Темная сторона киберспорта
Ни для кого не является секретом, что киберспорт пока все еще является вещью в самой себе. Казалось бы вот оно, совсем рядом — миллионные призовые, сотни и сотни тысяч зрителей трансляций, но до широкого признания публики еще очень далеко. Размышляя над текущим состоянием киберспорта я пришел к мнению, что проблем достаточно, что они все очень запутаны и большинство из них невозможно решить сами по себе. Например, ограниченный рынок профессиональных игроков возникает из-за хаотичности турниров, отсутствия какой-либо дифференциации между ними, да и сами же команды не стремятся заранее озаботиться кто у них будет играть в следующем сезоне.
Итак, какие очевидные и неочевидные проблемы сейчас есть у киберспорта?
1. Турнирная инфраструктура.
Самым главным событием в мире киберспорта, вне всех сомнений и пристрастий, является The International. Каждый раз это новая веха, новые достижения, новый недостижимый рубеж. Но… а дальше-то что? Верный поклонник доты мне возразит, ну а как же, вот один за одним идут турниры — ESL, Dota Pit, E-sportal, Dreamleague, MDL, i-League, G-League, MLG, The Summit и это только за последние пару месяцев! Не считая еще минорных лиг и турниров и выставочных матчей! Но, позвольте мне вас спросить — а чем они отличаются друг от друга? Как команды время от время тасуют игроков, так и организаторы турниров тасуют команды, приглашая то одних, то других. Сегодня EG играют против C9 в рамках одного турнира, завтра на финалах другого, через месяц в рамках третьего. Такое чувство будто сейчас турниры отличаются только логотипом и призовыми деньгами (читай модным сетом на героя. И курьером. И худом.). И ведь такая мышиная возня никому не нужна, напрасно распыляя зрительский интерес. Наверняка и организаторы, и спонсоры были бы рады привнести больше порядка в этот хаос, но видимо пока личные амбиции и возможности не позволяют договориться. А ведь команды без зазрения совести пользуются сложившейся ситуацией — зачем перенапрягаться и потеть, стараясь выиграть отдельный турнир, ведь мы можем пробиться на каждый, гарантированно получив кусочек призового, а потом и вовсе выбирать на каком финале играть, а на каком нет. А то вдруг получится на шару что-то выиграть, без сильных соперников?
Самое лучшее, что возможно в мире профессиональной доты и о чем говорилось уже неоднократно — это появление про-тура на подобии теннисных. Турниры четко отделены друг от друга, есть четкая иерархия их уровня, есть официальный рейтинг. В такой конфигурации топовые команды перестанут «пылесосить» деньги со слабых мероприятий, ведь им придется больше заботится о положении в рейтинге. Меньшее давление на минорных турнирах позволит создать крепкий «второй дивизион», где команды не будут разбегаться через пару-тройку месяцев, а планомерно развиваться. А то и развивать игроков на продажу, кто может знать?
Опять вспоминая теннис - как вы думаете, если бы проводился не Уимблдон, а просто каждый год шли разные турниры под эгидой то "Всеанглийского клуба лаун тенниса", то BBC, то шейха Мансура (например) были бы они так же престижны, явлились бы они частью Большого шлема? Есть подозрение, что нет. Ведь уже через несколько лет спустя журналисты бы гадали: равноценна ли победа Серены Уильямс в 2012 победе Шараповой в 2004 или не стоит сравнивать эти турниры вообще?
А теперь напрягите память и скажите: какой есть турнир с историей более двух лет из ныне живущих? Мне кроме Star Ladder'a ничего на память сразу и не приходит. И то, несчастный салоладер обложили со всех сторон — и китайцы, и D2CL, и «отказники», и истеричные «шмоточники-фарцовшики».
2. Комплектование команд
Одной из самых главных проблем я лично считаю вопрос комплектования команд. До сих пор всё решают дружеские (или не очень) связи. «Я вышел за хлебом и оказался на ASUS'e» из той самой оперы. Никто не спорит, «химия» между игроками должна быть, как должны быть и хорошие отношения, но нельзя оставлять этот важнейший момент на откуп самим игрокам. Объективно говоря рынок профессиональных игроков пока еще очень мал и до появления скаутов и ресурсов вроде Transfermarkt еще очень далеко. Но пока ситуация год за годом такова, что собирается очередной микс в надежде получить известный тэг, состав не добивается никаких результатов, игроки разбегаются и так по новому кругу. Все-таки примеры Team Secret или NoTidehunter исключение из правил.
И эта претензия направлена организациям — ведь именно они должны решать кто играет под их названием, выискивая игроков и выстраивая вокруг них команду. В этом смысле очень показателен пример Virtus.pro. Команда как всегда не показывала серьезных результатов и закономерно в один момент развалилась. Но самый ценный актив того состава — Сергей "God" Брагин – был сохранен и сейчас он системообразующий игрок нового состава. Это пример выдержки и определенной даже мудрости менеджеров VP. И удачи, да.
Другой заметной проблемой выступают замены. Человеческая жизнь довольно непредсказуемая штука — игрок может заболеть, захандрить, у него может пропасть интернет и так далее, далее, далее. Не говоря уже о проблеме с Ddos'ом. От этого невозможно застраховаться, но всегда можно сделать заблаговременные шаги, чтобы снизить момент риска. Я уверен, что в каждой профессиональной команде должен быть штатный запасной, а то и два. Не просто формально запасные, которых стыдливо ставят в «инактив» на сайтах команд, а игроки, которые постоянно находятся на контракте, внутри команды, тренируются с ней и так далее. Этим решится и несработанность со стенд-инами во время официальных игр, так и будет достигнута другая вещь — тактическая гибкость. Появится возможность работать от противника — ага, они играют в контроль, мы выпустим замену. Ок, против нас Китай, надо сыграть попроще и не ошибаться, так что выходит тот-то.
3.Хозяин барин?
После того, как Valve анонсировали систему мейджоров появилась определенная надежда, что порядка среди турниров станет больше. Но пока вопросов больше чем ответов. Но давайте по порядку.
Начиная с этой осени, раз в квартал коллективы-претенденты на участие в TI будут играть в турнирах проводимых под эгидой Valve.
Во-первых, кто будет проводить эти турниры? Сама ли Valve или делегирует это право сторонним организациям, которые достаточно себя зарекомендовали в этой области? Зная Valve можно предположить, что они скорее всего займутся этим сами, потому что даже на TI они не пускают сторонних спонсоров, проводя всё своими силами. Но даже если выберут себе контрагентов в каждом регионе (как это предполагается), то это очень сильно изменит все акценты на про-сцене. Вне зависимости от организаторов мейджоров всем остальным придется подвинуться — тягаться с официальным турниров Valve никто не сможет (да и не захочет), ни зрительскими рейтингами, ни призовыми деньгами, ни составом участников.
Во-вторых, мейджоры объективно будут собирать больше денег с рынка, чем другие турниры. А так как рынок, по понятным причинам, ограничен, то всем оставшимся придется довольствоваться меньшими суммами, а то и вовсе крохам с барского стола. Здесь еще может быть шуточка про жадность Гейба, но будем честны — его компания ничуть не жаднее других коммерческих структур. Valve вполне могут замкнуть на себя большую часть поступлений денег от игроков, что выглядит и вовсе пугающее. Но на такие кардинальные шаги компания из Сиэтла вряд ли пойдет - они по сути изобрели крайндфандинг в киберспорте и вообще Valve любит возиться со свои комьюнити, аккуратно интергрируя находки людей в своих проектах.
В-третьих, Valve хоть и темнит насчет приглашений на TI, но уже практически общеизвестно, что приглашают они в первую очередь составы, а не теги под которыми те выступают и уж тем более не их статус и даже медийность которую представляют собой. И мейджоры будут еще больше подмывать фундаменты профессиональных команд и скорее всего мы увидим еще больше команд типа Secret, формально не принадлежащих никакой организации. Менеджеры многих команд неоднократно поднимали вопрос, а что если Valve решит напрямую заключать контракты с игроками минуя их клубы? Логики в этом, прямо скажем, немного, но мы не знаем долгосрочной политики Valve, как они хотят дальше развивать индустрию. Да и хотят ли вообще?
В-четветых, а что станет с самим The International? Со следующего сезона он уже не будет экслюзивным турниром от разработчиков, это как минимум. Немного сомнительная мысль, но он может потерять в деньгах - ведь многие игроки тратят деньги исключительно на TI, а тут по сути станет несколько таких турниров. Если это произойдет, то TI потеряет свою маркетинговую исключительность, перестав быть локомотивом всей кибеспортивной индустрии, оставшись первым среди многих.
В следующей части мы рассмотрим киберспорт, как "нездоровое увлечение", зацикленности людей на бабках (которые не проблема), нужны ли национальные и локальные турниры и сборные. И, по мере неоходимости и востребованности, я отвечу на ваши вопросы и развею ваши сомнения.
P.S. Я соверешенно не противник киберспорта, скорее даже наоборот. Но чем раньше мы все осознаем проблемы, тем больших высот сможем достичь. И я всего лишь хочу чтобы следующий финал TI был лучше всех прежних.
Спасибо за интересный пост.
Интересно читать про свой опыт.