4 мин.

Покажи мне деньги!

Чуть больше месяца назад на официальном сайте Всемирного союза велосипедистов вышла небольшая статья о доходах профессиональных гонщиков. Пребывая в уверенности, что пересчитывание чужих денег никогда не теряет своей актуальности, блог "С крылом на груди" перевел ее на русский язык, попутно разыскав в архивах UCI аналогичный материал, датируемый 2009 годом.

 

Прежде всего, начнем с самого пресс-релиза UCI. Он выглядит следующим образом:

"В то время как количество мужских профессиональных команд за последние годы осталось примерно неизменным, средний бюджет вырос на 36,5%. Об этом свидетельствует отчет, подготовленный аудиторами Ernst & Young.

Данный результат показывает, что велоспорт сейчас находится в хорошем состоянии и способен противостоять последствиям глобального экономического кризиса. В 2009 году суммарный бюджет 39 профессиональных мужских команд составлял 235 миллионов евро. В 2012 году существуют 40 профессиональных команд (18 - с категорией UCI ProTeams, 22 - континентальных) с общим бюджетом 321 миллион евро, говорится в отчете Ernst & Young. Итого рост составил 36,5%.

Эти цифры показывают, что инвестиции от спонсоров продолжают возростать, что демонстрирует поддержку велоспорта. В 2012 году на 40 команд приходится 61 главный спонсор, что обеспечивает 73% дохода велогрупп. Эта цифра увеличивается до 95%, если к ней прибавить вклад оставшихся спонсоров. При этом средняя ежегодная зарплата гонщика, выступающего за команду со статусом UCI ProTeam, выросла со 190 тысяч евро в 2009 году до 264 тысяч евро в 2012 году.

Президент UCI Пэт Макуэйд: "Очень приятно видеть, что мужской профессиональный велоспорт преуспевает в эти непростые времена. Большинство гонщиков профессионального пелотона могут жить очень хорошо, или, как минимум, комфортабельно только на свою зарплату благодаря поддержке инвестирующих в спорт спонсоров. Эти спонсоры привлекаются зрелищностью, которую демонстрирует велоспорт на протяжении многих лет".

Вот как-то так. Конечно, сразу появилось желание залезть в архивы сайта UCI и поискать подобные отчеты за прошлые годы. К сожалению, соответствующих документов за 2011 и 2010 годы не всплыло, зато нашелся пресс-релиз за 2009 год, на который тут пару раз сослались для сравнения (он, кстати, начинается со слов, что подобные аудиторские калькуляции устраиваются ежегодно). В нем также проводятся парараллели с прошлыми годами. Например, упоминается о том, что суммарный бюджет профессиональных велогрупп вырос по сравнению с 2003 годом на 46 процентов (со 160 миллионов до 235 миллионов евро), средняя зарплата профессионала выросла с 70000 евро в 2002 году до 136 тысяч в 2009 году, а минимальный размер бюджета команды со статусом UCI ProTeam вырос с 673 тысяч евро (2003 год) до 3,7 миллиона евро (2009 год). При этом в обоих пресс-релизах почему-то умалчиваются детали о положении дел в женском влеоспорте.

Конечно, неизменная тенденция к росту в непростые времена глобальной рецессии вызывает только положительное отношение к происходящему, однако рядом с зарплатами футболистов или звезд заокеанских лиг эти цифры все еще выглядят несерьезными (прибавьте сюда налоговые отчисления). Другим моментом остается неравное распределение зарплат гонщиков. Лезем искать материалы о самых высоких зарплатах и находим этот на inrng (июль 2011 года), где говорится, что Контадор зарабатывает 5 миллионов евро в год, Шлеки - по 2 миллиона, Жильбер - 1,2 миллиона и т.д. Что касается минимальных окладов, то здесь регламент UCI предписывает следующие цифры:

1) минимальная з/п профессионала в команде со статусом UCI ProTeam - 30000 евро (24000 евро - для нео-профи);

2) гонщик професиональной континентальной команды - 27500 евро (23000 евро - для нео-профи);

3) женщины и предтавитель континентальной команды - идет ссылка на национальные законодательства, договорапрофсоюзов велогонщиков и т.п.

Призовые в каждой из гонок, разумеется, разные, но, как правило, они не впечатляют своими перераздутыми размерами. К примеру, на "Тур де Франс-2011" призовой фонд распределялся следующим образом:

победитель этапа - 8000 евро (общий призовой фонд - 475 000 евро);

желтая майка - 450 000 евро (общий призовой фонд - 1 005 000 евро);

зеленая майка - 25 000 евро (общий призовой фонд - 128 000 евро);

гороховая майка - 25 000 евро (общий призовой фонд - 104 700 евро);

белая майка - 20 000 евро (общий призовой фонд - 66 500 евро);

самый агрессивный гонщик - 20 000 евро (общий призовой фонд - 56 000 евро);

командная классификация - 50 000 евро (общий призовой фонд - 176 000 евро).

Напоследок хочется привести мнение inrng относительно роста спонсорских вложений. Портал с сожалением отмечает, что при увеличении размера денеженых вливаний на треть ситуация в велоспорте в принципе не меняется: количество гонок особо не выросло, продолжительность трансляций осталось прежним, никаких дополнительных способов заработать на велоспорте у спонсоров не появилось... При этом из положительных тенденций отмечается, что отпугивавшие потенциальных спонсоров допинговые скандалы в велоспорте постепенно вспыхивают все более и более редко, а следовательно некоторые крупные компании уже всерьез задумываются над идеей проэкспанироваться посредством велоспорта, не опасаясь оказаться вовлеченными в неприятные истории.