5 мин.

HTC-Highroad: от Телекома до 2012. Часть 1

Начать разумнее всего будет не с самой Телеком, а с команды с трудно выговариваемым названием Штуттгарт-Мерседес-Меркс-Пума (Stuttgat-Merceds-Merckx- Puma), которая в 1990 году стала чемпионом Германии в гонках на шоссе. В названии команды отметились все 4 основных спонсора - андминистрация Штуттгарта, автомобильный партнер команды - Мерседес-Бенц, поставщик велосипедов - фабрика Эдди Меркса и, наконец, обувающий и одевающий спонсор - Puma. Первый успех сразу же привлек внимание к потенциально элитного уровня команде, в которой немецкий велоспорт нуждался, как в воздухе. На тот момент гонщики из Германии находились на более, чем скромных ролях, а в высшем эшелоне велоспорта не было ни одной конюшни, которая бы базировалась на территории Германии. И в 1991 году случилось то, что небольшая, но абициозная и весьма успешная команда под управлением Вальтера Годефроота обрела поддержку в лице могущественной Deutsche Telekom и до 2004 года (небывало долго для велоспорта конца XX - начала XXI века носила имя Team Telekom.

Первой, наверное, настоящей звездой в составе Telekom был победитель Париж-Рубэ 1991 года, хорошо известный в тот момент специалист по классике - Марк Мадио, который, правда, провел в новой команде всего 2 сезона. В начале 90-х годов Telekom стала активно подписывать молодых немецких велогонщиков, которые хорошо выступали на чемпионатах страны. В 1992 году в команду пришел Йенс Хеппнер, в 1993 - Эрик Цабель и Рольф Альдаг. Те самые люди, которые сейчас изнутри бессильно созерцают развал НТС, а герр Альдаг мужественно взял на себя в последние недели функцию переговорщика, ищущего места для уходящих из HTC ребят. Кстати, Цабель не так давно признался, что именно безумная скорость Кэвендиша в свое время "отправила его на пенсию".

В 1994 году в команду приходит Ян Ульрих, а в 1995 году Team Telekom сразу же "пролетает" мимо первого же своего Тур де Франс. Что имеется в виду? Команда не получила приглашения от организаторов гонки, несмотря на наличие в своем составе сильнейших на тот момент гонщиков. Одних чемпионов Германии к тому моменту было четверо. В итоге компромиссное решение было найдено в последний момент. Шестерым гонцам из Telekom было разрешено принять участие в Туре в составе смешанной команды. К Рольфу Альдагу, Удо Больтсу, Йенсу Хеппнеру, украинцу Владимиру Пульникову, Эрику Цабелю и Олафу Людвигу примкнули еще 3 спортсмена из ZG Mobili. Совместными усилиями этот "товарно-пассажирский поезд" привезет Эрика Цабеля к победам на двух этапах, дав понять, что немецкий велоблицкриг не является однодневным прорывом, а ставит перед собой главную цель Тура - Париж. И въехать туда гонщики Telekom хотят с желтомаечным капитаном на плечах грегари.

Сказано - сделано. В 1996 году Бьярне Рийс, которого Годефроот выхватил из разваливающейся на фоне экономического кризиса в Италии Gewiss-Ballan, был назначен капитаном команды на Туре, чем изрядно уколол амбиции Ульриха, который всю первую неделю из кожи вон лез, чтобы доказать свои равные права на maillot jaune. Но к концу равнинных покатушек "ломанувший" отличным горняцким ходом в первых же горах Рийс набрал 44 секунды преимущества над своим более молодым товарищем по команде, а затем расшириал гандикап до 1:41, которые и привез на Елисейских полях своему напарнику Ульриху, который, справедливости ради отметим, в том году взял белую майку лучшего молодого гонщика.

Это был поистине исторический момент, так как победой Рийса ознаменовался переход Telekom из второго эшелона ПроТура в высший, а также была прервана гегемония "Большого" Мигеля Индурайна, который после этого больше ни разу не брал общий зачет Тура.

В 1997 году судьба вернула должок Яну Ульриху, сделав его единственным пока что в истории немцем, выигрывавшим общий зачет Тур де Франс.Кстати, по ходу гонки Ян несколько раз подвергался закономерным обструкциям с обочин, заполненнных французскими болельщиками - неминуемая гибель традиции, по которой "немец в желтом никогда не вьедет в Париж" раздражала многих.

 

Не знаю, как Вас а меня охватывает ностальгия при виде "бесшлемных" великих гонщиков в практически еще "докарбоновые времена" выдававших мощности и результаты, которым могут позавидовать многие современные гонцы.

Потом Рийс будет каяться, что принимал стимуляторы и эритропоэтинился, а Ульрих будет много-много раз отмываться от обвинений в нечестной игре после операции Пуэрто. Сейчас Ян уже намного спокойнее воспринимает вопросы на этот счет и даже решил тряхнуть стариной, приняв не так давно участие в небольшой любительской велогонке в Италии под псведонимом Max Craft. Впрочем, анонимность длилась недолго...

Ставшая звездной Team telekom в конце 90-ых активно продолжает подписывать элитных гонщиков, уделяя большое внимание немецким талантливым спортсменам. В 98-99 годах команду пополняют Андреас Кледен, Йорг Якше, в а 2000 году в нее приходит казахский гонщик Александр "Вино" Винокуров, который сыграет важнейшую роль в жизни Telekom, став одним из главных генеральщиков после ухода в Bianchi Яна Ульриха.

 Кстати о ролях и игре. в 2004 году на экраны вышел замечательный документальный фильм - Hollentour (Hell on wheels), который и по сей день остается одним из эталонов велодокументалистики. Фильм повествует о пути Team Telekom на юбилейном Тур де Франс, который проходил в 2003 году. В ленте "засветились" в самых разных качествах Эрик Цабель, Альдаг, Клёди и сам Винокуров, который Тур-2003 закончил третьим, уступив Армстронгу и Яну Ульриху, сменившему Telekom на Bianchi.

Для ленивых ссылка на трекер, где можно скачать киноленту. А еще напомним, что в 2003 году белую майку взял никто иной, как Денис Меньшов...

На 9-м этапе этого Тура случилось сразу два значимых события - Винокуров мощнейшей атакой перед последней горой создал себе задел, чтобы приехать в Гап в гордом одиночестве и в ранге победителя и на последнем больлшом спуске побьется в лоскуты несчастный Белоки, а Лэнс, перед которым завалился испанец,  будет "срезать" по полям, добавив еще одно яркое пятно к мозаике своей карьеры.

Атака Вино и падение Белоки  - в видеоролике ниже