители. Когда начинается работа с дыханием, организм ощущает моменты здоровья. Бывает, что даже курящий потом спокойно отказывается от сигарет. Он попробовал момент здоровья и уже не хочет возвращаться к никотину и другим смесям. То же касается питания: человек замечает, что ему хочется исключить что-то из рациона – потому что есть не очень приятно.
Фридайверы садятся на щелочную диету – продукты, образующие щелочную среду: шпинат, брокколи, сельдерей, петрушку, клубнику, малину, абрикосы, помидоры, свеклу, морковь, морепродукты и другие.
Но фридайверам нужна и энергия – работа с дыханием на глубине много отнимает. И опять же получается интуитивный приход к сложным углеводам. Сейчас я испытываю питание, которое используют марафонцы и участники Ironman. Это перспективная тема для инструкторов, которые находятся в воде до 6 часов.
Плавание подо льдом с белухами – как решились?
– Мечтала с детства. Но понятно, что это полярный круг и ледяная вода – а у меня был хронический пиелонефрит. Очень гадкое заболевание почек: чуть промочил ноги – сразу получишь обострение. То есть история про холод вроде как не моя. Кроме того, перед тем выездом я долгое время не жила в холодной Москве – зимовала в тропиках.
Так получилось, что первые тренировки почти случайно провела в Минске на озере: стояла осень, вода 12 градусов – ничего, вроде вытерпела. В итоге пробыла там месяц, начинала с заплывов на 25 метров, потом уже считала по времени: 5 минут, 10 – постепенно привыкала к холоду.
Вернулась в Москву, сменила несколько мест, дошла даже до клуба моржей. Через полтора месяца после первого плавания в Минске могла просидеть в проруби 11 минут. Потом опускала в воду лицо, следила за реакцией организма – так оказалось, что легко лежу на поверхности по 4 минуты без термозащиты.
Следующий этап – целиком засунула голову и села под лед. Даже гуляла в мороз босиком – сначала 5 минут, затем уже до часа и дольше. Вечером, меня родители сопровождали, чтобы никто плохого не подумал, – такое зрелище.
И оказалось, что пиелонефрит меня уже не мучает.
Большая съемка и даже фильм о погружении – так и планировали?
– Разговаривала с нашим фотографом: так и так, собираюсь на станцию на полярный круг, к белухам. Он: ну молодец. Я: и проплыву с ними без термозащиты. Он: я еду с тобой, это надо снять.
Человека снимали, белух снимали, а вот человека с белухами в воде при температуре «минус 2» никто никогда не снимал. Наталья Углицких написала сценарий, сняла фильм «Потолок» – это не документальная хроника, а ее авторский взгляд.
В чем замысел плавать без термозащиты и вообще без одежды?
– Момент настоящего, безусловного общения, предельной откровенности и открытости. Я хотела, чтобы все было по-честному: они уязвимы передо мной, я перед ними.
Тяжело ли было раздеться? Очень-очень-очень. Это был жуткий затык. Я воспитана в консервативной семье – лишнюю часть тела нельзя оголить, мне и самой это дискомфортно. Даже раздеться у врача сложно. Конечно, психологически это вызывающий момент. Ладно, незнакомый мужчина – один раз увидел и забыл. А те, с кем ты работаешь много лет?
Но я взглянула на это с другой стороны. Это вопрос не эротики или сексуальности, а совсем другого характера. Среди моих знакомых и близких нет таких, кто не одобрил бы мое решение. Если бы мы с родителями обсуждали это до выезда, то они бы отговаривали. Но я немного удержала тайну – они увидели уже готовый фильм. Знаю, что им было тяжело смотреть, но уважение к дочери все-таки преобладало.
Я читала разные комментарии, но к ним отношусь спокойно. Люди во всем видят то, что существует в них самих. Многие просто не поняли, что я хотела этим сказать.
Благодаря фото меня нашел муж. Увидел, приехал ко мне на курс – так познакомились. К сожалению, скоро два года, как он погиб.
Что творится с организмом в воде при температуре «минус 2»?
– Перескажу то, что читала. Через минуту глаза замерзают – зрение уходит. Частично я с этим столкнулась и дальше просто защищалась: когда плыла без маски, то больше моргала, чаще закрывала глаза.
Второе – спазм сердца. Если не расслабиться и в какой-то момент не выдохнуть, то нарушается работа желудочков и наступает фибрилляция. Соответственно, смерть.
Конечно же, переохлаждение. Огромная нагрузка на печень.
Через 5 минут запускаются необратимые процессы, через 8 минут смерть. Это результаты опытов Второй мировой на наших пленных летчиках. Хотя большинство гибло в течение 3 минут, главная причина – паника.
Здесь важно распределять внимание, контролировать процесс, быть в процессе глубокого осознания. Я использовала техники, которые применяют йоги в горах, в холодных пещерах. Они помогают разжигать внутренний огонь. Плюс целый комплекс работ с вниманием. Понятно, что необходима физическая подготовка, но психической гораздо больше.
Разве можно в таких условиях обмануть физиологию?
– Когда ты правильно настраиваешь голову, физиология подчиняется. Это не обман организма. Те негативные примеры из опытов – примеры людей, которые живут в неосознанном моменте. Если правильно работаешь и пропускаешь все процессы через мозг, то многие теории и гипотезы рушатся.
На днях я была в ЦУПе – наши космонавты выходили в открытый космос, запускали спутники, исследовали скафандр. Виделась с директором Института медико-биологических проблем, который посмотрел на меня и спросил: а нахрен вам это все надо? Он знает физику процессов и переживает за таких людей, как космонавты или я.
Космонавт Павел Виноградов, заслуженный наш герой, говорил: я медикам много лет пытаюсь донести важность головы во всех процессах. Она способна настраивать процессы таким образом, как нужно ей.
Самые неприятные инциденты во время плавания?
– Тренировались на карьере «Лазурный» – просто чтобы понять, возможно ли все это. Там вода «плюс 4», то есть на 6 градусов теплее той, куда мне предстояло погрузиться. Смазалась медвежьим жиром – но не сработало, стало только хуже. Пленка так и не образовалась, зато нарушилась терморегуляция, затормозилась работа рецепторов. С белухами плавала уже без него, на мне не было вообще ничего.
И еще на десятый день ныряния, несмотря на ежедневные бани, накопила холод, устала психологически. Получился такой блок – вода меня просто не принимала. А часть группы уезжала, им хотелось сделать кадр, который выходил за рамки моих задач, в том числе по сложности: попросили без страховки и снаряжения проплыть 30 метров от одной майны к другой, уйдя в сторону метров на 15 – чтобы сделали панорамный проход одним кадром.
И никто не понимал, как обеспечить мне безопасность. А я если этого не понимаю, то в воду не лезу. Должны быть план А и план Б. 3 часа мы думали, нашли решение. Но я уже перегорела. Но чувствую, что надо остаться, настроиться. И вдруг внутренний голос: иди, все будет хорошо. Пошла и даже не ощутила холода, проплыла как будто в теплой воздушной капсуле.
Какое восстановление после плавания подо льдом?
– Вынырнула, растерлась, попала в теплое помещение. Надела одежду определенным образом: много слоев натуральных тканей, обувь без завязок, варежки, шапка – через затылок уходит до 75% тепла.
Потом согреваюсь внутренне – тибетской гимнастикой дыхания и движения, чтобы разжечь тепло. Дальше надо попить горячее: это может быть вода, но чаще имбирь с медом или имбирь с лимоном и отдельно мед.
А затем слушаю, что мне надо. Если полежать – значит, лежу. Если подвигаться – хожу. Бывает, что сижу, молчу, медитирую. Вечером обязательно иду в баню. Ну и еда, после ледяной воды хочется углеводов.
Больше о любительских видах спорта – в разделе «Здоровье»
Фото: phototeam.pro/Виктор Лягушкин, Владимир Бабенко; vk.com/id2940784
Как же скучно я живу.
а жаль...
Они очень сексуальные и необычные - они не ТП и не куклы - живые, эмоциональные, но очень... суки. Эгоистичные, начитанные и абсолютно не ценящие жизнь. Они губят всё вокруг себя.
Это абсолютная пустота. Я знал вторую такую - альпинистку, которая сорвалась со скалы и выжила из-за того, что в неё на 9 САНТИМЕТРОВ вошёл ледоруб в спину, на котором она повисла. Вы думаете, что она плакала или истерила? Нет, она со смехом звонила родным и как бы в шутливой форме об этом говорила как об очередном квесте в своей жизни.
Это дамочки, с которыми у вас будет лучший секс в вашей жизни, но если вы ввяжетесь в этот омут - вас не станет точно также, как её мужа. Это тот тип девушек, которые твердят про консерватизм и узы брака, но будут половину года с кучей сторонних мужиков ездить по всему свету под предлогом того, что ей нужна самореализация. Ваш ребёнок будет воспитываться няней и няню он будет называть МАМА.
Эти женщины не ценят ни себя, ни своих близких, это самая пустая и чудовищная обманка, которую я встречал в этой стране вообще. Сторонитесь их.
Солёная вода замерзает не при 0, а при отрицательной температуре.
Учите физику.