Уроки доты. Часть первая
Если вы ни разу не играли в доту, но вас она заинтересовала как новый вид перспективного #прямосейчас киберспорта, то в этой статье я постараюсь изложить основополагающие принципы, которые необходимо знать каждому.
Дота — действительно очень сложная игра. Правила её просты — вот тебе герой, а теперь делай всё, что хочешь, только уничтожь трон врага. Но за примерно восемь лет существования её как киберспортивной дисциплины она обросла огромным количеством различных тактических нюансов и внушительным словарём сленга. В этой довольно обширной статье я попытаюсь дать вам три небольших урока доты, в которых объясню некоторые принципы и термины, а после чего подробно расскажу, чем занимаются игроки на разных позициях. Предупреждаю, что терминов будет много, если какой-то из них я пояснил недостаточно, то жалуйтесь в комментариях, я постараюсь объяснить ещё проще.
Начнём с крошечного урока языка, который потребуется вам, чтобы вы проще восприняли остальную статью: термины, используемые в сленге дотеров, несмотря на то что, чаще всего, имеют прямой аналог в русском языке, обычно не переводятся, а калькируются. То есть, если, к примеру, в русскоязычном обсуждении футбола “бэк” используется много реже, чем “защитник”, то здесь, например, “бот” используется намного чаще, чем “нижняя линия”. Далее перейдём к уроку географии.
Начало географии Dota 2 уже давалось в этой статье, но повторение, как говорится, мать учения. База светлых (Radiant) внизу слева, тёмных (Dire) вверху справа. От одной к другой ведёт три корридора (Line, линии): верхняя (Top), средняя (Mid) и нижняя (Bottom или, если короче, Bot). На каждой линии по три защитные башни, которые нужно уничтожать по очереди, если не уничтожить самую отдалённую от базы башню, то та, что чуть ближе, будет неуязвима.
Есть ещё одно деление на линии — для светлых нижняя линия считается лёгкой (Easy lane), а верхняя — сложной (Hard), для тёмных же — наоборот, верх — изи, низ — хард. Это связано с тем, что снизу крипы сил света и сил тьмы встречаются рядом с башней света, а сверху — рядом с башней тьмы. Башня в начале игры — это очень хорошее подспорье, чем ближе к башне, тем лучше. Между ними расположены леса (Jungle), населённые нейтральными крипами, которые просто там живут и никого сами не трогают. В лесах заключается второе отличие хардлайна от изилайна — возле лёгких линий в лесах много нейтральных крипов, а возле сложных их практически нет, что является очень жирным плюсом, чуть позже объясню почему.
Как вы могли заметить, игроков 5, а линий всего 3, откуда следует первое деление: три основных (Core) игрока занимают линии, а двое оставшихся занимаются их поддержкой (Support). Саппорты могут разойтись по разным линиям, и получится, что на двух линиях будет стоять по два героя — основной и саппорт, который его прикрывает. Подобная линия называется дабла (Double-lane). Но гораздо чаще оба саппорта идут на одну линию, что называется трипла (Tripple-lane, tri-lane). В большинстве случаев трипла идёт в лёгкую линию.
Стоит отметить, что в игре есть определённый набор героев, которые могут уже с первой же минуты идти в лес и убивать лесных крипов (джанглить — от jungle). Если у команды есть такой герой, то получается лишь одна дабла и джанглер. Но я уже слишком вдаюсь в тонкости.
И, наконец, третий и последний урок. Назовём его уроком хронологии. Если вы знакомы с шахматами, то для вас этот урок будет совсем простым, вы быстро проведёте аналогию сами. Стандартную партию в Dota 2 можно разделить на три фазы — начало партии (Early game), середина партии (Mid game) и поздняя игра (Late game). В ранней игре все герои совсем слабые, опыта у них нету, следовательно уровень совсем низкий, заклинания совсем слабые. В это время игроки спокойно относятся к тому, что в паре шагов от них находятся вражеские герои, не до них, сейчас бы убить как можно больше крипов и заработать больше денег. Примерно после шестой-двенадцатой минуты одна из команд впервые соберётся впятером на одной линии, чтобы атаковать врага, убить парочку героев и разрушить башню-другую, после чего снова разбредётся по своим линиям. С этого начнётся фаза мидгейма — атаковали, разошлись, убили пару десятков крипов, отбили атаку, разошлись, убили пару десятков крипов, повторить. Если в этой фазе преимущество одной из команд не вызывает никаких сомнений, то игра закончится победой этой команды довольно скоро, если нет, то постепенно, примерно к тридцатой-сороковой минуте начнётся последняя фаза — лейт. В лейте из описанного чуть выше алгоритма мидгейма вычёркиваются пункты “разошлись”. В лейте ты имеешь право отойти от команды только если ты уверен, что твоя команда успеет прибежать к тебе на помощь или твоя команда сможет продержаться без твоей помощи, пока ты будешь воскрешаться. Ну или если ты просто любишь рисковать. В лейте обе команды действуют только впятером и любая ошибка или плохо проведённая драка (fight) могут стоить трона и, следовательно, игры.
Итак, давайте, наконец-то, перейдём к амплуа. В китайском коммьюнити они просто пронумерованы от первой позиции, до пятой, в западном же у каждой есть своё назание. Пройдёмся, согласно китайской очерёдности, по всем. Сразу предупреждаю, что между тремя Core-игроками бывают перетасовки и они могут идти не на привычные линии (особенно часто этим грешат Fnatic), но это скорее исключение, чем правило, так что я буду рассматривать сферическую партию в вакууме.
1) Керри — наиболее пассивная роль, игрок, который во главе триплы идёт на лёгкую линию. Всю раннюю фазу и большую часть остальной игры керри убивает крипов (фармит, от to farm) и зарабатывает деньги, пока саппорты создают ему тепличные условия. Его время – это лейт. Минуте к тридцатой любой уважающий себя керри за пару секунд файта должен наносить количество урона, сравнимое с количеством денег, которое он заработал до этого, а отбившегося от стаи саппорта убивать взглядом. Некоторые стратегии подразумевают упорную оборону 40 минут вчетвером, пока керри фармит всю карту, и, когда, наконец, он покупает последний необходимый ему предмет, радостное улюлюканье вчетвером за спиной у керри, который в одиночку убивает всех пятерых врагов и “вытаскивает”, казалось бы, безнадёжную игру. Отсюда и растут ноги у этого термина, “тащить” по-английски — “to carry”. Герои для этой позиции выбираются по разным критериям, но лучшие керри — это герои с высокой скоростью атаки, с большой ловкостью и/или силой, с навыками, которые увеличивают урон, также ценится мобильность, то есть либо наличие заклинаний на перемещение в пространстве, либо просто высокая скорость бега. Наиболее популярные сейчас керри-герои:
Mirana — в самом начале игры она очень слаба, однако её тигр способен прыгать на большие расстояния, спасая свою всадницу от опасностей. Она довольно быстро набирает обороты и уже в мидгейме стреляет довольно больно, а главное — быстро.
Lycantrope — умеет вызывать двух волков, с помощью которых очень быстро разрушать вражеские вышки и проводить разведку. С шестого уровня он может превращаться в волка, который очень больно кусается, бегает с максимальной скоростью и его невозможно замедлить. А ещё он немного смахивает на Росомаху.
Doom — очень большой, живучий, больно бьющий своим огромным мечом, может проглотить лесного крипа и получить его умения, а самое главное — его способность «выключать» любого вражеского героя, не давая ему произносить заклинания и активировать предметы долгое время.
Ember Spirit — герой-рукопашник, однако владеет техникой дистанционного боя — умеет кромсать врагов с болшого расстояния, не рискуя получить сдачу и, при определённой сноровке, мгновенно оказываться в другом углу карты.
Luna кидается небольшими звёздочками-чакрумами, которые отскакивают от одного противника к другому, поражая несколько целей. В лейте способна за считанные секунды уничтожить несколько зданий или убить бедного саппорта, даже не приблизившись к нему — он просто умрёт от отрикошетивших в него чакрумов.
Известные керри-игроки:
Иван «Artstyle» Антонов (Украина, завершил карьеру), первый чемпион мира по Dota 2 в составе Na’Vi. Предпочитал агрессивных и живучих героев, таких как Night Stalker или Slardar. Сразу после победы на TI ушёл из Na’Vi, объяснив это тем, что после выигрыша миллиона долларов, ему не так интересно сражаться на копейки. Теперь уже миллион на всю команду кажется копейками, по сравнению с призовыми TI4.
Чен «Zhou» Яо (Китай, недавно переквалифицировался в комментаторы), известный не только безупречной игрой на таких героях, как Anti Mage и Naga Siren, но и своим неуживчивым характером, из-за которого и распался тот состав IG, который на TI2 не имел себе равных.
Йонатан «Loda» Бёрг (Швеция, The Alliance), действующий чемпион мира. Его кепка не менее известна, чем он сам. Перед TI2 уехал в Сингапур на полгода к девушке, и побороться за звание чемпиона мира в местной команде. Разделил пятое-шестое места. Уже через год добился этого титула с полностью шведским составом.
Сюй «Burning» Чжилэй (Китай, DK), легендарный керри, который является законодателем мод на этой позиции уже не один год. Имеет неофициальное прозвище B-God. В этом году как никогда близок к тому, чтобы стать чемпионом мира, вписать своё имя в историю доты и, как он сам и обещал, завершить свою долгую и славную карьеру на столь позитивной ноте.
И завершу я этот список Джеки «EternalEnvy» Мао (Канада, Cloud9) — игроком, известным не сколько своими достижениями, сколько своим неповторимым и вызывающим огромное количество обсуждений и споров стилем игры. Прозвище EE-sama, полученное от фанатов, связано с тем, что основным (а, вероятно, и единственным) увлечением Джеки кроме доты является аниме.
2) Мидер — игрок, который идёт в мид (привет, К.О.). В подавляющем большинстве игр мидеры встречаются в самом центре карты 1 на 1, поэтому, считается, что это самая сложная и ответственная позиция. Его роль в начале игры проста — переиграть своего визави, но по прошествии первой фазы игры уже не так однозначна, как у керри, и зависит от героя, которого выбрал для него капитан — он может быть «полу-керри» (semi-carry) или даже «запасным керри», а может быть ганкером или инициатором, то есть активно участвовать в командных действиях, пока керри фармит. Герои для этой позиции должны уметь стоять на линии без всякой поддержки. Очень приветствуются герои, которые способны разом убить кучу крипов. Популярные герои, идущие в мид:
Invoker — полу-керри, считается одним из самых сложных в управлении героев из-за того, что владеет не четырьями заклинаниями, а десятью не похожими друг на друга, подбирая два, лучше всего подходящие в данный момент. В умелых руках может в одиночку убить всю вражескую команду.
Dragon Knight — полу-керри, очень крепкий бронированный и живучий рыцарь, умеющий надолго оглушать и превращаться в могучего дракона, который очень быстро убивает множество вражеских крипов и наносит колоссальный урон башням.
Batrider — ганкер/инициатор, самый опасный герой в этой ипостаси. Умеет обмазывать врага липким и горючим маслом, перелетать через любые преграды, но его основное оружие — ульт, позволяет схватить вражеского героя в лассо и утащить его на приличное расстояние, что полностью нарушает боевой порядок вражеской команды и практически всегда гарантирует лёгкое убийство одного вражеского героя, так как герой в лассо абсолютно беспомощен.
Puck — ганкер/инициатор, очень мило и безобидно выглядящий. Но не стоит обманываться — он наносит огромное количество магического урона, лишает возможности произносить заклинания, мобилен и очень живуч из-за того, что может избегать вражеские атаки и заклинания, прячась от них куда-то в соседнее измерение.
Brewmaster — очень живучий (русскоязычные дотеры часто называют живучих персонажей «жирными», пивовар — по-настоящему жирный персонаж) герой, специализируется на замедлении и последующем пинании противника, но основное его оружие — ульт. В ульте Brewmaster расщепляется на три аспекта: земляной, огненный и воздушный, каждый со своими очень мощными заклинаниями и возможностями.
Известные игроки-мидеры:
Даниил «Dendi» Ишутин (Украина, Na’Vi) — без сомнения, самый популярный дотер в мире, про которого уже даже писали в этом блоге. Играет на любом герое, которого выберет для него капитан, и на всех играет превосходно, чем выгодно отличается от большинства мидеров, привыкших к пяти-десяти героям и теряющимся, если приходится играть на ком-нибудь другом. Наверняка соскучился по титулу чемпиона мира.
Лю «Ferrari_430» Фейчи (Китай, IG) — игрок, который играет на ограниченном списке героев, но играет на них так хорошо, что нередко враги тратят все свои пять банов (о системе пиков-банов я расскажу в своей следующей статье), чтобы поставить его в неудобное положение, абсолютно забыв, что кроме Феррари в Invictus Gaming —команде-чемпионе TI2 есть ещё четыре игрока.
Густав «s4» Магнуссон (Швеция, The Alliance) — действующий чемпион мира и самый незаметный игрок шведской команды. Нередко про него говорят, что он слабое звено Альянса. Но разве у чемпионов мира может быть слабое звено? В конце концов, именно он играл на Puck’е в последней игре финала TI3 и поставил тот самый ульт, который решил судьбу главного приза.
Артур «Arteezy» Бабаев (Канада, EG) — вундеркинд (совершеннолетие он отпразднует лишь в июле), появившийся на профессиональной сцене совсем недавно и уже угрожающий отобрать у Dendi титул любимца публики. За недолгую карьеру (чуть больше года) уже успел привнести в доту так называемый Артизи-блок, которым теперь пользуется большинство известных мидеров и целый стиль игры, когда на лёгкую линию идёт полу-керри, а основной, на котором играет Arteezy — в мид.
Вехсинг «SingSing» Юань (Нидерланды, Cloud9) прославился тем, что одним из первых стал стримить (от to stream — транслировать) то, как он играет пабы и тренировки. Благодаря новизне, экспрессивности и специфическому чувству юмора довольно быстро приобрёл популярность и открыл новый для дотеров способ заработка — на деньги, которые можно заработать, если твои стримы смотрит пара тысяч человек вполне можно прожить, стримы же Синга смотрят десятки тысяч, порой гораздо больше, чем параллельно идущие трансляции профессиональных игр.
3) Оффлейнер — игрок, который идёт на оставшуюся свободной от мидера и керри линию. Offlane переводится в данном контексте как “дальняя линия”. Дальняя она потому, что большую часть времени стоять там приходится в одиночестве против вражеской триплы. Саппорты слишком заняты созданием условий для керри, мидера уйти со своей линии не допросишься, а к крипам на линии не подойдёшь — вражеские саппорты, так же, как и дружественные, создают условия для комфортного фарма керри. Цель оффлейнера в начальной игре — выжать максимум из не самой благоприятной ситуации: получить как можно больше опыта, убить столько крипов, сколько возможно, как можно сильнее помешать вражескому керри или саппортам, а самое главное — ни разу не умереть. Если сразу видно, что вражеская трипла настроена серьёзно, и не умирать не получится, то оффлейнер может переквалифицироваться в джанглера (большинство оффлейн-героев способны идти в лес с первого же уровня), однако тогда вражескому керри никто не будет мешать и он спокойно нафармит свои предметы (подобная ситуация называется фрифарм — от free farm). В мидгейме и лейтгейме про оффлейнера можно сказать то же, что и про мидера — всё зависит от героя, с той лишь поправкой, что оффлейнеры-инициаторы/ганкеры встречаются чаще оффлейнеров-семи-керри, которых раз, два и обчёлся. Герои для этой позиции должны быть довольно живучи, обладать эскейп-механизмом (escape с англ. — убегать) и уметь обходиться без поддержки (вообще любой оффлейн-герой может стоять в миде, но далеко не каждый мидер отстоит оффлейн) Популярные герои-оффлейнеры:
Centaur Warrunner — очень жирный, достаточно быстрый, оглушает всех врагов, которые близко к нему стоят, что помогает как выживать на линии, так и инициировать файты в мид- и лейтгейме. Ульт — ускорение всех союзников до максимальной скорости на пару секунд, очень полезная и многофункциональная способность.
Dark Seer — один из самых популярных героев на этой позиции за всю историю доты. Имеет отличный эскейп — ускорение до максимальной скорости, может наносить урон, стоя на безопасном расстоянии, а остальные его способности делают его одним из самых сильных героев в драках 5 на 5.
Nyx Assassin не самый типичный оффлейнер, у него довольно слабая эскейп-способность — оглушение того, кто пытается нанести ему урон за короткий период, его отличительная особенность — очень быстрая регенерация, так что ему ничего не стоит получить пару ударов в лицо ради одного крипа, всё равно заживёт быстро. А уже в мидгейме он одним своим существованием наводит страх на врагов, он полностью оправдывает титул ассассина — Никс может за долю секунды не оставить мокрого места даже полностью здорового керри.
Tidehunter — наверное, самый «жирный» герой в Dota 2, может выдержать огромное количество урона, сбрасывать с себя негативные эффекты и обладает одним из самых сильных массовых заклинаний в игре, которое оглушает всех врагов на огромной территории.
Nature’s Prophet — единственный популярный сейчас семи-керри оффлейнер. Он может оживлять деревья, которые станут сражаться на его стороне и телепортироваться в любую точку карты. Благодаря этой способности он может атаковать вражеские башни в любой момент, отвлекая врага от решительных действий. И вообще в игре против Фуриона (прозвище этого героя) нельзя отвлекаться ни на минуту, зазевался — потерял бараки.
Известные игроки на этой позиции:
Александр «XBOCT» Дашкевич (Украина, Na’vi) — сразу же после TI перебрался на роль ушедшего ArtStyle, и до сих пор играет на керри, однако стал чемпионом мира именно в качестве оффлейнера. Хотя тогда Na’Vi не было чётких ролей и если Артстайл брал в качестве керри Spectre, то за неё играл Хвост, потому что для Артстайла это слишком унылый герой, он лучше возьмёт Night Stalker’а и пойдёт в мид. А ещё всегда смешно послушать, как его никнейм пытаются выговорить англоязычные комментаторы.
Цзян «YYF» Цэнь (Китай, IG) — принято считать, что YYF является самым аккуратным игроком в Dota 2. Про него даже говорят, что он не допускает ошибок вообще. Он тоже привнёс в доту свой стиль – IG в своё время брали на оффлейн семи-керри героев, у которых есть хоть что-то похожее на эскейп (Sven, Juggernaut) и YYF не просто отлично отыгрывал раннюю фазу, ни разу не умерев, а мог и перефармить вражеского керри. Современная мода на Дума и Кентавра в харде — отголоски стиля YYF’а.
Хенрик «AdmiralBulldog» Анберг (Швеция, The Alliance) — игрок-«золушка» доты — менее чем за год из заурядного пабера выбился в чемпионы мира. Играл на одном герое, но играл так, как не мог никто. Теперь все уважающие себя оффлейнеры умеют стоять оффлейн на Lone Druid как Бульдог — отводить медведем вражеских крипов с середины вражеской лёгкой линии, очень сильно мешая при этом как вражескому керри, так и саппортам, при этом спокойно фармить самому. Но тогда это была новинка, новинка, выигравшая TI3.
Дарил «iceiceice» Кох Пей Ксианг (Сингапур, DK) — это человек, которого можно с чистой совестью назвать задротом. В 2011-ом году он профессионально играл в 4 киберспортивные дисциплины: Starcraft II, HoN, LoL и DotA (и во всех считался сильным игроком), но третье место на TI помогло сделать ему окончательный выбор. В коммьюнити он известен как один из самых главных троллей, а интервью с ним вполне можно читать вместо башорга, если, конечно, понимать о чём он говорит.
Жан «Xiao8» Нин (Китай, NewBee) — один из самых долгоиграющих китайских игроков и капитанов. Долгое время вёл LGD к успеху, не так давно перешёл в новосформированную команду, чтобы вести к победе уже её. Xiao с китайского переводится как «директор», что полностью соответствует его роли в команде, а 8 он выбрал только потому, что ники Xiao1-Xiao7 уже были заняты. А ещё он женат на китайской топ-модели. А чего добился ты?
4,5) Саппорт и фулл-саппорт (support — поддержка, full — полный) — два игрока со схожими апмлуа, игровой стиль некоторых команд даже подразумевает отсутствие между ними разницы, однако большинством команд считается, что фулл саппорт должен тратить все свои деньги на благо команды, когда как просто саппорт имеет право потратить немного денег на себя, если это позволит быть ему намного более эффективным. Всю игру именно саппорты должны покупать и расставлять по карте варды (маленькие “жучки”, которые видят определённую часть карты и позволяют раскрывать планы противника) и смоки (баночки с магических дымом, который ненадолго делает героев невидимым для вардов и позволяет совершать вылазки в тыл к врагу незамеченными). Если у врагов есть герои, которые способны становится невидимыми, то именно саппорты должны покупать средства для борьбы с невидимками. Время саппортов — ранняя игра, пока три Core-игрока стоят на своих линиях, саппорты должны занимать самую выгодную и агрессивную позицию на карте. Как только саппорту выпадет свободная минутка, он должен идти в лес и отводить (пулить — to pull) нейтральных крипов из лагерей в лесу и стравливать их со своими, чтобы стоять за спиной у своих, получать опыт и зарабатывать деньги, которых саппорту всегда не хватает (а ещё это будет означать, что крипы не дойдут до вражеского оффлайнера и он не получит за них опыт). На сложную линию не отведёшь, это и есть второе отличие лёгкой линии от сложной, о котором я обещал рассказать выше. А ещё через шесть минут действие варда закончится и нужно будет ставить новый. В мидгейме саппорт ещё вполне опасен — его заклинания ещё сильны и полезны, однако уже в этой фазе ему лучше не высовываться из-за спины своих Core-сокомандников. А ещё не забывать про варды. В лейте же цель саппорта — дождаться файта, успеть выдать все свои заклинания и умереть (часто даже пожертвовать собой — смерть даже двух саппортов лучше, чем одного керри). Если саппорт выжил после файта, то он хороший саппорт, но если он выжил, а керри — нет, то он очень плохой саппорт. В общем саппорт — самая неблагодарное и незаметное амплуа, в то же время хороший саппорт делает больше всего работы в команде, совсем как опорник в футболе. Даже читать про саппортов гораздо сложнее, чем про остальные роли. Герои на эту роль выбираются такие, которые могут быть полезны исключительно за счёт заклинаний, для фулл-саппортов берутся герои, которым не нужны предметы вообще, такие как:
Treant Protector — может лечить любого союзника или башню, вне зависимости от того, как далеко он находится, может замедлять врагов и обездвиживать их в довольно большом радиусе вокруг себя.
Shadow Demon — может спрятать куда-то в астрал врага или союзника, чему есть куча разных применений, и тремя различными способами проклинать врага. Что ещё надо саппорту?
Для простых саппортов берутся герои, которым хватит одного-двух предметов для полного раскрытия потенциала, к примеру:
Ancient Apparition — наносит небольшое количество урона своим ультом по большой площади на любом расстоянии, не позволяя врагам лечиться. После покупки Aghanim’s Scepter «небольшое» превращается в «огромное».
Sand King — его ультимейт наносит урона не меньше, чем у Ancient Apparation, но его нужно подготавливать 2 секунды и он действует только вокруг него самого, поэтому максимально быстрая покупка Blink Dagger’а (предмета, позволяющего телепортироваться на небольшие расстояния) — то, к чему стремится каждый Sand King. Спокойно в сторонке подготовить ульт и тут же телепортироваться в гущу боя — и вы великолепны.
Не забываем самое начало статьи, один из саппортов может выступать в роли джанглера, если капитан даст ему подходящего героя:
Сейчас в этой роли больше всего популярна Enchantress — она умеет на некоторое время переманивать нейтральных крипов на свою сторону и ганкать врага с их помощью. А после шестого уровня она может кидать зачарованные копья, которые очень больно бьют.
Прославленные саппорты:
Климент «Puppey» Иванов (Эстония, Na’Vi) — после TI его никнейм стал прочно ассоциироваться с Ченом — героем, похожим по стилю и возможностям на упоминавшуюся выше Enchantress, на TI2 запомнился игрой на Lycan’е, который тогда умел джанглить с первого же уровня, в общем о лесе он знает всё. Вообще всё.
Дмитрий «LighTofHeaveN» Куприянов (Россия, комментатор). Ни до, ни после TI он не играл на саппорте, но так сошлись звёзды, что чемпионом мира он стал, играя именно на этой роли в составе Na’Vi. Некоторое время назад завершил свою очень продолжительную карьеру (он являлся одним из самых долгоиграющих игроков), а совсем недавно решил стать комментатором. Его, воистину, богатейший опыт является отличным подспорьем в этой ипостаси.
Цзэн «Faith» Хунда (Китай, IG) — бессменный капитан и фулл-саппорт IG. Больше я ничего не могу про него сказать. А разве надо говорить ещё что-то про чемпиона мира?
Вонг «ChuaN» Хок Чин (Малайзия, IG) — помимо своей отличной игры на саппортах и джанглерах, известен своими нехилыми габаритами (как высотой, так и шириной) и вот этим самым фото, сделанным через несколько секунд после победы его команды на TI2. Куда только не прифотошопливали это лицо...
Джерри «EGM» Лундквист (Швеция, The Alliance). Enter God Mod (именно так расшифровывается аббревиатура, являющаяся его ником) известен своим очень жадным стилем игры — он считает вполне нормальным зарабатывать больше золота, чем мидер или оффлейнер. На таких героях, как Windranger, это не только очень эффектно, но и очень эффективно.
Йоаким «Akke» Актерхол (Швеция, The Alliance) полная противоположность своего сокомандника-чемпиона мира. Он готов не потратить ни копейки на себя, если от этого команда получит приемущество. Известен своей игрой на джанглерах не меньше Puppey. А в свободное от доты время является совладельцем небольшой IT-фирмы. Так чего добился ты?
Ярослав «NS» Кузнецов (Россия, Virtus.pro). По его же, NS’а, утверждению, именно он придумал роль саппорта. Учитывая его колоссальный опыт и то, что он участвовал ещё в одних из самых первых турниров по доте, в это можно верить.
Юхан «N0tail» Сундштайн (Дания, Fnatic) — прославился своими зажигательными стримами, отличной русской речью (если вы понимаете, о чём я;-) и потрясающим микроконтролем, которым позавидовали бы многие любители Starcraft’а.
Ванг «banana» Йао (Китай, NewBee) — успел поиграть за сильнейшие команды Китая, попрозябать в любительских лигах и вновь вернуться на самый топовый уровень. Наряду с Akke и Puppey считается одним из сильнейших джанглеров планеты.
Леи «MMY» Дженгронг (Китай, DK). Ещё до выхода первой доты играл под ником «X!!» и считался сильнейшим мидером Китая, да и всего мира. То ли эта роль ему надоела, то ли он когда-то просто решил попробовать что-то новое и втянулся, но вот уже больше года он играет на саппортах. И играет ничуть не хуже, следует отметить.
Если вы никогда не играли в доту и дочитали эту статью до конца, вы можете собой гордиться. Если таких людей будет больше одного, то я продолжу цикл подобных статей (как минимум статьёй про систему выбора героев для своей команды капитаном).
P. S. Комментарии и критика сложности восприятия и огромного размера статьи приветствуется.
Спасибо.
---
Это как? Доты нет, а мидер есть?
По теме: если вы никогда не играли в Доту, ни в коем случае не начинайте. Правда, не стоит, если у вас нет сотен и сотен часов свободного времени.
Изначально я хотел только обозреть чемпионов мира, это потом мне порекоммендовали разбавить эти списки просто легендарными игроками. Было бы глупо, если бы за три чемпионата мира было четыре чемпиона-керри.
Хотя, если эту запись могут прочитать люди, которым эта тема неинтересна, это, наверное, значит, что написано не слишком сложно. В таком случае, спасибо.