Very Вел. «Ты не участник движения, ты педалист»
Велосипедисты. К ним в нашей стране не однозначное отношение со стороны водителей. Не берём в рассчёт большие города. Обычные, крупные города с населением до 800-900 тысяч, где уже есть большие пробки, но ещё нет культуры. Вело-культуры.
Когда вы последний раз садились за "рога" велосипеда? В детстве? Юношестве? Каким вы представляете велосипедиста? Сегодня велосипедист, это нечто модное, даже хипстерское. Вы видели хоть раз человека старше 18-20 лет, который сказал бы что передвигается на велосипеде, просто потому что ему это нравиться? Такие безусловно есть, но их крайне мало. В основном причины : "Полезно", "Не стою в пробке" и прочие, чтобы выглядеть не только не "ребёнком", но и модным, успешным человеком, стать хоть в чем-то Олегом Тиньковым .
Не скрою я сам начал передвигатся на двухколёсном, конечно, понимаю что это полезно, но делаю это не столько ради здоровья, и понижения разных видов холестерина, сколько ради удовольствия. И я подумал развить эту тему, о которой почему-то так мало говорят. Велоспорт в маштабах города жив - или мертв? До написания статьи, ответ для меня был, аналогичный эксперементу Шредингера. Я встретился с одним из лидиров вело-движения в Саратове, чтобы выяснить масштабы вело-проблемы. Его зовут Владимир, ему 29, у него свой небольшой бизнес, и велосипед ценой с поддержаную иномарку. Он знает что такое велотуризм, и езда в городе, каждый день он проезжает не менее 25 км, не только по аллеям и тротуару, но и по местам где встречаются две русские извечные проблемы.
- Как давно ты катаешься?
- Около 5 лет. Заразился двухколесным, покатавшись на велосипеде друга, и сразу понял, что это совсем иные чувства что были в детстве
- Многие думают что кроме детей и хипстеров у нас больше никто не катаеться?
- Я не могу переубеждать, могу только посоветовать попробовать. Просто сейчас стали все такие серьезные, деловые, "как же я, взрослый дядька полезу на велосипед", все очень зависимы от окружающего мнения, хотя здесь и плохого ничего нет.
- Я знаю что ты занимаешься велотуризмом, как дела в тех местах куда ты ездишь, думаю все представляют. А как это - кататься в городе, с узкими дорогами и ужасным асфальтом?
- Это больше похоже на кантри-кросс, только ещё с машинами, в которых водители искренне не понимают, почему я взрослый дядька залез на "ласипед", и почему я занимаю меньше полуметра у бордюра. У нас большие проблемы с дорогами, это национальная проблема которая в нашем городе видна ещё ярче, чтобы ездить и не чувствовать что тебя постоянно будто "пинают под зад", нужно иметь стальной зад.
- Расскажи самый неприятный случай в общении с водителем авто
- Их не так уж мало. Один из последних - ехал по своему маршруту, как положено, по правой стороне, занимая микроскопическое место у дороги. Водитель Опеля со словами "Ты не участник движения, ты педалист", решил подрезать меня и был таков.
- Не думал обратиться в правоохранительные органы, чтобы ему хотя бы выписали "хулиганку"?
- Я соврал бы если бы сказал что не хотел так поступить, но когда "остыл" взвесил все за и против, и понял что гораздо больше шансов просто потерять время
- В Саратове ведь есть вело-дорожки, это же можно считать успехом, для велосипедистов?
- Относительным. Когда их сделали, было ощущение что всё будет только развиваться. Но сейчас асфальт везде посыпался, а владельцы собак выводят их "погулять" на нашу проезжую часть, иногда в голове начинают возникать маниакальные мысли - "А не намотать ли мне её на колесо? ". Едешь рядом с дорожкой, видишь там хозяина такого, сбавляешь скорость и смотришь ему в глаза так, чтобы он понял всю мою неприязнь к нему.
- И как они реагируют на такие взгляды?
- Никак. Взгляд тупой в ответ, я думаю это взаимосвязано.
- Я знаю что ты бывал во многих городах, где по твоему лучше всего относятся к велосипедистам, где лучше условия?
- Мне больше всего понравилось в Харькове, довелось побыть там всего неделю, и всю неделю я передвигался на стальном двухколёсном коне. По всем параметрам мне понравилось там больше всего. Если говорить про Россию, то конечно Москва и Питер. Но в Москве совсем загруженное движение, и в определённое время там практически не возможно двигатся по дороге.
- Как ты думаешь, когда Россия станет велосипедной?
- Когда литр А-98 будет стоить 150 рублей, или когда у всех резко пропадёт чувство собственного величия, это ведь менталитет русского человека, если ему предложить Ламборджини с внутренностями "Запорожца", или "Запорожец" с "начинкой" Ламборджини, 95% выберет внешний вид. Повторюсь, у нас слишком важна одёжка в стране, хотя зачастую так получается, долларовые миллионеры выглядят не намного лучше попрошаек