6 мин.

Гонщик недели: Марк Кэвендиш

alt

 

В эти выходные стартовало главное событие в мире велоспорта, поэтому вариантов у нас было немного. Разумеется, гонщиком недели должен быть тот, кто проявил себя на первых двух этапах «Большой Петли». Основных кандидатов только двое. Конечно, речь идет о победителях двух первых этапов, а по совместительству еще и о одних из самых популярных велогонщиках в мире последних лет. В конечном счете выбор пал на Марка Кэвендиша. Петер Саган все-таки помоложе и в его карьере еще будут желтые майки лидера и громкие титулы, с Кэвендишем такой уверенности нет. К тому же словак был явным фаворитом второго этапа, а британцу на первом против Киттеля и Грайпеля давали не так уж и много шансов.

Кэвендиш начинал «Тур» не в самом лучшем состоянии. На чемпионате Великобритании его в финишном спринте неожиданно обошел Адам Блайт и очень немногие называли Марка главным претендентом на успех в стартовый день. Однако, британец сумел преподнести приятный сюрприз своим поклонникам, сориентировавшись лучше всех в хаотичном финишной разборке. Победа стала 27-ой в карьере Кэва на этапах «Тур де Франс», но наверно, самой ценной. Кэвендиш упустил возможность захватить желтую майку на стартовых этапах французского гранд-тура в 2013 и 2014-м годах, но теперь столь вожделенная майка лидера, наконец, к нему пришла.

 

 

alt

 

Родившийся на острове Мэн Кэвендиш начинал, как и многие другие британцы с трекового велоспорта. В 2005-м в возрасте 19 лет он стал чемпионом мира в мэдисоне в паре с Робертом Хэйлсом. В том же году Марк стал выступать на шоссе. Сразу стало понятно, что этот юный невысокого роста паренек может стать грозой спринтерских этапов многодневок. Тогда Кэв выступал в немецкой континентальной команде Sparkasse, в рядах которой одержал ряд побед на престижных молодежных многодневках по дорогам Германии.

В 2006-м году он стал стажером сильнейшего элитной немецкой команды, которую знали во всем мире - T-Mobile team (Deutsche Telecom). Следующий год Кэвендиш уже начинал в статусе полноценного члена T-Mobile и уже весной неприятно удивил сильнейших профессиональных спринтеров мира. Британец выиграл однодневку высшей категории Scheldeprijs Vlaanderen, которую принято неофициально называть чемпионатом мира для чистых спринтеров. Тогда Кэв оставил за спиной таких звезд, как Робби МакЮэн, Эрик Цабель и Герт Стеехманс. В том же году, в первый свой профессиональный сезон Марка заявили на «Тур де Франс», но побить всех сильнейших в год дебюта у него не вышло. Он дважды попал в первую десятку, поучаствовал в паре завалов и быстро сошел с гонки. Тем не менее, сезон у Кэвендиша вышел отменным и стало понятно, что вскоре он должен стать сильнейшим спринтером в мире.

Перед 2008-м годом T-Mobile ушел из велоспорта и у команды появился новый титульный спонсор. Одна из сильнейших команд в мире поменяла лицензию и стала американской, а ее название в следующие несколько лет постоянно менялось - team Columbia, Columbia - HTС, HTC - Columbia, HTC - Highroad. В мире велоспорта в те годы вообще многое менялось, только Кэв все побеждал и побеждал. С 2008-го года он каждый год собирал на «Большой Петле» большое количество побед: 2008 - 4, 2009 - 6, 2010 - 5, 2011 - 5. В 2011-м году ему, наконец, покорилась победа в спринтерской классификации.

Заезжал Марк и на «Джиро» с «Вуэльтой» и исправно побеждал и там. В эти же годы Кэвендиш победил на «Милан - Сан-Ремо» (2009) и на чемпионате мира в групповой гонке. В 2011-м году чемпионат проходил в Копенгагене и подходил чистым спринтерам, Кэв свой шанс не упустил.

В 2011-м году HTC - Highroad прекратила свое существование и Марк перешел в team Sky. В этот период карьера Кэвендиша потихоньку пошла на спад. На «Тур де Франс» команда была выстроена вокруг Брэдли Уиггинза и Кэвендиш выиграл «всего лишь» три этапа. На Олимпиаде в Лондоне его партнеры по команде так и не сумели догнать отрыв и Кэв упустил возможность стать олимпийским чемпионом. Кэвендиш понял, что в одной команде с Уиггинзом и Фрумом ему слишком тесно и проведя всего один сезон в team Sky перебрался к Патрику Лефеверу в OmegaPharma - Quick Step.

С 2013-го года победы на этапах «Большой Петли» стали даваться Кэвендишу очень тяжело. Молодой Марсель Киттель был очень хорош и отобрал у британца неофициальный титул сильнейшего спринтера в мира, палки в колеса ставил и бывший партнер по HTC Андре Грайпель. За три года в бельгийской команде Кэвендиш выиграл всего три этапа «Большой Петли», что для него катастрофически мало.

Перед началом нынешнего года его контракт с бельгийской командой закончился и он вместе с Марком Реншоу, который большую часть карьеры был последним разгоняющим Кэвендиша, перебрался в Dimension Data. Африканская команда только в этом сезоне пошла на повышение в мировой тур. В Dimension Data Кэвендиш получил хороший контракт сразу на три года. Кто знает, возможно он станет последним в карьере одного из величайших спринтеров в истории велоспорта. В начале года Кэвендиш третий раз в карьере стал чемпионом мира в мэдисон и уже второй раз вместе с Уиггинзом.

Перед стартом 3-го этапа «Тур де Франс 2016» в послужном списке Марка 27 побед на отдельных этапах, он уступает только Эдди Мерксу (34) и Бернару Ино (28). Кто знает, может быть уже сегодня Кэв сравняется с Ино по количеству побед и получит он легендарного француза поздравления на подиуме.

На данный момент у выходца с острова Мэн 138 профессиональных побед (27 на «Туре», 15 на «Джиро», 3 на «Вуэльте»). Зеленая майка лучшего спринтера, «Милан - Сан-Ремо» и титул чемпиона мира. Не хватает разве что олимпийского титула. Трасса групповой гонки в Рио слишком трудная и поэтому Марк постарался отобраться в трековую сборную. Именно Кэвендиш будет представлять Великобританию в омниуме. Правда попасть в состав было очень непросто, Кэвендишу во многом повезло. Травму получил Джон Диббен и его место досталось Кэву.

Стоит отдельно остановиться на том, как менялся британец с годами. Молодой Кэвендиш был очень агрессивным спринтером и в свое время организовал пару внушительных завалов.

 

 

Марк никогда не лез за словом в карман и всегда говорил, что думал. Этим он разительно отличался от многих других западных гонщиков, которые стараются создать себе и всему велоспорту так называемые «положительный имидж». Марк был очень непосредственным и любил свое дело. На «Туре» в 2010-м он долго не мог победить и когда, наконец, он одержал первую победу на пятом этапе, он просто разрыдался на подиуме.

 

 

alt

 

Шли годы, Марк взрослел, он уже не так агрессивен и высказывается гораздо более дипломатично. Он женился, у него появились дети. Неизменным осталось только одно, он по-прежнему очень харизматичен и будет таким всегда.