5 вопросов перед стартом «Вуэльты»
Уже через несколько дней участники "Вуэльты" отправят себя и телезрителей в очередной трехнедельный марафон. Кто-то будет преодолевать его в седле велосипеда, кто-то - на удобном диване. Во втором случае к просмотру ответственно стоит подойти с минимальными вводными данными. Далее 5 ответов на очевидные вопросы, фигурирующие перед началом гонки.
Кто победит?
Самый актуальный вопрос перед началом любого спортивного события. Букмекеры, которые делают на этом деньги (соответственно знают больше обычных болельщиков), единодушно называют фаворитом Приможа Роглича. Он выиграл с большим преимуществом три последних Тура Испании, а за его спиной парни из объективно самой сильной команды в мире. Единственный внятный аргумент против - травма на "Тур де Франс", из-за которой он возобновил тренировки плюс/минус за две недели до начала гонки.
Фаворит №2 в ставочных конторах - Ремко Эвенпул. Это обстоятельство - иллюстрация нынешней реальности в мировом велоспорте, где молодые парни все переворачивают с ног на голову. До этого Ремко лишь однажды вышел на старт трехнедельной гонки. Это было в прошлом году, когда он не доехал до финиша "Джиро д'Италия". Но, как говорится, с тех пор много воды утекло. Бельгиец стал опытнее, выиграл в этом сезоне две недельные гонки + "Льеж-Бастонь-Льеж" и "Классику Сан-Себастьян". Кроме этого, он получил относительно щадящий календарь. Свежие ноги без гранд-туров в этом году могут стать определяющим фактором.
Далее плотной группой маячат вызывающе худые фигуры "горняков" - Ричард Карапас, Джей Хиндли, Саймон Йейтс, которые продолжат разбираться между собой после "Джиро". Возможно, веры в каждого из них было бы побольше, если бы не отвлекающие факторы. Карапас в целом у себя в команде уже уходящая натура, который и раньше не слишком ладил с другими гонщиками. Хиндли получил порцию славы после Тура Италии и мог не найти баланс между комплиментами и тренировками. А Йейтс остается Йейтсом, который может проехать как угодно по понятным только ему причинам.
Прогноз блога. Проявим оригинальность и сделаем ставку на Жоао Алмейду. Прежде всего потому что не хочется верить в общую предсказуемость гонки. Кроме этого, после того, как Погачар не выграл желтую майку на ТДФ, в арабской команде о стену расшибутся, но постараются закрыть сезон с одной победой на гранд-туре. И, наконец, у португальца еще никогда не было такой сильной группы поддержки в горах. Макналти, Аюсо, Солер и Поланц помогут ему сберечь силы там, где раньше этого не удавалось сделать.
Решающие этапы
Здесь нужно понимать, что "Вуэльта" в сравнении с другими трехнедельными старатми предпочитает более короткие этапы. Это не только повышает среднюю скорость, но и провоцирует команды на импровизацию. На испанских (в этом году и голландских) равнинах действительно бывает такой ветер, что эшелоны (если вы не знаете что это такое, смотрите здесь) могут уничтожить шансы даже самых хорошо готовых. Но канонически на "Вуэльте" все решают горы.
Первый этап, где можно получить преимущество над прямыми конкурентами совпадает с хронологически первым этапом гонки. Командная разделка возвращается на Тур Испании - 23,3 км против часовой стрелки по улицам Утрехта. Многие команды с облегчением выдохнут, когда этот этап останется за спиной: нервы первого дня + рваный ритм из-за крутых поворотов + сюрпризы дорожного покрытия (Дэвид Забриски подтвердит, что улететь можно и на трамвайной рельсе).
Потом все по классике. Кто не готов, в этом году к борьбе в горах мы узнаем на 6-м этапе с финишем на Пико-дель-Яно (14,6 км, средний градиент - 6,6%, на последних 600 метрах подъема - почти 15%). еще два этапа с финишем в гору первой категории на 8-м и 9-м этапах, а на 10-м - равнинная гонка с раздельным стартом протяженностью 31,1 км. Логично предположить, что за два предшествующих ей дня горные гонщики постараются измотать Роглича и Эвенпула, чтобы не получить критически большое отставание. Поэтому ждем серьезных атак.
На второй неделе будет два этапа с финишем в гору первой категории, а также воскресный, когда участники "Вуэльты" вспомнят что такое подъем на Сьерра-Неваду. А перед традиционным финишем в Мадриде триптих из противоречивых горных этапов, когда нужно что-то изобретать не на последнем подъеме, а намного раньше. Организаторы словно дают полотно и краски участникам - рисуйте что и как хотите, лишь бы зрителям было интересно.
Роли второго плана
Кроме разборок за красную майку, как обычно, есть много других сюжетных линий, которые можно выделить в отдельную арку. Одна из них - последний концерт Алехандро Вальверде, который уже в принципе много раз собирался на пенсию, но каждый раз передумывал. В этот раз все вроде бы уже окончательно. Его задача на гонку - выиграть один из этапов, как это сделал Альберто Контадор на Англиру. Если бы телевидение от велоспорта существовало по законам североамериканских профессиональных лиг, вокруг этого закрутили бы реалити-шоу или мини-сериал на "Нетфликс". Но патриархально-европейский медиарынок имеет другое понятие об интриге, поэтому мы вряд ли все увидим от первого лица. Остается только поболеть за ветерана, когда он окажется в каком-то перспективном отрыве. Выиграть финишный спринт из небольшой группы в присутствии Роглича у Вальверде сил вряд ли хватит.
Спринтеры обычно едут на Тур Испании без большого желания. В это же время будут проходить гораздо более подходящие Тур Дании, Тур Германии, Тур Британии. А еще можно заглянуть в Канаду на Гран-при Квебека и Монреаля. Поэтому на "Вуэльте" традиционный дефицит серьезных претендентов на зеленую майку среди чистых финишеров. Впрочем Тим Мерлье, Паскаль Аккерман, Сэм Беннетт уже официально подтверждены среди участников. Так что хотя бы на голландских этапах мы увидим классическую работу спринтерских развозящих групп. У кого из них дела будут складываться хорошо, тот найдет в своих усилиях логику доехать до Мадрида.
Есть еще несколько вопросов, на которые вы можете постараться ответить сугубо для себя. Сколько раз за эти недели Жулиан Алафилипп станет участником отрыва? Что в этот раз помешает Микелю Ланде доказать, что он может выигрывать на таком уровне? Сколько участников соберет фентези-турнир "Вуэльты" и будут ли его игроки собираться, как персонаж Пола Радда и его единомышленники в фильме "Немножко беременна"? Отработает ли Сергей Курдюков на "Евроспорте" все гоночные дни или только на главных этапах? В какой момент гонки в EF Education-EasyPost решат, кто у них капитан (и произойдет ли это вообще)? И, наконец, выиграют ли все остальные команды в сумме больше этапов чем "Квик Степ", "Джамбо Висма" и "ИНЕОС"?
"Астана"
Состав "Астаны" на этой гонке говорит о том, что команда очень сильно постарается сгладить в целом скверный сезон. В Испанию командированы все максимально боеспособные ресурсы: Мигель Анхель Лопес, Винцченцо Нибали, Алексей Луценко, Вадим Пронский, Давид де ла Круз, Самуэле Батистелла, Харольд Техада и Евгений Федоров. Четно говоря перед началом гонки создается впечатление, что почти у каждого из них стоит задача выиграть этап.
Лопес, если нигде по дороге не упадет, является основной надеждой в общем зачете. Нибали, который всем все доказал, скорее всего, поедет гонку по аналогии с Вальверде в попытке красиво завершить карьеру. Луценко после ТДФ вряд ли будет готов терпеть на высокий результат три недели подряд, но общего уровня должно хватить для борьбы в отдельные дни. Де ла Круз, Батистелла и Техада могут стать надеждой по принципу - где-то же когда-то они должны что-то показать.
Присутствие в гонке Пронского и Федорова - аванс обоим как людям, в которых реально верят в проекте. Вадим на каждом гранд-туре с его участием смотрелся качественно. Но пришло время переходить на принципиально новый уровень и выходить из образа надежного помощника. Иначе можно никогда не выбраться из уютной тени. Федоров - это гонщик, о котором в медиапространстве говорят удивительно мало. Он действительно сильный парень, который в Мировом туре выступает всего второй год. Антопометрия вряд ли ему позволит претендовать на многодневки, но получить качественного гонщика для однодневных стартов + полезного члена команды на гранд-туре "Астана" должна.
Бессмысленный прогноз
Менее половины участников "Вуэльты" доберется до финиша в Мадриде.
Средняя скорость "Тур де Франс" в этом году была 42,457 км/ч. Это исторический рекорд. От такого ведения гонки приходил в замешательство даже Джерайнт Томас. А он действительно много что повидал в велоспорте. Примерно в таком стиле проходит весь сезон - с самого старта все стараются максимально держать педаль газа. На "Вуэльте" и без этого всегда высокая средняя скорость. Если она будет еще выше, многие просто не переварят такие нагрузки.
Второй фактор - наличие ковидных протоколов. Болезнь никуда не делась, а в ограниченном пространстве пелотона она вновь даст о себе знать. Прецеденты были даже на ТДФ с его максимальным уровнем организации. На Туре Испании для многих участников все так же превращается в лотерею. Любую степень готовности может перечеркнуть положительный тест на ковид.
Третья причина - чемпионат мира. Это не новое явление для организаторов "Вуэльты", которые всегда ревностно относятся к эпизодам, когда гонщик рассматривает гонку просто в качестве подводящего старта. Но в этом году ЧМ пройдет в Австралии, куда нужно лететь очень заранее. То есть тут не получится доехать до Мадрида, прыгнуть в машину и приехать в расположение сборной. Тут, скорее всего, придется снимать номера на экваторе гонки и добираться организованной группой. Боссы "Вуэльты" наверняка будут ворчать, но приоритеты национальной команды окажутся выше условной перспективы занять место в пятом десятке протокола. Тем более, что в конце сезона многие гонщики уже мысленно примеряют форму другой команды.