Вождь в беде. Почему Армстронга лишили 7 титулов «Тур де Франс»?
За океаном антидопингове ведомство США USADA вцепилось бульдожьей хваткой в Лэнса Армстронга и, судя по всему, уже вряд ли его отпустит, не оторвав добротный кусочек плоти. Конечно, период пребывания Лэнса в «Астане» оказался не столь уж продолжительным и совсем не оставил однозначного впечатления (одна только акция с заклеенными логотипами на Джиро чего стоила), однако какое-то время техасец был частью казахстанской команды и даже одним из ее вождей, поэтому блог «С крылом на груди» не мог оставить всю эту историю без внимания и не высказать свою порцию поддержки в адрес Армстронга.
Лэнса Армстронга не сломать. Фото: Fotobank/Getty Images/Bryn Lennon
«Самоса, конечно, мерзавец. Но это наш мерзавец. И мы будем ему помогать, будем его защищать» (Р.Рейган)
Антидопинговые ведомства гонялись за американцем долго и основательно. Слухи о применении Лэнсом запрещенных средств провоцировали не только репутация велоспорта, но и бэкграунд самого гонщика – рак, добравшийся до стадии метастаз, тяжелейшая реабилитация, техника покорения подъемов, сопровождаемая сумасшедшей пляской на педалях... Публичная суровость велогонщика тоже не помогала ему набрать высокий левел симпатий – одна только война с Симеони во многом характеризует нрав техасца.
Но по-настоящему всерьез за Армстронга взялись уже после того, как он завершил карьеру велогонщика и ударился в марафоны и триатлоны. Против американца с разоблачениями выступили его бывшие товарищи по команде Флойд Лэндис и Тайлер Хэмилтон, к тому моменту сами по уши втянутые в собственные допинговые эпопеи, однако 2 февраля 2012 года официальный государственный обвинитель объявил о том, что расследование в отношении Армстронга прекращается.
Именно в этот момент на роль первого плана плавно выплыло USADA. Американское антидопинговое агентство выдвинуло против экс-велогонщика обвинения в использовании, хранении, продаже допинга (в том числе эритропоэтина), переливании крови и употреблении стероидов. Соответствующие уведомительные письма были высланы самому Армстронгу, Йохану Брюнелю и еще нескольким товарищам по команде техасца. «Армстронг и другие были частью допингового заговора с участием должностных лиц команды, служащих, врачей и элитных велосипедистов», – говорилось в письме.
Реакция спортсмена не заставила себя ждать. «Я получил уведомление о том, что USADA, организация, содержащаяся на деньги налогоплательщиков, но в которой правят только свои собственные законы, намерена снова отыскать сомнительные доказательства 16-летней давности, чтобы запретить мне участвовать в соревновнованиях по триатлону и попытаться лишить меня семи заслуженных побед на «Тур де Франс».
Это те же самые обвинения и те же свидетельские показания, которыми Министерство юстиции США решило не заниматься после двухлетнего расследования. Эти обвинения безосновательны, они мотивированы злобой.
Хотя USADA говорит о существовании огромной тайной организации, существовавшей больше 16 лет, но я являюсь единственным спортсменом, против которого выдвинуты обвинения. Злоба USADA, его методы, авторитарные методы, его решение – сначала наказать, а потом судить, расходятся с нашими представлениями о честности.
Я никогда не использовал допинг, прошел больше 500 допинг-тестов за 25 лет карьеры и ни разу не сдал положительный тест. То, что USADA пренебрегает этим важным фактом и обвиняет меня вместо того, чтобы заняться спортсменами, признавшимися в использовании допинга, говорит многое об этой организации, нехватке в ней честности и мести, а не о моей виновости или чистоте», – говорилось в сообщении, опубликованном на официальном сайте Армстронга.
Вскоре обвинения против экс-велогонщика получили статус официальных. А накануне голландское издание De Telegraaf подбросило новую порцию хвороста в костер разгорающегося скандала, поведав со ссылкой на крайне надежный истоник о том, что Джордж Хинкейпи, Ливай Лайфаймер, Кристиан Ванде Вельде и Дэвид Забриски согласились дать показания против Лэнса. В обмен на это спортсменам, в эти дни выступающим на «Тур де Франс», якобы пообещали выписать всего шестимесячную дисквалификацию, вместо стандартной двухгодичной, за то, что они сами попались на употреблении допинга.
Кстати, никто из перечисленного выше «квартета свидетелей» не оказался включен в олимпийскую сборную США, хотя отсутствие того же Дэйва Забриски, претендовавшего на золото в разделке, в свое время удивило очень многих. В статье De Telegraaf отмечается, что маневрами USADA остались крайне недовольны и во Всемирном союзе велосипедистов, ведь если эти четверо гонщиков действительно сознались в употреблении запрещенных препаратов, то с какой радости им дали зеленый свет на поездку на «Тур де Франс». Еще одним свидетелем со стороны USADA также называется Джонатан Воутерс, ныне менеджер Garmin-Sharp.
Но как бы то ни было, пока USADA не выдвинуло никаких революционно новых свидетельств против техасца. Разоблачительные результаты допинг-тестов (в том числе и взятых в 2009 году, когда Армстронг гонялся за «Астану», что уже само по себе напрягает) пока не спешат сделать достоянием общественности. А о показаниях десятка свидетелей из окружения экс-велогонщика пока можно узнать только из подобных материалу в De Telegraaf публикаций.
Полугодичный дисквал для Хинкейпи и К выглядит немного бредовым вариантом развития событий и не внушает доверия – UCI никогда не пойдет на то, чтобы по сути простить грехи сразу четверых человек ради того, чтобы свалить одного. Пусть его фамилия и Армстронг. Позиции Воутерса тоже выглядят как-то шатко: его команда только-только получила нового спонсора в лице Sharp, которого явно не порадуют все возможные судебные разбирательства.
При самом худшем варианте развития событий Лэнса могут лишить всех семи его титулов победителя «Тур де Франс». Такого эпического допинг-фэйла спортивная история еще, наверное, не знала. Кроме этого, если вина Армстронга будет доказана, то за него, наверняка, возьмутся представители финансовых надзорных ведомств, поскольку с него постараются выстрясти заработанные призовые. И в-третьих, что хуже всего, репутация техасца будет испорчена раз и навсегда, а вместе с ним реноме его фонда по борьбе с окнологическими заболеваниями Livestrong.
Конечно, допинг – это плохо, и с его употреблением необходимо бороться со всей ответственностью, а виновных наказывать. Однако пока что вся история вокруг Армстронга более всего напоминает какую-то PR-кампанию с непонятными целями. Если в USADA так сильно хотят добиться справедливости, то зачем было нужно высылать, например, копию письма Лэнсу в Associated Press? При этом новый натиск на Армстронга был начат в сроки, когда свой двухлетний бан получал Альберто Контадор, вину которого так полностью и не доказали. Тем не менее это не помешало фнукционерам лишить испанца титула победителя «Тур де Франс», которому оказался не рад и Энди Шлек.
Теперь очередь дошла до Лэнса. Подобными историями выкарабкавшегося с того света американца вряд ли удастся сломить, но здесь речь идет уже не только о нем, а о том, как относятся в велоспорте к спорстменам. Пока что все как говорит Лэнс – «сначала наказать, а потом судить».
P.S. Этот текст был написан и опубликован на Sports.ru в июле, но до сих пор не потерял актуальности.
Фразу про Сомосу не мог говорить Рейган - у них 50 лет разницы в политической жизни. Фразу «Сомоса может быть и сукин сын, но это наш сукин сын» сказал Франклин Рузвельт, и то официальных подтверждений ей нет.
Ну и фамилия Диктатора пишется через «о» - Сомоса.
юношеский чемпионат мира по футболу в Мексике - у спортсменов 19 из 24 команд был обнаружен кленбутерол. не наказали. И после этого Конта равнее других перед законом? Презумпция невиновности не требует от человека доказательства того, что он невиновен. С его наказаниемне не согласны Эдди Меркс, Эни Шлек, Оскар Перейро Сио - не последние люди в велоспорте. Но однозначной правды в этом деле нет. Каждый имеет право на свое мнение.
Говоря о том, что об этом бессысленно говорить (СМИ платят и зарабатывают), вы косвенно признаете порочность подобной практики?
зачем мешать быть быстрее, выше, сильнее тем, кто хочет такими быть на потеху публике?
если «ел» в «промышленных масштабах» то виноват ... а так великий человек победивший страшную болезнь ....