6 мин.

«Тур де Франс-2012». История, фавориты, маршрут

«С крылом на груди» изучает самые интересные детали «Тур де Франс-2012», призывая верить в ее зрелищность даже при объективном отсутствии серьезной интриги.

Бэкграунд

99-я в истории версия «Тур де Франс» начнется 30 июня прологом в бельгийском Льеже и завершится 22 июля по традиции на Елисейских полях.

На старт гонки выйдут 198 гонщиков из 22 команд (18 велогрупп, входящих в WorldTour, + 4 континентальные команды).

На пути следования гонка, помимо Франции, также побывает в Бельгии и Швейцарии. В общей сложности гонщикам предстоит преодолеть 3496,9 км.

Нет бонусов – в этом году вновь не стоит ожидать бонификационных секунд на этапах. Так что наряжающихся в желтую майку спринтеров мы вряд ли увидим, зато генеральщики получают широкое поле деятельности для подарков в виде победы на этапах.

Деньги – призовой фонд ТДФ-2012 составит примерно 2 миллиона евро. Из них 450 тысяч евро достанется победителю генеральной классификации.

Маршрут

Многодневка вместит в себя пролог + 20 этапов (9 плоских этапов, 4 этапа со средними горами, 5 горных этапов, 2 индивидуальные гонки с раздельным стартом). Ее маршрут из-за какой-то ошибки разработчиков официального сайта соревнований стал известен 10 октября прошлого года, а спустя чуть более чем через неделю был официально подтвержден организаторами.

Гонка будет запущена в традиционном варианте по часовой стрелке, то есть сперва ее участники на первой неделе покатаются по равнинам, затем заберутся в Альпы, проедут несколько транзитных этапов, приедут в Пиренеи, после чего их будет ожидать только протяженная разделка и «этап дружбы» в Париже. Всего гонщиков проедут 25 гор второй, первой и высшей категории сложности. Что бросается в глаза, это непривычно небольшое даже для «Тур де Франс» количество горных этапов, зато будут более 100 км разделок. Неудивительно, что многие из чистых горняков в этом году решили проигнорировать Тур.

Первая серьезная горная перестрелка должна прозвучать на седьмом этапе, завершающимся штурмом La Planche des Belles Filles – почти 6 км со средним градиентом 8,5%. На 11-м этапе гонщиков ждут две горы высшей категории сложности (кто поедет в отрыв – тот мечтает о майке в горох) + финиш гору первой категории Ла Туссюр, которая хоть и длинная, но без пугающих уклонов. После этого горнякам надо запастись терпением и дождаться 16-го и 17-го этапов Тура, где будут разбросаны в общей сложности по четыре горы первой и высшей категории. Вот, впринципе, и все, как ни крути, а задница сзади а проявить себя у генеральщиков-горняков шансов будет просто мало. Зато раздельщики, увидев, маршрут Тура, наверняка пританцовывали весь день: пролог (6,4 км – т.е спринтеры вне игры) + разделка на 9-м этапе (41,5 км проветриваемого стола) + разделка на 19-м этапе (53,5 км вновь без видимых трудностей рельефа).

Номинации

Помимо борьбы за самую престижную желтую майку лидера общего зачета, гонщики, как обычно, поборются за еще несколько цветных маек.

Зеленая майка – в спринтерской номинации в отличие от минувшей Джиро вряд ли стоит ожидать, что ее победителем станет кто-то из горняков вроде Хоакима Родригеса. Для этого  Организаторы гонки решили повторить прошлогодний эксперимент – очки в классификации зеленой майки будут начисляться на финише этапов и во время единственного промежуточного спринта в течение этапа.

Гороховая майка – лучшим горнякам грядущего Тура организаторы устроили небольшие нововведения. Так, на вершинах гор высшей категории сложности очки будут присуждаться десяти гонщикам. А если вершина горы будет совпадать с финишем этапа, горные очки за нее удваиваются.

Белая майка – может быть, и здесь организаторы и здесь могли бы выдумать что-то новое, но простора для полета фантазии в данном случае у них явный дефицит. Все-таки номинация лучшего молодого гонщика вычисляется только по чистому времени спортсменов, и от этого далеко не уйдешь.

Фавориты

Прошлогодний победитель Французского тура Кадел Эванс крайне серьезным образом настроен защитить свой титул, чему немало способствуют складывающиеся в его пользу обстоятельства – детали маршрута и отсутствие двух серьезных соперников. Альберто Контадор не поедет на Тур из-за устроивших кленбутероловую ромашку спортивных функционеров, а Энди Шлек по официальной версии получил травму в результате падения на «Критериум ду Дофине». В их отсутствии единственным реальным конкурентом Эванса видится внушительно выступающий весь сезон Бредли Уиггинс.

Большинство специалистов сходятся во мнении что именно между капитанами BMC Racing Team и Sky Procycling и развернется основная разборка за победу в общем зачете. На генеральной репетиции Тура «Критериум ду Дофине» Уиггинс по большому счету в одну калитку уделал Эванса, опередив его и на разделке, и по степени подготовленности к серьезным делам команды. Кроме этого, за спиной у Уиггинса с дружелюбным оскалом маячит вице-победитель прошлогодней «Вуэльты» Кристофер Фрум, который вполне может стать таким суперпомощником, что и сам протиснется на подиум призеров.

Другим претендентам на что-то серьезное, видимо, придется придумывать какие-то заговоры против двух главных фаворитов. Подробнее об амбициях возглавляемой Янецом Брайковичем «Астаны» можно прочитать здесь. Из других амбициозных капитанов можно выделить Дениса Меньшова и Винченцо Нибали. Оба этих гонщика уже когда-то успели победить на гранд-турах, имеют сильных товарищей по команде и, по сути, посвятили весь сезон именно удачному выступлению на ТДФ. Другие ребята, вроде Пьера Роллана, Роберта Гесинка, Самуэля Санчеса или Юргена ван ден Броека также вполне могут обнаружиться 22 июля где-то в районе подиума на Елисейских полях, но для этого им придется как-то ориентироваться по обстоятельствам  и обходиться без навыков суперраздельщика и солидных грегари.

Скупой на количество внятных фаворитов нынешний ТДФ, конечно, вряд ли может завлечь армию телезрителей громкой афишой (вроде Шлек vs. Контадор + цепь), но, если взглянуть, на ситуацию с другой стороны, то в этом можно найти определенный плюс. В отличие от прошлых лет в этот раз многие команды не тешат себя ура-оптимистичными мечтами о подиуме или даже желтой майке. И может в их действиях что-то изменится. Антиэвансоуиггинский комплот по определению должен зажигать фитиль при каждом удобном случае, а другие гонщики в теории могут увидеть некую свободу, снять оковы и отложить весла в сторону.

Взять, к примеру, «Мувистар». Если бы Алехандро Вальверде был в числе топ-фаворитов, можно было бы подумать, что Василий Кириенко или Владимир Карпец получат возможность что-то выиграть самим? Сомнительно. А здесь и россиянин, и белорус вполне могут обвести маркером на роутбуке что-то подходящее для себя. И то же самое относится к гонщикам из других команд и стран. Только пусть все хотя бы попробуют, а иначе нас ждет унылая борьба двух рассчетливых и хладнокровных универсалов, чего как-то в последнее время итак многовато.