Рок-группы 1970-х-1980-х. Часть 2
Группа "Кисс"
Одна из самых заметных в американской рок-культуре второй половины двадцатого века. Стиль выступлений - крайне эпатажный, все концерты проходят с применением огненной атрибутики и фантастического макияжа. Количество пиротехники, которую использует рок-группа "Кисс" в ходе одного трехчасового выступления, можно сопоставить с фейерверками на праздничном шоу в крупном российском городе. Иногда концерт продолжается, пока на сцене не догорит последний флэшфайер.
Начало
Группа "Кисс", история которой уходит корнями в далекий 1973 год, начинала свою деятельность с подражания уже известным исполнителям. Первоначально в составе было только два музыканта - Пол Стэнли и Джин Симмонс, оба владели техникой игры на гитаре и неплохо пели. Но без сопровождения ударных инструментов дело не пошло. Тогда Пол разыскал своего знакомого ударника Питера Крисса, который согласился участвовать в проекте. Теперь трио могло уже играть более сложные композиции в стиле жесткого рока, хотя это был еще не хард-рок.
Внешняя атрибутика
Одновременно музыканты занялись поисками своего собственного имиджа, им хотелось кардинально отличаться от других рок-групп. И вскоре был найден единственный верный вариант: театрально-ужасающий стиль в одежде и раскраске лица.
Название
Группа "Кисс" начинала обретать реальные очертания, а после того как в ее состав вошел еще один гитарист, Эйс Фэйли, уже можно было говорить о концертной программе. Тогда музыканты и решили дать имя своему детищу. Сначала группу хотели назвать "Липс". Но поскольку уже работал имидж, а слово Kiss можно было оформить в "ужасном" стиле, превратив буквы S в огненные молнии, то выбор был сделан в пользу "поцелуя".
Макияж как основа имиджа
Свои "маски" музыканты нашли в комиксах и фильмах ужасов. Оттуда они их и позаимствовали. Джин Симмонс взял себе образ демона, Пол Стэнли остановился на маске "звездное дитя", гитарист Эйс Фрэйли превратился в "инопланетянина", а Питер Крисс стал "котом". Позже появился "воин Анха", его образ примерил на себя соло-гитарист Винни Винсент. И наконец маску лиса стал надевать на себя во время выступлений ударник Эрик Карр. Шесть различных образов на сцене органично дополняли друг друга, тем самым создавая общую картину фантастического действия.
Группа "Кисс": биография участников
В настоящее время в ее состав входят оба создателя, Пол Стэнли и Джин Симмонс. Они, как и прежде, являются вокалистами, Пол играет на ритм-, а Симмонс - на бас-гитаре. За барабаном - Эрик Сингер, который также выступает в роли бэк-вокалиста. Томми Тайлер - соло-гитара и бэк-вокал. В разное время в деятельности группы принимали участие еще шесть музыкантов: Брюс Кулик - вокал и гитара (1984-1996 гг.); Марк Сент Джон - соло-гитара (1984 год, скончался в 2007-м); Винни Винсент - соло-гитара (1982-1984 гг.); Эрик Карр - ударные инструменты (1980-1991 гг., скончался в 1991-м); Питер Крисс – вокал и ударные (1973-1980 гг., 1996-2001 гг., 2002-2004 гг.); Эйс Фрейли – вокал и соло-гитара (1973-1982 гг., 1996-2002 гг.).
Пол Стэнли Родился в 1952 году в Квинсе, штат Нью-Йорк. Один из основателей группы, гитарист и вокалист. Композитор, автор хитов Forever, Crazy, Crazy Night, I Want You и многих других.
Джин Симмонс Группа "Кисс" обязана своим существованием и этому музыканту. Джин Симмонс родился в израильском Тират-Кармеле в 1949 году, 25 августа. Бас-гитарист, вокалист и актер. Сценический образ - "демон", кровавый, огнедышащий монстр.
Эрик Сингер Родился 12 мая 1958 года в Кливленде, штат Огайо, США. Ударник и бэк-вокалист. Кроме группы "Кисс" работал с Элисом Купером. За два десятилетия успел принять участие в записи более 50 альбомов.
Томми Тайер Появился на свет 7 ноября 1960 года в городе Портленд, штат Орегон, США. В настоящее время является соло-гитаристом и бэк-вокалистом в группе "Кисс". Страстный поклонник Элиса Купера, "Дип Перпл" и Рори Галлахера.
Эйс Фрейли Родился 27 апреля 1951 года в Бронксе, Нью-Йорк. Соло-гитарист и вокалист. Дважды покидал группу и дважды возвращался. Придумал образ инопланетянина, в котором имел немалый успех на концертах.
Питер Крисс День рождения 20 декабря 1945 года, место рождения - Нью-Йорк, Бруклин. Самый старший по возрасту музыкант группы "Кисс". Ударник и вокалист. Трижды уходил и снова возвращался. Выступал в образе кота, который сам и придумал.
Эрик Карр Родился 12 июля 1950 года в Нью-Йорке. Играл на ударных инструментах и был бэк-вокалистом. Получил мировую известность, когда работал в группе "Кисс". Выступал на сцене в образе рыжего лиса. Скончался в 1991 году от сердечной болезни.
Винни Винсент Соло-гитарист и бэк-вокалист. Родился 6 августа 1952 года в городе Бриджпорте, штат Коннектикут. В 1982 году заменил ушедшего из группы Эйса Фрейли. Однако спустя два года был уволен по причине конфликта с продюсерами.
Марк Сент Джон Группа "Кисс" после увольнения Винсента поменяла свой состав. В качестве соло-гитариста и бэк-вокалиста пришел Марк Сент Джон. Проработал вплоть до своей кончины от инсульта 5 апреля 2007 года. На смену Сент Джону пригласили Брюса Кулика.
Брюс Кулик Родился 12 декабря 1953 года в районе Бруклин, Нью-Йорк, был принят в группу в качестве лидер-гитариста и вокалиста. Единственный из участников, который не гримировался. На момент его зачисления грим уже был отменен.
Перемены
Группа "Кисс", биография ее участников, нынешних и прежних, эволюция в течение длительного времени, становление, формирование репертуара - все это сегодня изучается музыкальными критиками. Имидж музыкантов поменялся радикально, исчез грим, меньше стало эпатажности. Коллектив заметно обновился.
Главным критерием в творчестве стала музыка. Группа "Кисс" и сегодня не дает скучать публике на своих концертах, по-прежнему под потолок взлетают фейерверки, а музыканты горят в огне. Но это все театральное действие, оно призвано служить визуальным сопровождением для музыки в стиле тяжелого рока. Группа "Кисс", фото которой на фоне огня по-прежнему будоражат воображение, уже воспринимается несколько иначе. В композициях появилась глубина, как это происходит в творчестве "Дип Перпл", уже встречаются по-настоящему интересные пассажи. Аранжировка стала более понятной, изящной и конструктивной. Рок-группа "Кисс" растет профессионально, несмотря на то что за плечами у музыкантов более чем сорокалетний опыт. Просто время сейчас другое, вкусы публики изменились.
Выпуск альбомов
В активе у музыкантов - шесть концертных дисков и двадцать студийных. Первый, под названием Kiss, был записан 18 февраля 1974 года и, несмотря на то что являлся дебютным, стал золотым по количеству проданных экземпляров. Выпуск студийных альбомов происходил следующим образом:
1. Kiss, 1974 г. (золото).
2. Hotter Hell, 1974 г. (золото).
3. Dressed To Kill, 1975 г. (золото).
4. Destroyer, 1976 г. (золото).
5. Rock Over, 1976 г. (платина).
6. Love Gun, 1977 г. (платина).
7. Dynasty, 1979 г. (золото).
8. Unmasked, 1980 г. (золото).
9. Music From The Elder, 1981 г. (золото).
10. Creatures, 1982 г. (платина).
11. Lick It Up, 1983 г. (платина).
12. Animalize, 1984 г. (платина).
13. Asylum, 1985 г. (золото).
14. Crazy Nights, 1987 г. (золото).
15. Hot In The Shade, 1989 г. (платина).
16. Revenge, 1992 г. (золото).
17. Carnival Of Souls, 1997 г. (золото).
18. Psycho Circus, 1998 г. (золото).
19. Sonic Boom, 2009 г. (золото).
20. Monster, 2012 г. (платина).
Группа "Кисс", дискография которой регулярно пополнялась студийными альбомами, записала также серию своих концертных выступлений:
1. 10 сентября 1975 года, Alive!
2. 14 октября 1977 года, Alive II.
3. 18 мая 1993 года, Alive III.
4. 12 марта 1996 года, Kiss Unplugged.
5. 22 июля 2003 года, Kiss Symphony: Alive IV.
6. 22 июля 2008 года, Kiss Alive 35.
Группа "Кисс", альбомы которой становились золотыми и платиновыми, не сходила с первых позиций американских хит-парадов. Концерты уже проходили под открытым небом, в загородных парках и на стадионах. Закрытые залы не вмещали желающих.
Падение популярности
Группа "Кисс" долгое время была самой зрелищной на всей территории США. Всевозможные цирковые номера, исполняемые музыкантами, привлекали публику. Фанаты уже давно знали, кто скрывается за маской "инопланетянин" и кто такой на самом деле "кот". Люди приходили на концерты группы "Кисс" не музыку слушать, ведь по большому счету хард-рок понимают не все, а посмотреть на необычное театрализованное представление.
Концерт обычно начинался с наступлением темноты. Едва садилось солнце, на неосвещенную сцену выходили музыканты. Тихие гитарные аккорды действовали успокаивающе. Затем накал звучания нарастал, звенящие струны повышали тон, аккорды звучали непрерывно, все выше и выше, и вдруг срывались в неудержимое крещендо. Сцену охватывал огонь, вихри пламени метались во всех направлениях. Начинался концерт группы "Кисс".
Зрителям было обеспечено два с половиной часа грандиозного шоу, кипящего хард-рока, металлического привкуса стиля heavy metal и стихийного буйства желтого, густого огня. Между трехметровыми языками пламени четыре музыканта и одна композиция слились в единое целое.
Концерты проходили с неизменным успехом, и тем не менее популярность группы стала снижаться. Концертный тур, состоявшийся осенью 1979 года, стал едва не провальным. И очередной студийный альбом уже не вызвал ажиотажа. Постепенно группа "Кисс" ушла от тяжелого рока в угоду конъюнктуре и потеряла часть своих поклонников из числа любителей этого стиля. Хотя приобрела новых, из тех, кто предпочитает более спокойную, изящную музыку в стиле глэм-рок. Полоса неудач закончилась осенью 1991 года, альбом Revenge был принят публикой достаточно благосклонно, и реноме "Кисс" восстановилось.
Воссоединение
Весной 1996 года музыканты "Кисс" объявили о возврате к оригинальному составу. Было организовано мировое турне Alive/Worldwide Tour, которое прошло с успехом. Программа концерта, в котором на сцену вышли четверо участников первого состава, была составлена из хитов группы семидесятых годов. На лицах музыкантов вновь были нарисованы классические маски, вся сцена полыхала, охваченная огнем, как в период Love Gun. Тур продлился около года, состоялись 192 выступления, которые собрали без малого 47 миллионов долларов. Прощальный тур В начале 2000 года музыканты группы "Кисс" объявили об окончании своей творческой деятельности. Прощальное турне было назначено на март-месяц 2000-го и должно было пройти по всей территории Северной Америки. Во время гастролей произошла заминка, из группы ушел Питер Крисс. Оставшись без ударника, музыканты "Кисс" вынуждены были приостановить турне. К счастью, удалось быстро компенсировать потерю, в группу пришел Эрик Сингер. В новом составе группа "Кисс" закончила выступления в США и переехала в Японию, а затем - в Австралию.
Сотрудничество с симфоническим оркестром
В начале 2003 года группу пригласили выступить вместе с Мельнбурнским оркестром под управлением Дэвида Кэмпбелла. И без того необычный формат выступления украсил детский хор. Концерт имел оглушительный успех. Его запись позже вошла в альбом Kiss Symphony/Alive IV. Последние проекты Весной 2001 года музыканты "Кисс" начали работу над очередным студийным альбомом, а в июле месяце вышел сингл "Ад и алилуйя", позже включенный в диск Monster. В январе 2015-го был создан проект Yume No Ukiyo Ni Saetimina совместно с японской девичьей группой Motoiro Clover Z.
Led Zeppelin
Лед Зеппелин (Led Zeppelin), английская рок-группа. Образована в 1968 в Лондоне. В ее состав вошли: Джимми Пейдж (James Patrick Page) (р. 9 января 1944; гитара), Роберт Плант (Robert Plant) (р. 20 августа 1948; вокал, гармоника), Джон Пол Джонс (наст. имя Джон Болдуин, John Baldwin) (р. 3 июня 1946; бас-гитара, клавишные, вокал), Джон «Бонзо» Бонэм (John «Bonzo» Bonham) (31 мая 1948 — 25 сентября 1980; ударные). Группа считается одним из лидеров в истории мировой рок-музыки. В музыке группы хард-рок органично сочетается с фольклорными мотивами, а также элементами регги и соул.
Один из основателей группы Джимми Пейдж уже к 20 годам считался одим из самых известных сессионных гитаристов Лондона наряду с Эриком Клэптоном. Именно Пейдж сменил последнего в знаменитой группе Yardbirds. В ее составе он успел попасть в эпизод «культового» фильма М. Антониони Blow Up («Фотоувеличение», 1967). В 1968 Пейдж и продюсер Питер Грант, считая бесперспективной дальнейшую работу в Yardbirds, решили создать новую группу. Пригласив еще одного известного сессионного музыканта — клавишника, бас-гитариста и аранжировщика — Джона Пол Джонса, а также вокалиста Роберта Планта и барабанщика Джона Бонэма, Пейдж и Грант образовали Led Zeppelin.
В конце 1968 группа выпустила свой первый альбом, записанный всего за сутки с небольшим. Его композиции еще звучали как традиционный тяжелый ритм-н-блюз (песни You Shook Me, Dazed And Confused, I Can't Qui You Baby). Первый диск попал в Тор10 британского хит-парада, затем стал «золотым». Второй альбом Led Zeppelin II (1969) через два месяца после выхода достиг первого места и получил «платину» (с тех пор каждый диск Led Zeppelin становился «платиновым»). Это была уже вполне хард-роковая работа со всеми атрибутами стиля: жесткий, четкий ритм; риффовая техническая основа; перегруженный гитарный звук; высокий, сильный и резкий вокал.
Дискография. Студийные альбомы
Led Zeppelin, 22.06.1969 Led Zeppelin II22.01.1969
Led Zeppelin III, 08.11.1971 Led Zeppelin IV, 05.10.1970
Houses of the Holy, 24.02.1975 Physical Graffiti (double), 28.03.1973
Presence, 15.08.1979 In Through the Out Door, 31.03.1976
Coda, 19.11.1982
Вполне оформился и характерный саунд группы: чрезвычайно насыщенный, плотный, физически тяжелый, с мощной ритм-секцией и вычурной, виртуозной гитарой, которая тщательно «выписывала» каждый звук. Композиции Led Zeppelin, зачастую основанные на импровизации (группа стала одной из первых «перетаскивать» концертные импровизации в студию), иногда были такими длинными, что радиостанции отказывались транслировать их в оригинальном виде. Грамотная политика продюсера Питера Гранта, еще в до выхода первого альбома подписавшего контракт с фирмой Atlantic, позволила Led Zeppelin сразу же завоевать Америку. Группа стала много и часто гастролировать в США. Концертное звучание Led Zeppelin было грязноватым, достаточно вольным, но до предела импровизационным и энергичным. Визитной карточкой группы стали сценические трюки Пейджа, иногда игравшего на гитаре скрипичным смычком. Помимо собственно творчества группы, музыкальная общественность живо интересовалась подробностями личной жизни музыкантов и их скандального поведения во время турне, которые они и не собирались скрывать.
Рунические символы альбома Led Zeppelin IV
Третий и четвертый альбомы, Led Zeppelin III (1970) и Led Zeppelin IV (1971; так называемый «рунический альбом», на обложке которого не стояло названия, зато значились четыре рунических символа) заставили критиков говорить о группе как о явлении, не менее значимом, чем The Beatles. Эти два удивительных альбома открыли новые грани в творчестве группы. Наряду с классическими хард-роковыми и блюзовыми ходами, музыканты стали использовать фолковые мотивы. Характер композиций претерпел изменения в силу обращения к древним преданиям, староанглийскому фольклору, мистике и психоделии (в связи с серьезным увлечением Пейджем черной магией и оккультными науками). Особой удачей была ошеломляющая, многосоставная композиция «Лестница в небо» (Stairway To Heaven), считаемая критиками «песней всех времен и народов».
Art Stairway To Heaven
Следующий альбом группы Houses Of The Holy (1973) стал еще одним шедевром, закрепившим тенденции полифонизации звука и расширения стилевых горизонтов, использования музыкальных структур других стилей (элементы фанка в Dancing Days и рэгги в D'yer Mak'er). Особняком стояла также мистическая композиция No Quarter, сочиненная по мотивам книги Дж. Толкиена «Братство Кольца». Еще более явно это воплотилось в двойном альбоме Physical Graffiti (1775) и альбоме Presence (1976) — двух наиболее интересных и многоплановых работах Led Zeppelin, общий стиль которых уже нельзя определить однозначно.
Композиции из этих альбомов значительно опередили свое время и стали своего рода ориентиром для групп, которые пришли на смену Led Zepelin. В 1976 году увидел свет документально-художественный фильм о Led Zeppelin под названием The Song Remains The Same, снятый на основе материалов об их концертном турне 1975 в Америке. Музыкальный материал был, как всегда, превосходен, но в художественном отношении фильм получился слабым и большого признания не получил. Взбешенный Грант, не привыкший к неудачам, назвал его «самым дорогим в истории домашним видео». Тогда же вышел одноименный альбом, считающийся единственным официальным «концертником» группы.
DVD, сборные и концертные альбомы
Led Zeppelin Live 1970-1979 (DVD), The Song Remains the Same (DVD), 27.05.2003 21.09.1976
Mothership 1969-1979 (DVD), 12.11.1997 Sessions (1969-1971), 13.11.2005
Led Zeppelin Live, 1972 (DVD) Stairway To Heaven Original text27.05.2003, Лестница в небо Оригинал
В июне 1977 умер маленький сын Роберта Планта. Эта трагедия надолго выбила музыкантов из колеи, и примерно год они не приступали к музыкальной деятельности. В конце 1978 Led Zeppelin в студии группы ABBA в Швеции записала свой очередной альбом, который вышел летом 1979 под названием In Through The Out Door. Музыка этого альбома как бы перекинула мостик между эпохой 70-х и новыми, еще неизвестными временами, чьи очертания уже начинали неясно вырисовываться. Отдельные музыкальные моменты стилистически уже принадлежали к «новой волне» 80-х; группа намечала пути дальнейшего развития. Но этому альбому суждено было стать последним в творчестве Led Zeppelin.
25 сентября 1980 Джон Бонэм умер от последствий алкогольного отравления. Группа распалась. В 1982 был выпущен «посмертный» альбом Coda, составленный из вещей, не включенных в предыдущие альбомы, а также редких вариантов исполнения записанных ранее композиций. Плант и Пейдж собирались вместе еще три раза: в 1985 на рок-фестивале Live Aid, в 1988 на концерте, посвященном 40-летию компании Atlantic (с Джейсоном, сыном покойного Бонэма, на барабанах), и в 1994 (был выпущен альбом No Quarter), содержавший в основном старые вещи группы.