7 мин.

Президент BDO ушёл в отставку. При нём легендарная дартс-организация погрязла в кризисе

На фоне бушующего коронавируса (когда он уже закончится?!) все новости, не связанные с ним, воспринимаются как глоток воды в жаркой пустыне. Даже если они не очень позитивные. И даже если они напрямую не связаны с игрой.

На этой неделе президент Британской дартс-организации Дес Жаклин ушёл в отставку. Оставив при этом весьма интересное послание.

«После долгих размышлений я принял решение немедленно уйти в отставку с должности председателя и исполнительного директора BDO. Желаю всяческих успехов моему преемнику и BDO в будущем», – написал Жаклин.

Обратим внимание: «немедленно». То есть безо всяких двухнедельных отработок и прочего, что прописано Трудовым кодексом (интересно, он действует в Англии?).

Но не об этом речь. Жаклин, по сути, сбежал.

Почему он так сделал? Вопрос риторический.

Человек, грубо говоря, добил BDO. Организация и так жила не совсем дорого и не очень богато, но хотя бы жила. А теперь ей придётся разгребать проблемы.

Причём всё начиналось достаточно неплохо. Став руководителем BDO в августе 2017 года, Дес принял несколько интересных решений:

  • Разрешил чемпионам мира заявляться в квалификационную школу PDC. Ранее они не могли этого делать по условиям договора с BDO, а все попытки уйти заканчивались скандалами;

  • Разрешил женщинам играть в отборочных турнирах на чемпионаты мира PDC. До этого они играли только на турнирах BDO за редкими исключениями.

Казалось бы, живи и радуйся. Меньше скандалов, больше позитива – что ещё надо?

Но всё оказалось не так просто, как кажется.

Первый звоночек прозвучал в октябре 2018 года, когда Мастерс остался без ТВ-присутствия. «Евроспорт» не стал продлевать права на турнир, и впервые с 1990 года мэйджор BDO показали не по телевизору, а только в интернете. После этого инцидента Жаклин выбил новое соглашение у телевизионщиков – на три года «Евроспорт» снова стал вещателем чемпионата мира, World Masters и World Trophy.

Вторым звоночком стал уход всех судей. Особенно обидно за церемониймейстера Ричарда Эшдауна – за несколько лет он стал громогласным голосом BDO. Неофициальной причиной ухода стали якобы спонсорские неурядицы – до 2019 года организация, как и «Маленький Ричард», сотрудничала с Winmau, а затем подписала контракт с One80. Правда, Эшдаун опроверг эту информацию.

«Сейчас BDO вступает в переходный период, поэтому я чувствую, что мой потенциал здесь исчерпан, и мне пора двигаться дальше. Решение принято мною, на него не влияют спонсорские соглашения. Хотел бы уточнить, что я продолжу работать во Всемирной федерации дартса и Английской федерации», – пояснил Ричард, дав понять, что в PDC он не уйдёт.

Но позже появилась более интересная информация. Легенда дартса Бобби Джордж заявил, что судьи практически не получали зарплату.

«Ребята работают просто из-за любви к игре. Они получают по 15 фунтов в день. За эти деньги можно купить только несолёную рыбу с жареной картошкой – на соль не хватит. К тому же им не оплачивают отели, предлагая жить фактически в палатках. Это неправильно», – заявил Джордж.

Потеря главного заводящего и всех судей на сцене, конечно, была ударом, но с ним организация как-то справилась. А вот Мастерс 2019 года стал настоящей катастрофой.

Началось всё с того, что в основную сетку прошли всего 32 игрока, а не 48, как это было ранее. Возмущённую публику попытался успокоить Жаклин, объяснив, что в системе закралась ошибка, из-за которой ряд сеяных игроков просто не попали в жеребьёвку – например, Ник Кенни и Уэйн Уоррен. Позже выяснилось: чтобы компенсировать отсутствие топов, чиновники из BDO... просто вписывали в систему несуществующих игроков. Узнав об этом решении, публика пришла в ярость, а организаторам пришлось проводить новую жеребьёвку прямо на сцене через микрофон – так некогда крутой турнир превратился в жалкое подобие чемпионата Сибири.

Кроме того, в контрактах игроков закрался очень любопытный пункт: в случае участия в Мастерсе они не смогут заявиться в турниры PDC – иначе все призовые останутся в BDO. Это особенно ударило по американцу Дэнни Бэггишу и словенцу Бенджамину Пратнемеру, которые к тому моменту уже отобрались на профессиональный чемпионат мира. Бэггиш решил проблему гениально, просто не подписав контракт и выйдя на сцену, по сути, самовольно. Чиркнул ли Пратнемер документ, неизвестно, но словенец сыграл и там, и там.

Уладив все вопросы, турнир был проведён до конца – его победителем стал Джон О`Ши, сенсационно обыгравший Скотта Уэйтса. Но скандалы не прошли бесследно: Всемирная федерация дартса отказалась признавать BDO ассоциированным членом – по сути, некогда крупнейшая организация превратилась в местечковый сходняк.

Тогда, кстати, Дес Жаклин порывался уйти. Но позже, остыв и одумавшись, изменил решение.

Самым сильным ударом стала история с чемпионатом мира. Впервые с 1985 года его провели не в клубе «Лейксайд», а на одной из сцен лондонской арены О2. Решение о переезде связано с финансовыми потерями BDO – из-за отсутствия спонсорской поддержки организация не смогла забронировать знаменитую базу отдыха на нужные сроки. Правда, Жаклин по-другому пояснил ситуацию.

«Сыграв в Лейксайде, мы бы потеряли минимум 200 тысяч фунтов, даже максимально сократив свои расходы. Представители клуба не разговаривали со мной полгода, хотя я регулярно им звонил и отправлял электронную почту. Позже выяснилось, что мои противники хотели организовать там своё мероприятие и договорились с руководством Лейксайда», – слова Жаклина наталкивают на мысль о подковёрных интригах и детективных расследованиях.

Публика была в недоумении. Продажи билетов резко упали. Это привело к многократному сокращению суммарного призового фонда: начинавшись с 360 тысяч фунтов, он постепенно упал до 100 тысяч – и это только в мужской сетке! Для сравнения: годом ранее столько же получил один Глен Даррент за победу в финале. Некоторых игроков это возмутило.

«Мы хотим играть профессионально и с заботой со стороны руководства. За нами стоит человек, который считается председателем. Он должен либо рассказать, что происходит, либо немедленно уйти. Чтобы избавиться от проблем, нужно, чтобы этот человек ушёл», – сотрясал воздух злой Энди Гамильтон.

Женская сетка также пострадала от нехватки денег. На всех было выделено немногим меньше 27 тысяч фунтов. Такая сумма не понравилась Фаллон Шеррок, которая парой недель ранее разрывала Эветтса и Сульовича на ЧМ PDC – в итоге «королева дворца» просто отказалась играть, существенно ударив по имиджу BDO.

Чемпионат прошёл – с погрешностями в графике и прочими вещами, но прошёл. Его выиграл Уэйн Уоррен – тот самый валлийский кровельщик, о котором мы писали ранее. Вместе с кубком полагался чек на энную сумму – какую, стало известно только позже. 23 тысячи фунтов – это самый низкий гонорар впервые с 1989 года. Но и его до сих пор не выплатили.

«Обидно, что так получилось. Они дали одной рукой кубок, а другой забрали деньги. Я знал, что не получу полную сумму, но рассчитывал минимум на половину, а не на 23%. Всё-таки я победил не где-нибудь, а на чемпионате мира», – рассказывал Уоррен.

Последней каплей в правлении Жаклина стала слишком поздняя отмена фестиваля в испанском Торремолиносе. Зрители и участники заселились в гостиницы и ждали начала турнира, в то время как PDC отменяла Премьер-лигу и переносила свои эвенты куда подальше. Решение о переносе фестиваля было принято только 15 марта – спустя два дня Дес Жалкин ушёл в отставку.

«Пока не могу сказать, чем я буду заниматься. Но точно знаю, что сейчас будет время на дартс в Линкольншире, семью и друзей. И, возможно, даже путешествия», – так закончил своё обращение Жаклин.

Кто займёт его место в BDO, пока непонятно. Наиболее вероятным претендентом является Мартин Адамс – легендарный игрок, имеющий большой вес в британском дартсе.

Друзья! У нашего блога есть свой телеграм-канал – t.me/colddarts. Там будут все те мысли, которые не вошли сюда. Подписывайтесь и туда, и сюда – благодаря вашим плюсам о дартсе узнают больше людей!