5 мин.

Автомагазин Cazoo – главный спонсор мирового дартса. Его хозяин запускал конкурента Netflix и пытался остановить брексит

Профессиональный дартс, как и любой вид спорта, требует серьёзных финансовых вливаний. Конечно, можно надеяться на доходы от болельщиков, которые покупают билеты, мерч и подписку на просмотр турниров. Но основную часть бюджета составляют спонсоры, которые за счёт спорта продвигают свои бренды. О них сегодня и поговорим.

Традиционно дартс финансировался букмекерами, но в последнее время над старым симбиозом сгустились тучи. Правительство Великобритании намерено пересмотреть закон об азартных играх в сторону ужесточения – к примеру, планируется запретить рекламу контор на футболках. В первую очередь это касается футбола, но остальные виды спорта тоже подходят под новые нормы – как, например, гольф, крикет и дартс. Крупным организациям приходится искать другие пути финансирования, чтобы не остаться на обочине без денег.

Дартс, к его чести, избежит подобной участи. Professional Darts Corporation и так имеет богатый портфель спонсоров – в него, помимо букмекеров, входят производитель шин Toyo Tires, служба доставки еды Just Eat и крупнейшая дартс-мануфактура Unicorn. Но титульными спонсорами обычно являлись ставочные конторы – William Hill, Ladbrokes или Betfred. Теперь на их место заходит новый игрок – сервис по продаже подержанных машин Cazoo.

Впервые о появлении автомобилистов в дартсе стало известно в июне 2021 года. Тогда Cazoo выкупила спонсорский пакет сразу на три ТВ-турнира – Кубок мира, чемпионат Европы и Грандслэм. Вся сделка проходила через Matchroom – корпорацию, которая контролирует крупнейшие проекты в дартсе, снукере, боксе и спортивной рыбалке. Её владелец Барри Хирн подтянул Cazoo к снукеру ещё в феврале 2021 года, а спустя несколько месяцев обратил внимание авторитейлера и на дартс. В пакет вошли нейминг всех турниров, гарантированное место на игровых футболках, а также попадание в кадр на пресс-конференциях и послематчевых интервью.

Опыт совместной работы был признан удачным, о чём позже говорил гендиректор PDC Мэттью Портер. В ноябре Cazoo взяла под своё крыло Премьер-лигу, а в начале 2022-го приросла ещё тремя турнирами. В их числе выделяется чемпионат мира – таким образом, главное событие в дартсе теперь спонсируется автомобилистами. Также в их портфеле появились UK Open, The Masters и Players Championship Finals. Фактически Cazoo контролирует 67% мировых дартс-турниров – 8 из 12.

«Это большой импульс для нас, который следует за увеличением призового фонда PDC до 15 миллионов фунтов. Мы с нетерпением ждём продолжения сотрудничества с Cazoo в ближайшие годы, чтобы использовать крупнейшее спонсорство в истории дартса по полной программе и продолжить наш глобальный рост», – заявил Мэттью Портер.

Что такое Cazoo?

Сервис по онлайн-продаже подержанных автомобилей Cazoo был запущен в 2019 году британским бизнесменом Алексом Честерманом. Система выглядит так: потенциальный покупатель заходит на сайт, выбирает машину из каталога, заказывает её и оплачивает с помощью онлайн-платежей. Выбранный автомобиль могут доставить к дому, либо новый хозяин сам забирает его со стоянки – возможны варианты. Компания гарантирует, что весь товар прошёл техническую проверку и ремонт. Сервис доступен в Великобритании, Германии и Франции.

Активное проникновение Cazoo в спорт началось летом 2020 года. Тогда компания заключила трёхлетнее спонсорское соглашение с «Эвертоном», которое оценивалось в 30 миллионов фунтов. Чуть позже договор с автомобилистами подписала «Астон Вилла». Условия обоих контрактов примерно одинаковы: место на футболке, активная реклама друг друга и множество совместных мероприятий. Со временем «Казу» зашла в регби, крикет, скачки и уже вышеупомянутые дартс, снукер, гольф и рыбалку.

Владелец фирмы Алекс Честерман – занятый британский персонаж. В начале 2000-х он открыл компанию LoveFilm, которая сдавала в аренду DVD-диски с фильмами, а затем занялась сервисами онлайн-кино. Этим же занимался бренд Netflix, который, по некоторым данным, специально создал свой стриминговый сервис, чтобы конкурировать с «Лавфильмом». Под свой проект Честерман подтянул ритейлера Amazon и передал ему треть акций. Правда, этот симбиоз в итоге стал фатальным: в 2011 году «Амазон» выкупил LoveFilm за 200 миллионов фунтов, а спустя несколько лет закрыл этот актив из-за его непопулярности.

У Честермана в портфеле также были сайт по недвижимости Zoopla и легендарная сеть ресторанов Planet Hollywood. Но сейчас его имя ассоциируется с Cazoo.

Кроме того, бизнесмен пробовал заниматься политикой: в 2016 году он был одним из тех, кто требовал остановки брексита – выхода Великобритании из Евросоюза. Честерман намеревался подать иск о незаконности процесса и даже пытался найти единомышленников с помощью юристов. Однако дело в итоге не дошло до конца.

В 2019 году бизнесмен пожертвовал 300 тысяч фунтов из своего кармана на поддержку либерал-демократической партии Великобритании, которая выступала против брексита. Но в итоге она получила всего 11 мест на выборах в Палату общин и не сумела стать серьёзной политической силой в парламенте.

Впрочем, 300 тысяч фунтов для Алекса Честермана – копейки. Согласно оценке Sunday Times, его состояние оценивается в 750 миллионов фунтов, причём он лично владеет 30% акций Cazoo на общую сумму в 600 миллионов. Поэтому Честерман может спокойно позволить себе финансировать и партии, и футбольные клубы, и дартс-турниры. Пока предпосылок к тому, что этот денежный поток иссякнет, нет.

Плюсик к материалу автоматически зачисляется на счёт вашей кармы!

«Холодные дротики» в телеграме — t.me/colddarts. Подписывайтесь!