«Если произойдет несчастный случай, похороните меня на обочине». Безумный рекорд: 204 км/ч на велосипеде – по автобану
Стартовал первый гранд-тур сезона – «Джиро д’Италия»: велоспорт возвращается к привычному календарю после сложного года. Хороший повод вспомнить, что гонки – это не только выматывающие восхождения в горы и допинговые скандалы, главное здесь – это скорость.
Сложно поверить, но почти 60 лет назад француз Жозе Мейффре разогнал велосипед до 204 км/ч – пролетел по немецкому автобану, не забыв перед стартом положить в карман записку на случай гибели.
Как же ему удалось установить запредельный рекорд?
В первой половине XX века в Европе произошел бум популярности велогонок – именно тогда зародились все супермногодневки.
Помимо классических заездов распространились гонки за мотоциклами, чуть позднее – за автомобилями. На машины устанавливали специальные аэродинамические обтекатели – чтобы сопротивление воздуха, отнимающее при езде так много сил, не мешало гонщикам.
Это позволяло набирать невероятные скорости, которые, казалось, ограничивались не человеческими возможностями, а мощностью транспорта.
Благодаря такому устройству Мейффре и установил рекорд. 19 июля 1962 года француз вышел на автобан рядом с немецким городом Фридбург. К заезду готовились тщательно: подметали асфальт, расставили людей, замерявших время и скорость, пригласили фотографов и журналистов.
Невысокий Жозе выкатил на дорогу очень странный велосипед: с огромной звездочкой – на 130 зубцов (для эффективной работы), с деревянными ободами колес (для предотвращения перегрева), с усиленной в нескольких местах рамой. Весил он всего 20 кг.
Мейффре поставил цель – преодолеть отметку в 200 км/ч. В этом ему помогал Mercedes-Benz 300 SL, оборудованный специальным карманом, защищавшим гонщика от ветра. Любое неправильное движение, любая неровность на дороге могли привести к катастрофе – для серьезной аварии хватило бы и неправильной траектории Жозе.
За 10 лет до заезда в Германии у Мейффре было падение на предельной скорости.
Он отправился за рекордом на одну из трасс во французском Монлери, почти не беспокоясь – там уже разгонялись за 100 км/ч; вот только к 1952-му дорога испортилась, асфальт покрылся трещинами. На одном из поворотов велосипед Мейффре повело на скорости 128 км/ч – он вылетел с трассы и пролетел почти 90 метров вперед, еще 6 метров проскользил по земле.
Врачи тут же отнесли гонщика в машину скорой помощи, а газеты написали о его смерти. Но Мейффре выжил, несмотря на перелом черепа в пяти местах и другие серьезные травмы. Он долго восстанавливался, писал книги и мечтал о новом рекорде.
В этот раз все получилось – 48-летний француз разогнался до 204,7 км/ч. Педали крутились со скоростью 3,1 оборота в секунду – за это время Жозе проезжал 58 метров. В течение 18 секунд он ехал на пределе – и наконец пронесся мимо флага, обозначавшего отметку, где фиксируется рекорд.
До старта у Мейффре не было сомнений в себе, но, видимо, печальный опыте в Монлери сильно влиял на него: перед разгоном Жозе положил в карман записку:
«Если произойдет несчастный случай со смертельным исходом, прошу зрителей не жалеть меня. Я бедный человек, сирота с 11 лет, много страдал. Смерть не страшит меня. Эта попытка рекорда – мой способ самовыражения. Если врачи ничего не смогут сделать со мной, пожалуйста, похороните меня на обочине дороги, где я упал».
У француза и правда нелегкая судьба – с детства ему пришлось зарабатывать на жизнь, чтобы прокормить себя и бабушку.
Любовь к экстриму на велике – тоже результат тяжелой истории. Однажды Жозе ехал с работы домой на стареньком велосипеде, и его сбила машина. Водитель так переживал, что купил Мейффре новый велосипед. С тех пор Жозе загорелся велоспортом, но попытка участия в шоссейных гонках провалилась – профессионалы смеялись над ним, а врачи сказали, что его сердце слишком слабое для таких нагрузок.
Разочарованный Мейффре попал на встречу с Анри Дегранжем – организатором «Тур де Франс», и тот предложил Жозе попробовать гонки за мотоциклами. Через несколько лет Мейффре перешел в гонки за автомобилями и влюбился в эту невероятную скорость.
Даже в 59 лет ему удавалось набрать 146 км/ч, а тот самый рекорд на автобане открыл новую эру в велоспорте. Сейчас гонщики подобрались к следующему рубежу – в 2018-м американка Дениз Мюллер-Коренек набрала скорость 296 км/ч.
Фото: youtube.com//скриншот с видео канала «ranifaru»; capovelo.com; fr.wikipedia.org/wiki/Jos%C3%A9_Meiffret
Лучший стимул был бы - продержать его часов пять на жаре для облегчения и выпустить за 5 минут до закрытия последнего ларька с холодным пивасом.