Как Ёра с Казаком вокруг Москвы на великах ехали
Года 3 назад летом я стал понемногу исследовать Москву, катаясь на велосипеде. Объездив ближайшие парки и набережные в центре, стала зарождаться мысль о том, что неплохо было бы объехать за день все парки, которые располагаются по периметру, т.е. сделать такой большой круг, поближе к МКАДу, но с уклоном на посещение парков.
Вдвоем ехать веселее, поэтому сели мы с Серегой Леоненковым на велики и поехали в августе 2015го от юго-западной против часовой стрелки. Доехали до Измайловского парка, устали и через центр вернулись домой. Но желание совершить этот велопробег не пропало. Прошлым летом я готовился к марафону и было не до велика. Но к сентябрю мне удалось зажечь этой идеей Лёху Казакова. Так что с наступлением теплого сезона в 2017м, мы договорились, что «круг» обязательно проедем до конца лета.
К концу июля я уже покатался почти везде, и маршрут почти полностью представлял у себя в голове, особенно часть между гребным каналом в Крылатском и парком Царицыно. Хорошо, что построили МЦК и туда пускают с великом, в отличие от метро, таким образом и север Москвы я тоже немного обкатал, но там не интересно на велике, сплошные ж/д и пром.зоны.
И вот, наконец, решено, в субботу 30 июля едем с утра. Сбор в 9 утра на станции МЦК «Измайлово» (потому что Казак там рядом живет) и двигаем в парк Сокольники. Был вариант поехать пошире, через Лосиный остров, но там дорога хуже, деревья до сих пор местами не убраны с тропинок после июньского урагана. Для полноты картины – от дома (м. Юго-западная) доехал до МЦК Площадь Гагарина, по пути посетив первый парк в этот день – около дворца пионеров на Косыгина. Полчаса на МЦК и … в общем едем мы по набережной реки Яузы, и Казак пробивает камеру на заднем колесе. Совет №1: аккуратнее заскакивайте на бордюры, особенно, когда они новые и с довольно острыми углами. Корректируем маршрут, я на велике, Казак на трамвае, доезжаем пару км до метро Сокольники, спасибо магазину Веломатрикс за оперативную работу по смене камеры. Заезжаем в парк Сокольники, народу почти нет еще, утро. Хороший, обустроенный парк, везде аккуратные асфальтированные дорожки, есть аттракционы, всякие палатки с едой, ухоженные клумбы. От входа лучами расходятся улицы и дорожки, если уйти чуть в глубь парка, то это отличное место чтоб бегать или кататься на велосипеде, ровные гравийные и асфальтированные дорожки, вокруг лес, пруды есть. Можно доехать до академии ФК Спартак, но нам в другую сторону.
Выезжаем на Ростокинский проезд и по улице Космонавтов едем к ВДНХ. Там народу уже побольше, решили проехать мимо музея космонавтики и заехать не через центральный вход. Фонтаны, павильоны, «Буран» с ракетой, «Москвариум»... Дальше едем по Останкинскому парку и главному Ботаническому саду РАН в сторону м. Владыкино. Биология моё самое слабое место в школе было, так что я не знаю какие там деревья растут, но явно какие-то редкие и всё это красиво так обустроено, территория большая, птички поют, можно много чего посмотреть, опять же разные пруды есть, вроде на некоторых даже можно посёрфить за катером.
Дальше едем в сторону Тимирязевского парка по Большой Академической улице. Солнце уже припекает прилично так. Сразу на въезде в парк расположен Большой Садовый пруд, полно народу, купаются, загорают, песочек, теплая вода. Мы тоже было помечтали о том, чтоб нырнуть и освежиться, но как-то не предусмотрели это заранее в плане одежды, грозу же обещали в середине дня. Хорошо, что там стоял фонтанчик с водой, из которого можно ополоснуться. Облились, перекусили и поехали дальше. Тимирязевский парк тоже немаленький, дорожки везде земляные, на территории есть и дендрарий, и ботанический сад, всё это принадлежит сельхоз академии им. Тимирязева. Но мы решили не объезжать его полностью, а, немного углубившись, свернули на запад, не надо нам в центр.
Дальше надо бы было заехать в парк-усадьбу Михалково, но почему-то мы решили туда не ехать, были там раньше, ухоженный маленький парк вокруг прудов. Поехали в Покровское-Стрешнево. Там хорошо, территория побольше, есть пруды, красивая природа, аккуратные дорожки. Есть даже памятник велосипедистам, если можно так сказать. По парку течет река Химка, вдоль неё построены деревянные мостки – экологическая тропа, можно увидеть разных уток и даже бобров (я вот их раньше никогда не видел).
После парка решили через Иваньковское шоссе выехать на набережную канала им. Москвы, долго искали на неё выезд, катаясь по территории какой-то больницы (ЦКБ гражданской авиации). В итоге нашли въезд. Так себе там набережная, потом еще шлюз стоит, который надо объезжать вдоль забора с колючей проволокой. Доехали до Строгинского моста, мимо цветастых домов ЖК Алые паруса, и по мосту двинули в Строгино. Можно было бы поехать по Живописной улице почти до самого гребного канала, но это слишком просто и быстро. Можно со Строгинского моста спуститься вниз и покататься по полуострову между Большим Строгинским затоном и рекой Москвой, но я там уже катался и это не то место, в которое стоит ехать, когда едешь вокруг всего города. Там, конечно, шикарная дикая природа, прям как будто где-то в России, а не в Москве)) Люди купаются, отдыхают, жарят шашлыки, гоняют на катерах. Короче место крутое, однозначно, но в этот раз мы едем мимо. С моста виднеется стадион «Открытие», опять Спартак, но ничего, в этот день мы видели и коней, и бомжей, и мусоров, и паровозы (ну электрички) не раз попадалась. Доехали до Строгино, свернули с моста к пляжу, едем вдоль затона, народу еще больше чем в Тимирязевском парке. Тут тоже песчаный пляж. Ехали, искали глазами душ, не нашли. Дальше по набережной вдоль реки везде асфальт, народу немного, гнать одно удовольствие. Справа лес, слева река, за ней Серебряный бор, дышится легко, даже в 30-градусную жару.
Дальше дорога уходит от реки, мимо дач и каких-то высоких заборов по лесу выезжаем к Крылатской улице, там какой-то военный объект, вроде что-то про танки, мы едем в другую сторону, к гребному каналу. Заезжаем на территорию Крылатского через парк «Сказка», там кстати расположено колесо обозрения с шикарным видом на реку, канал и Живописный мост (вот та круглая штука сверху это ЗАГС). Сворачиваем к гребному каналу, пролезаем через дырку в заборе (а по другому с этого края на территорию не попасть). Делаем привал, обсуждаем как дальше поедем. Казак хочет к 19:30 успеть в Кузьминки, там у «Пончика» шашлыки. Таким образом, из маршрута выпадают природный заказник долины реки Сетунь (он не особо bike –friendly), парк 50-летия Октября (он просто не особо) и Воронцовский парк (он не по пути совсем). Гоним вдоль канала, отличное место, которое прям заражает желанием заниматься спортом. Справа остаются центральный офис adidas, ледовый дворец, крытый велотрек, открытая велотрасса по холмам (но я лично че-то очкую там кататься), слева за каналом красавец дворец спорта Динамо – стеклянное круглое здание. Узнали новый вид спорта – кануполо, это как водное поло, только на каяках и ворота висят на высоте 2 метра над водой. Посмотрели минут 5 и поехали дальше, в Суворовский парк.
Каков сам парк, мне сложно сказать, т.к. мы ехали внизу вдоль реки, там набережная шириной метров пять, наверх под крутым углом уходит лес, иногда пересекаемый серпантиновыми дорожками. В речке купаются, но грязновато там. Суворовский парк постепенно переходит в Солдатёнковский парк, а затем в Филевский парк. В какой-то момент мы поднимаемся по лестнице наверх и едем к метро Пионерская. Там Burger King, а там кроме фастфуда главная фишка в такую жару это безлимитные напитки. Поели, набрали бутылки Lipton’ом и по Аминьевскому шоссе поехали в сторону парка Олимпийской деревни.
Совет №2: когда вы едете на велосипеде – ВЫ контролируете ситуацию, пешеход вас может не увидеть, испугаться, машина (водитель) вас может не увидеть и сбить. Всегда будьте внимательны, смотрите по сторонам и катайтесь с хорошо отлаженными тормозами. Велодорожек в Москве мало, многие катаются по тротуарам, пешеходов надо уважать, не пугать их и уж тем более не сбивать. Многие так же катаются и по дорогам, а где-то это вынужденная мера. Даже если вы едете по главной и уверены, что соблюдаете правила … «Газель» крепче человеческих костей ;) лучше притормозить, если видишь, что уступать не собираются, чем уверенно гнать под колёса и потом разборки устраивать. Думайте, крутите головой, анализируйте ситуацию мгновенно и будьте внимательны.
Всё нормально короче, доехали до парка Олимпийской деревни, его в последние годы красиво отреставрировали, очень уютный небольшой парк вокруг прудов. Можно поехать налево по Мичуринскому проспекту в парк 50-летия Октября, но, как я уже говорил, мы едем не туда, мы едем в Тропаревский лесопарк. Он расположен рядом со МКАДом, но лес довольно плотный и потому близость трассы не слышна и не ощущается никак, есть детские и спортивные площадки, аллеи из разных деревьев, дорожки с разным покрытием, в том числе деревянная эко-тропа по лесу. Не одну сотню километров я набегал по этому парку за три с половиной года)
Выезжаем из парка, пересекаем Ленинский проспект рядом с м. Тропарево и въезжаем в ландшафтный заказник Тёплый стан. Тут с одной стороны есть и полное бездорожье с непросыхающей этим летом грязищей (но нам не по пути туда), и гравийные тропинки, а вокруг прудов всё асфальтировано и оборудовано для отдыха людей, палатки с едой, аттракционы для детей, лодочная станция, можно купаться, но вот именно тут как-то не очень хочется, слишком маленький пруд и слишком много народу. Выезжаем рядом с метро Коньково, и попадаем сразу на территорию санатория/усадьбы «Узкое», по Санаторной аллее с горки удаётся развить максимальную скорость дня(48км/ч). Там, вокруг прудов, как и везде в этот жаркий субботний день: шашлыки – свадьбы, москвичи дождались хорошей погоды к концу июля.
Дальше пересекаем Севастопольский проспект и перед нами огромный Битцевский лес. Я с ходу знаю три дороги через него в районе Коньково, одна всегда грязная, вторая упирается в глубокий овраг, а третья (напротив ул. Миклухо-Маклая) – хорошая, широкая и ровная, гравий переходит в асфальт и даже нанесена разметка велодорожки. Едем вдоль речки Чертановки. Природа там, конечно, красивая и, как будто бы, нетронутая человеком (хотя вряд ли). Территория огромная, однажды я проезжал битцу не поперек, а вдоль: шикарный лес, только вот речки местами буквально вброд приходилось переходить)) Выезжаем на Сумской проезд и по нему едем до Промышленной улицы.
Следующий парк – Царицыно, к нему подъезжаем по Бакинской улице, которая переходит в Липецкую улицу, сворачиваем рядом с футбольным полем. За мою бытность футбольным судьей, это, пожалуй, самое натуральное из всех полей, траву там не сильно коротко стригут или она просто хорошо растет, тяжело бегается. В общем, приехали в Царицыно, по территории парка-усадьбы почему-то запрещено кататься на велосипедах. Совет №3 (он же лайфхак): если очень хочется там покататься на велике, надо заехать не с центрального, а с какого-нибудь из дальних входов, например, со стороны Бирюлевского дендропарка (кстати, тоже шикарный лес, но мы там в этот раз не были). Зайти пешком, с великом в руках, охраннику сказать: «я пешком похожу», - ну и метров через 100 сесть и поехать и так до следующего бдительного охранника, которые обитают у входов/выходов и рядом с дворцами. Ну мы борзеть не стали, велики пристегнули к забору, зашли, перекусили на травке, посмотрели как людей на ладьях катают и поехали между прудов в сторону пересечения Шипиловского проезда и Каширского шоссе и дальше к Братеевскому парку. Вокруг прудов аккуратные ухоженные парки, лошадки травку щиплют. И тут внезапно, Совет №4: если у вас лысая покрышка на заднем колесе, учитывайте это при торможении, особенно не на асфальте, особенно по траве и с горки, велик ведёт в сторону и можно случайно упасть)
Дальше можно поехать вдоль Борисовских прудов, но там слишком холмисто для велика, можно поехать по широкой ровной и длинной велодорожке вдоль ул. Борисовские пруды, а можно свернуть в Братеевский каскадный парк, так мы и сделали, правда въезд в него фиг поймешь где. Заехали как-то дворами, там вниз ведет довольно интересная горка: крутой серпантин с резкими поворотами (как съезд в подземный переход, только покороче и раз 20 подряд) и всё это по прорезиненному покрытию, скользковато немного. Ну и рядом лесенка тоже есть. Парк небольшой, но довольно аккуратный и ухоженный, есть футбольное поле, с которого в реку наверняка куча мячей улетело. Но, если честно, с Братеевского моста парк смотрится красивее, чем когда по нему едешь. Где-то там мы преодолели отметку в 100км.
После пересечения Братеевского моста мы должны были попасть в парк 850-летия Москвы и по нему ехать в сторону Капотни. Это один из вообщесамых аккуратных и грамотно построенных парков, ничего лишнего, дорожки для прогулок, отдельно велодорожки, чтоб не мешать пешеходам, деревья, клумбы, лавочки, всё очень красиво и гармонично, мне там очень нравилось проезжать. Но зачем-то они решили всё перерыть и закрыли парк на ремонт. Не понимаю. Он был в идеальном состоянии. В общем, доехали до Братиславской улицы и свернули-таки в сторону реки, там по велодорожке, среди кустов и зарослей борщевика под ЛЭП выехали в Капотню, к улице Верхние поля. Вдоль улицы Марьинский парк, расположен видимо как раз этот самый парк, но хочется назвать его словом Капотня. Ну полная Капотня… просто какой-то заросший пустырь, одна дорожка по центру, быдловатые алкаши с шашлычками. На севере, западе народ как-то поцивильнее выглядел, или это просто они к вечеру уже до кондиции дошли. Таким образом, доехали до очередного большого парка – Кузьминки. Лес, пруды, дворцы, полянки. Всё красиво, всё как надо. Там остановились посидеть с друзьями Казака.
Смеркалось. Выехали из Кузьминок, уже включая фонарики. Совет № 5: не поленитесь купить фару на велосипед, даже самый дешевый фонарик сойдет. Я считаю, что он нужен не столько для того, чтоб освещать дорогу (по крайней мере в Москве на улицах достаточно светло ночью), сколько чтоб обозначать вас на тротуаре, чтоб люди видели, ведь велосипед едет быстро относительно пешеходов и лишняя, тем более такая простая мера безопасности очень поможет избежать резких движений и испуганных вскриков. Также неплохо бы кататься в яркой верхней одежде, для той же цели – обозначить себя издалека. Из Кузьминок выехали на Есенинский бульвар, далее мимо сквера им. героя войны Федора Полетаева (там стоят пушки, танки, вертолёты) в сторону Кусковского лесопарка. В Кусково всё хорошо и грамотно обустроено, широкие дорожки, красивая усадьба на берегу пруда, клумбы, лес, но нет фонарей. Примерно то же самое в соседнем Терлецком лесопарке, он поменьше разве что, и вроде усадьбы нет, как и фонарей.
По Большому Купавенскому проезду пересекли шоссе Энтузиастов и заехали в Измайловский парк. Объехали Лебедянский пруд и по велодорожке, которая идет сквозь весь парк, пересекли его с востока на запад. По-моему, Измайловский парк самый универсальный, если можно так сказать, парк Москвы. В разных частях тут есть всё: и дорожки на любой вкус (асфальт, гравийные, ну и обычные лесные тропинки), и разные пруды, и речки, и спортивные и детские площадки, и большой стадион, и самодельная качалка под открытым небом, и трасса для маунтинбайка, и аттракционы, и колесо обозрения, и конно-спортивный комплекс, и пасека, и Измайловский Кремль. И… очень мало фонарей, и мы там были ночью, поэтому просто проехали насквозь и всё. Финиш. На часах 22:00. Маршрут можно посмотреть по сслыке (трекер сбился на участке между Пионерской и Олимпийской деревней): http://www.sports-tracker.com/workout/yorik127/597ce2ce205b9b07dd5d14fa
За день мы проехали около 140 км. Посмотрели примерно 25 парков. Восемь с половиной часов чисто езды на велосипеде при средней скорости чуть выше 15 км/ч. Устойчивый велосипедный загар. Обещанной метеорологами грозы к счастью так и не было, ни капельки дождя вообще. Уставшие ноги, синяки на заднице от седла, затекающие ладони от постоянного давления на руль, не подразумевающий такие долгие поездки, но это всё фигня и прошло через день. Главное – это куча положительных эмоций и впечатлений, полученных всего за один день.
Надеюсь, вы не устали это читать и вам был интересен этот отчет о нашей велопоездке, и в каком-то смысле гид по паркам Москвы. Если у вас всё ещё нет велосипеда, надеюсь, что после прочтения этого текста, вы поймете как много всего классного можно увидеть, имея под собой два колеса и раму. И всё это довольно быстро, ненапряжно и в удовольствие. Можно брать велик в прокат, этого сейчас полно. Можно купить складной небольшой велик, чтоб возить с собой в метро, а в машину можно и обычный впихнуть при желании. Можно купить велосипед с моторчиком и вообще не напрягаться. Кататься можно не только по паркам, а еще и в центре, и по набережным, и вообще где угодно. Очень полезно и как физическое упражнение. Только одни плюсы в общем, а если и есть какие-то минусы в виде грязи на одежде или небольшой усталости, то они вообще не считаются)
автор: Игорь Еремеев