6 мин.

Мировой дартс стал по-настоящему профессиональным. Вот только не все игроки этому рады

В своих постах я неоднократно разделял профессиональный и любительский дартс. Первый относится только к 128 игрокам, которые есть в системе Профессиональной дартс-корпорации (PDC). Все остальные — любители. В этой системе есть определённая логика.

Дело в том, что игроки PDC фактически трудоустроены в корпорации. Они могут пользоваться всеми её благами и не отвлекаться на другую работу. Это и есть профессиональный спорт — полное погружение в тренировочно-соревновательный процесс без распыления. По сути, PDC является крупнейшим дартс-работодателем в мире.

Вот только не все 128 человек сконцентрированы на метании дротиков. Понятно, что Питер Райт, Майкл ван Гервен или Гервин Прайс зарабатывают дартсом, и все их внеспортивные доходы связаны разве что с рекламой или инвестициями. А вот менее известные игроки, особенно новички, вынуждены совмещать игру и основную работу. Причём академиков и крутых бизнесменов вы не увидите: дартсмены — простые ребята, и обычно они задействованы как сантехники, кладовщики и продавцы в супермаркетах.

Шотландский дартсмен Кэмерон Мензис работает сантехником

PDC, понятно дело, такой расклад не устраивает. Корпорация постоянно увеличивает призовой фонд своих турниров и всячески пиарит игроков. У неё есть интерес — чем больше профессионалы будут уделять время дартсу, тем больше будет рекламы и спонсорских отчислений. Причём особое внимание PDC обращает как раз на малоизвестных игроков — это о Люке Литтлере говорят из каждого утюга, а Адама Уорнера или Тима Вольтерса вряд ли знают даже в самой прожжённой дартс-тусовке.

Например, перед новым сезоном корпорация увеличила призовой фонд турниров Players Championship, или плеерсов, или ПЧ. Это база профессионального дартса — именно там люди зарабатывают деньги на жизнь и поднимаются в рейтингах. Теперь за выход во второй раунд ПЧ (или 1/32 финала) игрок получит 1000 фунтов — раньше было 750. Победа в турнире утяжелит кошелёк на 15 тысяч фунтов (против 12к годом ранее). Неплохо, правда?

***

Раньше плеерсы проходили по выходным из расчёта «один день — один турнир». В новом сезоне PDC решилась на изменения в календаре. Теперь ПЧ стоят только в будние дни. В корпорации не скрывают: решение призвано сделать дартс более профессиональным.

— Это выгодно игрокам, так как даёт им больше возможностей. На выходных они могут заняться другими делами, провести время с семьёй или просто отдохнуть. Если вы профессионально играете в дартс, то можете многое упустить в течение недели. Поэтому наше решение облегчит календарь игроков. Кроме того, мы сможем использовать выходные, если захотим провести новый ТВ-турнир или расширить Евротур с Мировой серией, — рассказал гендиректор PDC Мэттью Портер.

Мэттью Портер

Корпорация исходила из того, что её игроки больше нигде не задействованы. Ведь можно играть в дартс и побеждать, а в остальное время жить на призовые, курить бамбук и кайфовать. А когда это делать — во вторник или в субботу — не так важно.

***

Вот только дартсмены не приняли новое решение. Его резко раскритиковали сразу несколько игроков. Среди них есть даже звёзды, которые не нуждаются в дополнительных доходах.

Первым бунтарём стал Ронни Хайбрехтс, который стал профессионалом в январе 2023 года. 58-летний бельгиец за сезон заработал 12250 фунтов, или 1,4 млн рублей. Казалось бы, тысяча фунтов в месяц — чем не деньги? Однако Ронни их катастрофически не хватает.

— Доводы PDC смешны и несерьёзны. Говорят, что 50-й номер рейтинга заработал 100 тысяч фунтов. Но он получит не все деньги. Половину надо отдать менеджеру. Плюс к этому прибавляем британские налоги, бельгийские социальные отчисления... На руках останется 10-15 тысяч фунтов в год. Кто проживёт на такие деньги? — возмущался Ронни.

Ронни Хайбрехтс

Чтобы прокормить семью, Хайбрехтс-старший работает кладовщиком в небольшой фирме. У него нет сменщиков, поэтому ему приходится вкалывать с минимумом выходных и отгулов. Кататься из Бельгии в Англию по будням он не может — его банально не отпускает работодатель.

— У меня в году всего 24 дня отпуска. Я примерно прикинул и понял: если взять все отгулы и играть по новому графику, то они закончатся в июне. И это не считая квалификации на другие турниры! — говорит дартсмен.

Его поддерживают соотечественники Робби Кнопс и Марио Ванденбогарде. Одно время бельгийская троица даже хотела отказаться от профессионального статуса и уйти в любители. Но эти разговоры так и остались разговорами. Более того, Ванденбогарде вернул себе тур-карту, которую потерял по итогам 2023 года.

***

Протест против нового расписания поддержал Ким Хайбрехтс — младший брат Ронни. Он гораздо более успешен и знаменит, заработав за два последних года 186 750 фунтов. Даже с учётом всех отчислений у него останется крупная сумма. И это не считая рекламы и выставочных турниров.

Ким Хайбрехтс

Но и Киму не понравились нововведения. Игрок кормит свою семью не только меткостью у мишени, но и продажей этих самых мишеней — у него есть небольшой дартс-магазин в Бельгии. На выходных, когда Ким уезжает в Англию, точка закрывается. Формально второй номер бельгийского дартса не управляет магазином — все административные функции берёт на себя его супруга Дана. Но новый календарь всё равно повлияет на жизнь спортсмена.

— На спортивном уровне я не сразу замечу разницу. Но семья, возможно, столкнётся с неудобствами. Магазин закрывается на выходные, и что с этим делать, я буду решать со своей женой — она же большой босс. PDC исходит из того, что все являются профессионалами, но это не так. Даже мне придётся внести коррективы в график. Хотя у Ронни дела будут гораздо хуже, — сказал Хайбрехтс-младший.

***

Надо отметить, что некоторые плеерсы проходили в середине недели и ранее. Но основная масса турниров стояла в выходные дни. Теперь же такой формат остаётся в прошлом.

Мэттью Портер, кстати, понимает возмущения. Но считает, что PDC всё делает правильно.

— Когда плеерсы проходили по выходным, мы не могли конкурировать с турнирами [в других видах спорта], которые показывают по телевизору. Да, если есть другая работа, то придётся иначе планировать свой график. Но в конечном итоге мы хотим построить по-настоящему профессиональный спорт, и каких-то полумер здесь недостаточно, — говорит гендир PDC.

***

Нужно отметить, что работой вне спорта грешат не только ноунеймы. Джонни Клэйтон трудился штукатуром, будучи победителем Премьер-лиги, — лишь в прошлом году он окончательно ушёл в дартс. Дирк ван Дуйвенбоде совмещает элитный спорт и выращивание баклажанов на ферме. Алан Сутар, несмотря на гонорары, продолжает нести службу в пожарной части. Но их успехи широко растиражированы и известны работодателям, поэтому с отгулами проблем обычно не возникает.

Алан Сутар имитирует бросок дротика в форме пожарного

А вот менее известным дартсменам приходится идти на жертвы. Киган Браун, Жак Лабр, Кэмерон Мензис, Герт Нентьес и другие ребята встают перед серьёзной дилеммой: играть или работать? Ведь дартс — штука непредсказуемая: сегодня ты затащил турнир и привёз домой котлету денег, а завтра проиграл в первом же матче и остался ни с чем. А кушать, как известно, хочется каждый день.

В то же время PDC, переводя игроков на более профессиональный режим, стремится исключить форс-мажоры, которые могут произойти на работе. Это не кажется бредом — например, в прошлом году вышеупомянутый Робби Кнопс пропустил несколько турниров из-за производственной травмы. Бельгиец, работающий кровельщиком, упал на крыше и повредил спину, лишь чудом не оставшись инвалидом. Вряд ли такие инциденты нужны PDC.

Сама идея профессионализации дартса, конечно, хороша. Это такой же спорт, как и все другие, где для достижения максимальных результатов нужна полная концентрация. Понятно, что путь не будет быстрым и простым. Но кому сейчас легко?

И ещё. В понедельник, 12 февраля, прошёл первый плеерс нового сезона. Его пропустили пять профессионалов — Майкл ван Гервен (уехал с семьёй отдыхать в Диснейленд), Адриан Льюис (приостановил карьеру ещё в прошлом году), Ронни Хайбрехтс (не смог отпроситься с работы), Тим Вольтерс и Дилан Слевин (причины неизвестны). Их заменили любители из челлендж-тура. Остальные 123 профессионала нашли время и приехали в Уиган, чтобы поиграть и заработать денег. Может, все возмущения — всего лишь желание побурчать?

Фото: Professional Darts Corporation, The Scottish Sun, Online Darts

«Холодные дротики» в телеграме (t.me/colddarts) и ВКонтакте (vk.com/colddarts). Подписывайтесь!