8 мин.

Разные колеса. Все, что нужно знать о «Джиро-2013»

Блог «С крылом на груди» накануне старта первого гран-тура в сезоне изучает маршрут гонки, идентифицирует ее фаворитов и пытается понять, чего ожидать от «Астаны» и «Катюши».

96-я в истории «Джиро д’Италия» пройдет с 4 по 26 мая, традиционно уместив в себе 21 этап. Гонка стартует в Неаполе, а завершится в Брешии. Два года назад в честь Рисорджименто организаторы сумели выбить дополнительную квоту для одной команды, в этом – оказались вынуждены вновь допустить на старт гонки больше 220 человек из-за устроенной UCI ромашки с «Катюшей».

В ходе нынешней «Джиро» состоятся траурные мероприятия, посвященные 50-летней годовщине катастрофе на плотине Вайонт, унесшей по разным данным жизни от 1900 до 2500 человек. Также в ходе 13-го этапа участники гонки почтят память Джузеппе Верди (родился в деревушке рядом с городом Бусетто, где будет дан старт), а на 9-м этапе вновь напомнят миру о трехкратном обладателе розовой майки Джино Бартали. А еще в этот раз на Туре Италии можно будет на практике ознакомиться с некоторыми участками маршрута ЧМ-2013, который пройдет во Флоренции.

Самые внимательные заметят, что в гонке едет гонщик под необычным сотым номером (Насер Буханни), зато нет 108-го стартового номера. Организаторы «Джиро д’Италия» держат свое слово – он навечно закреплен за Воутером Веландом.

Маршрут

Вероятно, репутация «Джиро» как сугубо горняцкой гонки в какой-то момент начала смущать функционеров из RCS Sport, решивших в этом году поискать баланс между чистыми горняками и универсалами. Таким образом, на маршруте гран-тура появилась индивидуальная гонка с раздельным стартом на 54,8 км по (как любит говорить СК) столообразной равнинке.

После этого гонщики отправятся на северо-восток Италии, где на десятом этапе их ожидает первый гоночный день с пометкой «High Mountain». Смирившись с тем, что социальные сети уже почти захватили мир, устроители многодневки решили порадовать твиттерян необычной акцией, пообещав нанести на дорогу 200 выбранных твитов. Конкурс проходил с 21 марта по 1 апреля, к его участию допускались послания на английском или итальянском языках. Твитами-победителями будет расписан заключительный подъем этапа Альтопиано дель Монтазио.

Перед вторым днем отдыха гонщиков ожидает замечательная связка из двух красивых горных этапов, на одном из которых они даже заглянут во Францию, чтобы покорить легендарный Галибье. 

Кульминацией «Джиро-2013» станут 18-20 этапы. Сперва ее участники проедут традиционную горную разделку. На следующий день – вскарабкаются на три легендарные горы, уместившиеся на 139 км маршрута (включая Пассо делло Стельвио). А окончательные вопросы о победителе должен будет снять горный финиш на Тре Чиме ди Лаваредо (про нее гонщикам можно рассказывать страшилки перед сном) на 20-м этапе. Равнинный этап в заключительный гоночный день, видимо, должен хоть как-то мотивировать спринтеров пережить все эти горные мучения.

Фавориты

Букмекеры и эксперты сходятся во мнении, что главным фаворитом «Джиро д’Италия» является Брэдли Уиггинс. В пользу британца говорит длинная разделка на восьмом этапе, после которой он в теории должен примерить разработанную дизайнером Полом Смитом розовую майку. Стратегически такой ранний выход на первые роли свои капитана не должен смущать «Скай», который в наши дни старается ехать все гонки первым номером просто из принципа.

В качестве группы подержки для сэра Уиггинса в Италию командированы пара пугающе-прогрессирующих колумбийцев Ригоберто Уран/Серхио Энао, а также в числе прочих Ксавьер Сандио и Костя Сивцов. Единственное, что говорит не в пользу Брэдли – это не совсем впечатляющие выступления по ходу нынешнего сезона, хотя в случае с человеком, который заставил велосипед парковаться самостоятельно, такой довод вряд ли можно считать серьезным.

Главным дуэльным соперником британца по-прежнему числится Винченцо Нибали, в текущем сезоне уже зацепивший две многодневки – «Тиррено-Адриатико» и «Джиро дель Трентино». После не совсем внятной «Льеж-Бастонь-Льеж» капитан «Астаны» уехал добирать форму в выскогорный тренировочный лагерь в Кампо Катино, где в числе прочего оградил себя и от ненужного предстартового ажиотажа.

Два последних для себя Тура Италии Акула неизменно завершал на подиуме, но в этот раз организаторы как-то решили не злоупотреблять с «финишами под гору», где он мог бы отыграть проигранное Уиггинсу на длинной разделке. При условии, что британец и итальянец будут примерно равны в горах, последнему придется отчаянно выдумывать что-то нестандартное из серии «парная атака с Петером Саганом в дождливый день».

Тройку главных фаворитов дополняет прошлогодний победитель «Джиро д’Италия» Райдер Хешедал, хотя бы потому что прошлогодний успех канадца норвежского происхождения по определению заставляет с уважением относиться к его амбициям.

В «Гармине» решили поверить в своего капитана, отрядив в отличие от прошлого сезона свою отборную гвардию – Кристиан Вангде Вельде, Том Даниэлсон, Дэвид Миллар и прочие за исключением Дэна Мартина. Если в канадо-норвежца так верят в «Гармине», то почему бы не поверить простым болельщикам? Главным козырем Хешедала можно назвать его самообладание. Хотя это же качество может обернуться против него в ситуации, когда будет необходимо впустить в свое сознание более обширные вещи и произнести: «All in».

Брэдли Уиггинс – главный фаворит «Джиро». Фото: Fotobank/Getty Images/Bryn Lennon

Обратить внимание

На небольшом отдалении от топ-претендентов расположилось трио аксакалов Микеле Скарпони, Кадел Эванс и Иван Бассо, которые еще вполне могут хлопнуть не одной дверью. Капитан «Лампре» в последние годы никогда не опускается на Джиро ниже одного уровня, поэтому его можно смело ожидать в первой пятерке. Нынешние возможности австралийца сейчас вообще одна сплошная загадка, хотя раньше на Туре Италии он выглядел вполне солидно. Даже примерял розовое одеяние.

В этом году вдруг взял и раскрылся Мауро Сантамброджио, проезжающий на горных этапах на уровне сильнейших капитанов. На протяжении трех недель 28-летний итальянец еще никогда не ехал на одинаково высоком уровне, но от него это вряд ли и будут ждать. Местные болельщики наверняка будут удовлетворены, если одно из главных открытий сезона уедет с гонки с синей майкой лучшего горняка или парой красиво выигранных этапов.

Сейчас будет уместна барабанная дробь: на «Джиро д’Италия» вновь появится великий и ужасный Хосе Рухано. На этот раз в майке «Вакансолейла». Каждое участие венесуэльца в Джиро придает гонке какой-то особый шарм, хотя предсказывать насколько оно будет удачным все равно что играть на рулетке. Не удивлюсь, если в итоге окажется, что все эти годы он играл в какую-то свою игру, но никому не рассказывал ее правила. В прошлом году по официальной версии Рухано маялся из-за мононуклеоза, который и помешал ему проявиться во всей красе. Если в этом году с латиноамериканцем все будет в порядке, не исключено, что он в одиночку достанет киборгов из «Ская» эффектнее и эффективнее, чем суммарно весь остальной пелотон. Уже не достанет. Опять что-то намудрил с антидопинговыми правилами и в «Вакансолейле» приказали разбирать чемоданы. Меняя команду, Рухано надо выдавать новым работадателям инструкцию по собственному применению.

Если Тайлор Финни решил куда-то вернуться, то наверняка сделает это по-настоящему. Что это за человек можно понять лишь по тому, как он держался на уже легендарном этапе на «Тиррено-Адриатико». У Финни с Джиро своя история взамиоотношений, начавшаяся красивым знакомством с розовой майкой и продолжившаяся покушением имени Роберто Феррари. В этот раз за молодым американцем хочется последить хотя бы из-за того, что он, наверное, единственный, кто может попытаться навязать Уиггинсу борьбу на разделке.

«Астана» и «Катюша»

Казахстанская и российская велогруппа едут на гонку с совершенно разными тактиками.  «Астана» в этом году сделала Тур Италии главной ставкой на сезон. За спиной у Нибали выстроены едва ли не лучшие силы команды. Зейц, Груздев и Ванотти должны будут работать на своего капитана на равнине. Кессякофф (хотя швед способен очень приятно удивить), Тангерт и Аньоли возьмут слово на более сложных по рельефу участках.

А Тиралонго и Ару, скорее всего, станут для Винченцо последними колесами на этапах с финишем в гору. Здесь настоятельно рекомендуется внимательно последить за Фабио Ару – молодой итальянец считается одним из самых перспективных многодневщиков в мире, а уровень своей готовности он подтвердил на «Джиро дель Трентино». Хотя проехать всю гонку на весело и сердито он вряд ли сможет хотя бы в силу возраста.

Об отсутствии амбиций «Катюши» в генеральной классификации свидетельствует хотя бы тот факт, что капитаном команды на гонку наначен Юрий Трофимов. Конечно, российский велогонщик неплохо выглядит в горах, но в то, что команда начнет биться за условное место в десятке, совсем не верится. Здесь скорее возможен вариант, где каждый получит шанс проявить себя на отдельных этапах.

Поэтому, когда, включая трансляции «Джиро», вы будете регулярно будете видеть в отрывах кого-то из представителей российской команды, не удивляйтесь – пример Амеца Чурруки доказывает, что иногда красивая, но безнадежная попытка смотрится красивее строчки в итоговом протоколе.