«Париж - Рубе». Добро пожаловать в ад!
В ближайшее воскресенье нас ожидает битва настоящих мужчин, которые подобно Тони д′Амато знают цену каждого дюйма. Они выйдут на старт королевской однодневной гонки "Париж - Рубе", известной также как "Северный ад". В суровом мире профессионального велоспорта такие названия даются не просто ради красивого сравнения. "Париж - Рубе" - это по-настоящему адское испытание для суровых и матерых мастеров северных классиков, где парни из категории "невесомый горняк", рискуют элементарно не добраться до финиша, попутно угробив целый сезон.
За более чем вековую историю существования "Париж - Рубе" обросла настоящими легендами, многие из которых датируются совсем недавним прошлым: за последние годы гонщики на полном ходу ломали байки, проскакивали мимо опущенного шлагбаума (кстати, одним из трех позднее дисквалифицированных смельчаков оказался россиянин Владимир Гусев), устраивали театрализованное празднование на финишной прямой велотрека и примеряли грязевые маски. А ведь это еще мелочи по сравнению со случаями более глубокого прошлого, когда к без пяти минут чемпиону придирался прямо во время гонки жандарм, гонщиков обвиняли в рукоприкладстве в целях устранить соперника непосредственно в ходе соревнований, победителя дисквалифицировали за отсутствие стикера на велосипеде, а сами спортсмены не находили въезд на велотрек, где традиционно располагается финиш.
Главной особенностью "Париж - Рубе" считаются ее фирменные брусчатые отрезки, которые могут запросто вытрясти дух из самого подготовленного велопрофи. Их протяженность занимает примерно пятую часть всей гонки. При этом все отрезки с брусчатым покрытием обозначены по степени трудности определенным количеством звезд, выдаваемых исходя из их протяженности и тряскости. За последним старательно следит группа энтузиастов, именуемых Les Amis de Paris-Roubaix. Эти люди регулярно собирают тысячи подписей под петициями местным властям с просьбами не класть асфальт вместо брусчатки, а также заботливо перебирают в преддверии старта каждый камешек, стараясь сделать так, чтобы гонка не показалась ее участникам легкой прогулкой.
Исторически самыми устойчивыми к трудностям "Париж - Рубе" считаются бельгийские велогонщики, один из которых, Роджер де Флеминк, является обладателем рекорда по общему количеству побед на "Воскресенье в аду", где он выигрывал четырежды. Главным же героем минувшего поколения был Йохан Мизеув, побеждавший здесь трижды, при этом одну из побед он одержал уже после ужасного падения на этой же гонке, когда врачи всерьез допускали вариант того, что гонщику будет необходимо ампутировать ногу из-за угрозы гангрены.
Последние же годы превратились в очную или заочную дуэльТома Бонена и Фабиана Канчеллары в различных вариациях: первый успел за это время победить трижды, второй - дважды. Правда, в этот раз самого афишируемого поединка "Париж - Рубе" дождаться не придется: на Туре Фландрии Канчеллару застал врасплох выброшенный кем-то бачок, в результате чего швейцарец заработал тройной перелом ключицы. Вот только для Бонена такое исчезновение главного конкурента вряд ли сильно облегчит жизнь - в отсутствии Спартака Omega Pharma-Quickstep придется в гордом одиночестве отбиваться от атак со всех неприятельских сторон, которые, наверняка, сколотят на удивление прочные комплоты, выступив единым фронтом с девизом из серии "все против Тома".
Главными массовиками-затейниками антибоненовской коалиции в теории должны стать итальянцы Филиппо Поццато и Алесандро Баллан, доказавшие на Туре Фландрии, что как минимум способны ехать по брусчатке не хуже бельгийца, однако сейчас заметно уступают ему в финишных разборках. По этой причине они наверняка попытаются разобрать главного фаворита за десяток километров до финиша. Другой опасностью для Бонена могут стать непонятные бельгийцы второго эшелона, как Йохан Вансюммерен, который в прошлом году под шумок благополучно уехал от всех фаворитов. В нынешнем сезоне к числу таковых можно отнести Девольдера, Лейкеманса, Ванмарке и самого прошлогоднего победителя "Париж - Рубе" Вансюммерена. И, наконец, третью когорту фаворитов составляют совсем уже непредсказуемые ребята, как, например, Эдвальд Боассон Хаген или Петер Саган, которые сами и не знают, на что они могут претендовать на грядущей гонки, но дефицитом амбиций точно не страдают.
27 брусчатых секций "Париж - Рубе"
В этом году участникам "Париж - Рубе" предстоит преодолеть 257,5 км, при этом 51,5 км трассы проложены по брусчатке. Каждая секция брусчатки имеет свой номер, выдаваемый вобратном от старта гонки порядке.
27. Troisvilles (after 97.5 km - 2,200 m) ***
26. Viesly (after 104 km - 1,800 m) ***
25. Quievy (after 106.5 km - 3,700 m) ****
24. Saint-Python (after 111.5 km - 1,500 m) **
23. Vertain (after 119.5 km - 2,300 m) ***
22. Capelle-sur-Ecaillon - Le Buat (after 126 km - 1,700 m) +++
21. Aulnoy-lez-Valenciennes - Famars (after 142 km - 2,600 m) *****
20. Famars - Quérénaing (after 145.5 km - 1,200 m) **
19. Quérénaing – Maing (after 149 km - 2,500 m) ***
18. Monchaux-sur-Ecaillon (after 152 km - 1,600 m) ***
17. Haveluy (after 163.5 km - 2,500 m) ****
16. Trouée d’Arenberg (after 172 km - 2,400 m) *****
15. Millonfosse - Bousiginies (after 178.5 km - 1,400 m) ***
14. Brillon to Tilloy-lez-Marchiennes (after 183 km - 1,100 m) **
Tilloy - Sars-et-Rosières (after 185.5 km - 2,400 m) ***
13. Beuvry-la-Forêt - Orchies (after 192 km - 1,400m) ***
12. Orchies (after 197 km - 1,700 m) ***
11. Auchy-lez-Orchies - Bersée (after 203 km - 2,600 m) ****
10. Mons-en-Pévèle (after 208.5 km - 3,000 m) *****
9. Mérignies - Avelin (after 215 km - 700 m) **
8. Pont-Thibaut (after 218 km - 1,400 m) ***
7. Templeuve l’Epinette (after 223.5 km - 200 m) + Le Moulin de Vertain (after 224 km - 500 m) **
6. Cysoing - Bourghelles (after 230,5 km - 1,300 m) ****
Bourghelles - Wannehain (after 233 km - 1,100 m) ***
5. Camphin-en-Pévèle (after 237.5 km – 1,800 m) ****
4. Le Carrefour de l’Arbre (after 240.5 km - 2,100 m) *****
3. Gruson (after 242.5 km - 1,100 m) **
2. Hem (after 249.5 km - 1,400 m) **
1. Roubaix (after 256.5 km - 300 m) *
Цифры и факты
Наибольше количество участий в гонке - Раймон Импанис (16)
Самый возрастной победитель - Жильбер Дюкло-Лассаль (38 лет 8 месяцев, 1993 год)
Наибольшее число побед - Роджер де Флеминк (4 - 1972,1974, 1975, 1977)
Наибольшее преимущество победителя над серебряным призером - 5 минут 21 секунда (1970 г., чемпион - Эдди Меркс, вице-чемпион Роджер де Флеминк)
Наименьшее преимущество победителя над серебряным призером - 1 см, (Эдди Планкер и Стив Бауэр, 1990 г.)
Самый протяженный победный отрыв - 222 км (1988 г., Дирк Демоль)
Самая высокая средняя скорость - 45,129 км/ч (Петер Пост, 1964 г.)
P.S. По предварительным данным в этом году нас ожидает "Париж - Рубе" в ее самом притягательном для болельщиков и кошмарном для гонщиков виде: синоптики предсказывают, что температура воздуха будет в пределах от +3 до +10 градусов, а также высока вероятность дождя. Кроме этого, на традиционно самом сложном участке гонки в Аренбергском лесу из-за большого количества осадков многие камни покрылись мхом, хотя местные власти уверяют, что это не создаст гонщикам серьезных опасностей.