3 мин.

Любимые комментаторы детства. Сергей Курдюков

Натыкаясь на трансляцию какой-нибудь из велогонок, я всегда по умолчанию ожидаю услышать голос Сергея Курдюкова. Иногда комментирует действительно он, иногда эфир неожиданно заполняет непонятный набор звуков (потом оказывается, что сопка завела на какой-нибудь фламандский или датский канал). Сейчас это не имеет такого уж принципиального значения, но когда-то именно этот мгновенно узнаваемый чуть хрипловатый голос открыл для меня велоспорт.

Наверное, ни один российский журналист настолько не олицетворяет собой один из видов спорта, как Курдюков велоспорт. Когда я впервые услышал его трансляции (датируется 2002 годом), мне казалось, что это совсем пожилой аксакал-ветеран комментаторской будки - седовласый, с окладистой бородой, колючим взглядом и не слишком объективно осознающий, что происходит в реальном мире. Как-то непривычно хорошо он разбирался во всех мелочах, о которых до этого и не доводилось слышать. Обычно такие люди, набираясь сугубо специальных знаний, безнадежно упускают что-то в другом.

Тогда на одном из этапов Джиро Курдюков рассказывал об очередном проступке Марко Пантани, которого, кажется, местные карабинеры запалили в гостинице с чем-то, что можно найти в запрещенном списке WADA. Масштаб личности Пирата и его трагедии тогда от меня был совершенно далек, но не увлечься историей было совершенно невозможно. Пожалуй, в тот момент можно было смело отрубать картинку - все равно бы завис у телевизора, как полвека назад футбольный болельщик у радиоприемника.

Потом выяснилось, что у микрофона находился не какой-то дедушка, а вполне еще молодой чувак, который к тому же совершенно открыт для общественности. С ним оказалось очень легко найти обратную связь в сети, и именно Курдюков стал одним из первых российских комментаторов, превративших с помощью твиттера и прочего простых болельщиков в участников репортажа. Недавно, когда Сергей приезжал в столицу Казахстана на презентацию "Астаны", состоялась наша первая личная встреча. На ней он очень открыто и легко поговорил со всеми болельщиками. В итоге получилось так, что из всех участников презентации именно ее ведущий был отпущен фанами последним.

Что меня больше всего удивляло в комментариях Курдюкова, это не умение выдавать пятичасовые лайвы на одном дыхании, а огромный запас знаний. Я не представляю как и сколько должна вестись подготовка к каждому репортажу, однако он всегда не только в курсе происходящего в пелотоне, но и может рассказать буквально о всем, что встречается на пути гонщиков: от города-миллионика до безымянной мельницы, построенной в незапамятные времена местным бароном (если когда-нибудь с "Евроспорта" исчезнут велогонки, то кое-кому открыта прямая дорога в гиды).

Во многом журналисту помогает то, что он сам близок к тому, о чем рассказывает. Он знает на практике как ломается ключица у профессионального гонщика и каково это вскарабкаться в бодром темпе на байку на гору вроде Шымбулака. При этом Курдюков поддерживает дружеские отношения не только со многими "нашими" велогонщиками, но и иностранными спортсменами. В суровом мире профессиональных велогонок так просто столь серьезными знакомствами обрасти не так уж просто.

Курдюков также работает на биатлонных гонках, прыжках с трамплина и лыжных гонках. Не знаю, как выглядит здесь его деятельность с точки зрения экспертов (мне тяжеловато оценить условное положение тела прыгуна с трамплина в воздушной фазе), но как зрителю его комментарии мне нравятся гораздо больше других евроспортовских журиков, потому что главным качеством, которое всегда выделяло Курдюкова, является его умение сопереживать и радоваться вместе со спортсменами. В доказательство к этому ниже прилагается парочка видео.