Саган. Команда одного Солнца
Петер Саган семь лет игнорировал "Тур Даун Андер". В этот раз он прилетел в Аделаиду в конце декабря, сразу после командного тренировочного лагеря. Все три недели он уверяет, что Австралия - идеальное место, чтобы подготовиться к новому сезону. Вместо того, чтобы постоянно тренироваться в помещении и тосковать хмурыми зимними вечерами в компании бокала с глинтвейном, он всегда может насладиться хорошей погодой, покормить соседских попугаев и сфотографироваться с Майклом Роджерсом. По большому счету словак создает впечатление человека, которому наплевать на журналистский хайп на тему получится ли у него нынешний сезон таким же успешным как предыдущий.
Чего не скрывает действующий чемпион мира, так это своего желания начать год с хороших эмоций. Единственный раз, когда он выступал на "Туре Даун Андер", получился не очень удачным: пара шрамов после завала на втором этапе и пятое место в тот день, когда гонка финишировала на Виллунга Хилл. Выиграет он или не выиграет - болельщики в любом случае соскучились по Сагану и будут носиться вокруг него больше, чем около любого местного гонщика. Сторонним наблюдателям в более долгосрочной перспективе тоже интересно будет понаблюдать получится ли у действующего чемпиона мира соответствовать утверждению мудрой шамана-обезьяны Рафики: "перемены - это нелегко, но хорошо". В десяти следующих абзацах вы можете узнать суть этих перемен.
Команда
Саган не производит впечатление человека, который не сможет справиться с давлением, если вся команда построена вокруг него. Может быть, поначалу это будет немного непривычно - раньше рядом была другая звезда сопоставимого статуса (Нибали, Контадор, выступление за сборную Словакии можно отнести к категории статпогрешности), но вряд ли настолько критично. Иными словами такого самоуверенного гада столь зрелую и сформировавшуюся личность подобной мишурой не прошибить. Поэтому не сомневайтесь - скакать по ступенькам на велосипеде и устраивать сексисткие шутки на подиуме он не перестанет.
Тем более, что преимущественно вокруг него будет знакомое окружение. Вместе с ним в Bora–Hansgrohe из уходящего на дно "Тинькоффа" перекочевал брат Юрай и еще семь гонщиков (в том числе гороховый Рафал Майка). Например, именно Саган настоял на переходе своего хорошего друга Мацея Боднара. Кроме этого, команда дополнилась качественной группой поддержкой в лице Маркуса Бурхардта и Маттео Пелукки, которая вроде бы не против гастролировать в составе театра одного актера. А Леопольд Кениг может обосновать присутствие парней из своей "кухни" на гранд-туре в контексте генеральной классификации.
Другое дело, что стафф столкнется с незнакомыми до этого трудностями. Когда численность велогруппы резко вырастает с 40 до 80 человек - неизбежно появляются проблемы. Когда при этом появляется новый технический спонсор, который по сути платит зарплату твоей главной звезде (соответственно настойчиво всегда что-то рекомендует) - это проблемы в квадрате. Когда вырастает статус велогруппы до ворлдтуровского и соответственно резко увеличивается количество гонок, трансферов, поток документации, уровень ожиданий болельщиков, околокомандной истерии - это уже может вызвать кризис в менеджменте. Новый сезон однозначно получится стрессовым для руководства Bora–Hansgrohe. Если оно сможет найти баланс между саганоцентричностью и здоровыми амбициями других ребят, многие сложности будут сняты с повестки дня.
Приоритеты
не надо бегать к экстрасенсам, чтобы догадаться - шестая подряд зеленая майка станет для Петера Сагана приоритетной задачей на сезон. Таковы нынешние реалии современного велоспорта: ты можешь облажаться даже там, где это казалось невозможным, но главное - хорошо проехать "Тур де Франс". Для спонсоров "Большая петля" является лакмусовой бумажкой целесообразности потраченных денег. Уже сегодня в Аделаиде Саган готовится проверять июльскую резкость Кавендиша, Киттеля и Грайпеля. Других сопоставимых соперников в спринте в обозримом настоящем у него не наблюдается, сколько бы ни кричали французские газеты, что еще немного и Буханни с Кукаром разродятся новой коробкой передач.
Удачный опыт прошлого сезона скорее всего закрутит кардиограмму физических кондиций Сагана на три высшие точки. Хронологически вторая придется на "Тур де Франс", а первая ожидается на северных классиках с топом на Туре Фландрии, который словак прибрал к рукам в прошлом году. В этот раз там все будет по-другому, потому что Спартак завязал с гонками после Рио, поэтому все будут гоняться именно за капитаном Bora–Hansgrohe.
На бумаге это утверждение выглядит неприятно, но на деле для Сагана все не так критично. Бонен по привычке будет капитанить у "Квикстепа", но даже себя утром перед зеркалом он вряд ли убедит, что сильнее главного соперника. Ванмарке как обычно проспит все самое интересное, а Кристоффу традиционно не хватает какой-то малости, чтобы порадовать болельщиков "Катюши". Квятковски, ван Авермат, Штыбар - все эти люди должны объединить усилия, чтобы разобрать топового Сагана. Сговор возможен, но маловероятен. Зато чемпион мира еще сможет попробовать использовать опцию "закатать соперников в брусчатку "Париж-Рубе".
Если представить, что осенью на чемпионате мира в Бергене у Петера получится в третий раз оказаться умнее всех, то местные рыбаки почувствуют моральный долг переименовать какой-нибудь вид лосося в честь Сагана. Еще можно развернуть радужные инсталяции перед офисами бельгийской и итальянской федераций велоспорта. Десять лет назад Беттини брал две подряд групповые гонки на ЧМ, но тогда за ним маячила целая банда головорезов. Словак это повторил с почти нулевым кадровым потенциалом, поэтому сравнения тут неуместны. Шансов оформить хет-трик, когда против тебя весь мир, не так много. Но статус главной движущей силы Bora–Hansgrohe, вероятно, заставит его пойти на третий максимум готовности в сезоне.
Пресловутое наследие
Нормально, что каждый амбициозный и успешный спортсмен в долгосрочной перспективе ставит перед собой задачу прописаться в вечности. В нынешней эпохе велоспорта потенциал есть у нескольких персонажей, в том числе у Сагана. 13 вторых мест на этапах Тура без победы - это не то, чем он хочет запомниться болельщикам. Кажется, что Саган выигрывает уже целую вечность, но ему всего лишь 26 лет. Он уже научился быть терпеливее чем раньше, стал умнее, научился не дергаться первым, а ждать чьей-то атаки. Он уже выиграл 89 гонок среди профессионалов и не намерен останавливаться. И если сравнивать его не с многодневщиками, а гонщиками похожего плана, то получается интересная картинка.
По количеству побед добраться до Рика ван Лоя будет крайне проблематично, но этот рекорд можно отнести к категории вечных. Шон Келли и Эрик Цабель пока обладают более внушительными цифрами, однако у Сагана есть в запасе немало времени, чтобы их обойти. При этом не будем забывать, что Келли дважды сдавал положительный допинг-тест (1984 и 1988), а Цабель признался, что баловался допингом с 1996 по 2004. Пока что основательно у Сагана проседают только "монументальные" однодневки, хотя этому есть объективное объяснение. С возрастом у гонщика появляется больше физической выносливости, поэтому там редко выигрывает молодежь. При этом уже сейчас регресс Бонена и завершение карьеры Канчеллары открывает для Сагана неограниченные возможности на Туре Фландрии. А, например, из семи выступлений на "Милан - Сан-Ремо", он четыре раза оказывался в топ-10.
Когда-то неудачная попытка устроиться в "Квикстеп" едва не заставила Сагана завязать с велоспортом. Сегодня он один из тех, вокруг кого создается целая команда. В ближайшие годы он обречен ехать в "режиме Качнеллары", с которым никто не хотел сотрудничать из-за того, что тот слишком силен. Нормально существовать в таком формате возможно лишь при поддержке всей команды. Попытки выиграть что-то ногами Контадора, поверить в озарение Кройцигера или дождаться прорыва от Рафала Майки - все это ослабляло Сагана в "Тинькоффе", а значит не могло долго продолжаться. Логичным следствием стало появление Bora–Hansgrohe в ее нынешнем виде. Окажутся ли слова духовного учителя Симбы для ее главной звезды пророческими, мы узнаем в этом сезоне.