Хаотичную нумерацию секторов в дартсе придумал слесарь. А идея профессора математики не прижилась
Дартс любят многие. Кто его смотрит, кто сам играет, кто пишет про него (как ваш покорный слуга) — вариантов куча. И у многих возникал вполне логичный вопрос: «Какого чёрта сектора так хаотично пронумерованы? Почему рядом с двадцаткой идёт единица, а тройка стоит рядом с девятнадцатым? Какой дятел это придумал?». Вот об этом мы сегодня и расскажем.
Историк дартса Патрик Чаплин приводит занимательную версию, почему же цифры на доске разбросаны в нелогичном порядке. До начала XX века привычных нам мишеней не было — дартсмены играли на 12-секторной доске, которая нумеровалась так: 20, 5, 15, 10, 20, 5, 15, 10, 20, 5, 15, 10 (это если считать сверху и идти по часовой стрелке). В народе её прозвали «Лондонской пятёркой».
«Лондонскую пятёрку» до сих пор можно купить в некоторых зарубежных магазинах
Однажды такую мишень купил обычный слесарь Томас Бакл из английского городка Дьюсбери, что в графстве Западный Йоркшир. Долбить по десяткам и двадцаткам ему быстро надоело, и он решил поэкспериментировать. Бурная фантазия британского рабочего привела к тому, что Томас убрал трипплы, расширил количество секторов до 20 и пронумеровал их хаотично. По одной из версий, это было сделано для усложнения игры, чтобы дартсмены не играли только на секторах 18, 19 и 20. Но логики в расположении цифр точно не было.
Своё изобретение Бакл выставил на местном рынке. Доска с необычной нумерацией сразу полюбилась жителям Дьюсбери, которые массово начали играть на ней. Позже мишень получила прозвище «Йоркширская» или «Двойная» — поскольку утроений не было, максимальные очки набирались на даблах и булле. По некоторым данным, новая доска попала в Лондон ещё до начала Первой мировой войны и обзавелась привычными нам трипплами, получив нынешний вид.
Сейчас «йоркширская» мишень используется в небольших турнирах на севере Англии
Но есть и другая версия. Якобы систему исчисления придумал в 1896 году плотник из Ланкашира Брайан Гэмлин, но спустя семь лет он умер и не успел запатентовать своё изобретение. Такой вариант был впервые обнародован в 1979 году газетой Dally Mirror.
Читатели задали журналистам вопрос: «Почему цифры на дартс-мишени перемешаны, и кто это придумал?». Ответ получился таким: «Брайан Гэмлин из Бери, Ланкашир, ввел систему нечётной нумерации на наших выставочных площадках в 1896 году, хвастаясь, что у пьяниц не будет шансов. Игра была тестом на трезвость, но в итоге стала успешной».
Правда, историк Чаплин вместе с друзьями не нашёл доказательств существования Гэмлина. По одним данным, он был выдуман ради красного словца, и все факты — чья-то фантазия. Но есть и такая информация: якобы Брайан работал в передвижном цирке и не имел документов, поэтому не оставил своих следов. Также были сведения, что нумерацию придумал рабочий Уокерс из Лидса, однако о нём нет никакой информации. Сейчас отцом-создателем современной мишени считается именно слесарь Томас Бакл, и мы тоже будем придерживаться этой версии.
Томас Бакл, создатель дартс-нумерации
Вернёмся к доске. Казалось, что нововведение прижилось навсегда, и никто не смеет на него посягнуть. В 1970-ых годах «лондонскую» мишень (своё новое название она получила вместе с утроениями) официально рекомендовали для всех топ-турниров, и на ней играют до сих пор. Но не всё так просто.
В 2012 году профессор математики Дэвид Перси из университета Солфорда предложил кардинально переделать доску, используя научный подход. Свои наблюдения он опубликовал в академическом журнале «Математика сегодня», переведя вопрос в область профессиональных исследований.
«Среднее число всех чисел на доске составляет 10,5, но вы можете набирать больше очков, ориентируясь на отдельные секции. Допустим, в левой части мишени есть кластер 12-9-14, среднее значение которого — 11,7. А ещё есть 16-7-19, где в среднем можно набирать по 14 баллов на дротик», — писал учёный.
Проведя расчёты, Перси вывел формулу «оптимальной мишени». В её основе лежит формат «чёт-нечёт», когда сектора равномерно чередуются между собой по чётным и нечётным цифрам. Математик объяснял свою идею таким образом: на классической мишени есть несколько чётных секторов, которые находятся рядом (например, 8 и 16 или 18 и 4), а внизу расположен один большой нечётный кластер — 7, 19, 3 и 17. Это даёт большой шанс новичкам, которые могут бросать наудачу и всё равно выходить на дабл (к примеру, если у игрока остаётся 43, то любое попадание в нижнюю часть доски, кроме удвоений и крупных триплов, выводит его на закрытие). Новая модель Перси лишала новичков такой возможности, зато давала больше интриги в профессиональных турнирах. Так сектор 16 уехал в северо-западную часть доски, а 14 сместился на восток.
Историк Патрик Чаплин изучает «оптимальную мишень» Дэвида Перси. Вокруг мишени нарисована стандартная нумерация
Узнав о научных изысканиях математика, компания Winmau выпустила ограниченную коллекцию «оптимальных мишеней» и даже устроила краш-тест на чемпионате мира BDO в январе 2013 года. Тогда к мишени вышел легендарный Бобби Джордж, который изучил её вместе с профессором. Впрочем, новый формат не зацепил топ-игрока.
«Это хитрость Микки Мауса. По сути, та же доска с теми же номерами, которые раскиданы иначе. Думаю, разница небольшая», — вынес свой вердикт Джордж.
Другие игроки, которые принимали участие в тестировании, тоже не были в восторге. Их реакция зацепила Патрика Чаплина, который решил сам опробовать новую систему, а затем протестировать её в барах родного городка Мэлдона. Правда, простые любители разделили позицию своих более профессиональных коллег и тоже негативно отнеслись к инновации.
«Первой остановкой стал The Carpenters Arms, где я пригласил местных покупателей поиграть в дартс. Сначала они были смущены: все крупные номера остались на своих местах, но сектор 16 уехал выше, а на месте D7 красовался D4. Я со своим другом Колином сыграл матч с местными игроками Шоном и Маркусом, и мы проиграли 1:2. Следующей остановкой был Конституционный клуб Мэлдона, где люди были заинтригованы и одновременно сбиты с толку оптимальной нумерацией», — делился своими впечатлениями Чаплин.
Таким образом, концепт «идеальной мишени» остался всего лишь математической уловкой. Об этом, кстати, говорил и его создатель Дэвид Перси: «Математика часто заключается в поиске оптимального решения проблемы, и моя мишень — это именно то само решение. Я никому не предъявляю претензий — лично мне понравилась работа над этим проектом».
А в мире осталась только одна мишень. Которую разработал Томас Бакл из Дьюсбери.
Друзья! У нашего блога есть свой телеграм-канал – https://t.me/colddarts. Это единственный новостной ресурс, который говорит о дартсе на русском языке, и после разблокировки Телеграма он доступен абсолютно всем. Подписывайтесь и туда, и сюда – благодаря вашим плюсам о дартсе узнают больше людей!