6 мин.

E-sports scene на стене текста. Международная школа спортивной журналистики

Слово "киберспорт" выглядит кошмарно. Да и звучит так же. Хотя, может быть, это просто мне так кажется. Но английское "esports" выглядит куда приличнее.

Я порыскал по сайту, трибуну которого люблю и коротаю с ней вечера после университета, но, если мне не изменяет память, я не видел ни одного поста, посвящённого этим самым "Esports", со времён последнего конкурса от руководства. 

"Это никому не нужно. Это глупо. Это бесполезно" - аргументы консервативного общества, которое не приемлет "клавиатурные войны", как вид спорта. Да их много, этих аргументов. Но тем не менее, нельзя отрицать то, что есть. Сейчас профессиональные киберспортсмены, которых всё больше и больше, как и организаций - это спортсмены, как бы это не отрицали некоторые.

Ну, и такое комьюнити, как на Трибуне, не может оставаться без приличного освещения всех основных киберспортивных событий. Да и не совсем основных тоже. Хотя, до обсуждения сплетен, надеюсь, этот уютный блог не скатится никогда. Разве что в комментариях, но там уж сам Бог велел устраивать Содом и Гоморру зачастую.

Вкратце обо всём, потому что я почти уверен, что большинство, кто будет это читать, не совсем понимают, что это и зачем.

Основные виды esports сейчас - это League of Legends, DotA 2, StarCraft 2, Counter Strike : Global Offensive, некоторые виды fighting игр, типа Mario Smash Bros, игры, которые ничем не хуже, но просто привлекают аудиторию поменьше - Heroes of Newerth, Smite, Call of Duty, Quake Live и то, по чему некоторое время почти нет или, в принципе не планировалось, крупных турниров, поэтому, основной доход игроки получают со стримов - WoW, WC3, Diablo 3 и прочее.

Да-да, вы всё так же ничего не понимаете. Начнём с некоторых азов:

- Стриминг включает в себя два вида. Первый - это, собственно то, что называется в геймерском комьюнити "stream" - когда профессионал или любитель транслирует то, как он играет, с комментариями, иногда с веб-камерой и баннерами спонсоров на своём экране. Для этого всего используются определённые программы, как-нибудь мы и этого коснёмся. Второй вид - это то, что называется "broadcast". Трансляция с крупного турнира, онлайн или оффлайн, с комментариями, analysis desk и прочими фишками, типа организаторов, больших аудиторий и конкурсов. Идеалом оффлайнового показа, с недавних пор, является The International 3, итоговый турнир по DotA 2, с крупнейшим призовым фондом в истории киберспорта в 2,7 миллиона долларов. Если же обращаться к тому, что комментируется онлайн - LCS по League of Legends - идеально. Это турниры с 3-4 месячной длиной, как маленький чемпионат со своими призовыми фондами. Освещаются на должном уровне, с шутками-прибаутками от комментаторов, качественным музыкальным оформлением и отличной графикой, которой позавидовал бы РФПЛ.

С этим разобрались.

Вернёмся к турнирам. 

Турниры в киберспорте бывают трёх основных видов:

- Полностью онлайн турнир. Какое-то количество команд, пробравшихся через сито квалификаций или приглашённых организаторами, соревнуется в борьбе за заранее оговоренный призовой фонд. Яркий пример такого - The Premier League в DotA 2. 8 команд играют 6 мини-турниров, дабы определить топ-4 команд, которые попадут в плей-офф. В плей-офф же разыгрывается призовой фонд.

- Турнир с онлайн-частью и оффлайн-финалами. Яркий пример - SLTV в DotA 2/ CS:GO (StarLadder), World Championship Series Ro32 в StarCraft 2.

В случае Старладдера, 16 команд борется в онлайн части, играя друг с другом, после чего, топ-4 приезжает в Киев Киберспорт-Арену и сражается за солидный призовой фонд в double-elimination сетке. В случае WCS - там Ro32 проводится онлайн, после чего Ro16, Ro8, Ro4 и финалы - оффлайн.

- Чисто оффлайн турнир.

Что никогда не изменится - это то, что реальная сила команд меряется на ЛАНах (LAN - это то, как называется оффлайн-турнир в комьюнити). Поэтому и крупнейшие мировые турниры - это ЛАНы. 

Классические примеры нашего времени:

- The International - DotA 2-event, собирающий миллионы зрителей по всему миру, последние два года проводится в Сиэтле, в Benaroya Hall, доме симфонического оркестра Сиэтла. Попадают туда 16 лучших команд по итогам раздачи инвайтов от организаторов и региональных квалификаций. Обладает рекордом призовых для киберспортивных турниров в 2,7 миллиона долларов (2013). Организуется лично Valve, Гейб Ньюэлл обычно открывает и закрывает турнир, вручая главный приз - Aegis of Champions.

TI3 All-Stars Game.

- WCS World Finals - SC2-ивент, проводимый Blizzard на Blizzcon. Итоговый турнир года, на который попадают 16 лучших игроков в рейтинге по итогам 3 сезонов, проводимых в течение календарного года. Обладает солидными призовыми, привлекает к экранам миллионы, если не совпадает по времени с The International.

- League of Legends World Championship или просто Worlds - LoL-ивент, проводимый Riot Games на различных площадках. Финал этого сезона будет 4 октября в Staples Centre, доме Клипперс, Лейкерс, Кингс и Спаркс. Билеты на финал сезона были раскуплены за час, трансляции по всему миру собирают громадное количество зрителей. Участвуют в этом сезоне 14 команд со всего мира, успешно прошедших сито квалификаций. 

- Dreamhack - Дримхак - это самый легендарный турнир всея киберспорта. Является, так называемой, ЛАН-пати (LAN-party), собирая множество музыкальных групп, диджеев и комьюнити. Последние два-три года несколько сдал, после того, как организация начала проводить не только Dreamhack Summer и Dreamhack Winter в Йончёпинге на Dream-Arena, но и серию турниров Dreamhack Open, которые проводятся в Валенсии, Стокгольме, Бухаресте и других городах. В октябре 2014, например, Дримхак посетит Москву :). Многофункционален, проводятся соревнования по всем основным киберспортивным дисциплинам, привлекает огромное число зрителей в само помещение, собирает миллионы глаз по всему свету. 

Dreamhack LAN-party

- GamesCom и Blizzcon - да-да, я знаю, что я упоминал про Близзкон выше, это не мешает упомянуть это тут. Наверняка, все более-менее знакомые с хай-тек технологиями, дизайном или просто увлекающиеся игровой и технической индустрией знают, что такое Геймском. Так вот, большую часть павильонов собирают хай-класс оффлайн-ивенты по различным дисциплинам. В этом году, Геймском в Кёльне посетило в сумме за три дня 340 тысяч людей. Немало, не правда ли? Blizzcon - это фестиваль, посвящённый всем активно развивающимся играм Близзард - SC2, WoW и Diablo. Собирает колоссальные просмотры по всему миру и несколько сот тысяч посетителей за уик-энд.

GamesCom

 

Последние два года, киберспортивная сцена развивается колоссальными темпами. Появляется большое количество сайтов с аналитикой, статистикой, VODы и записи на YouTube собирают тысячи просмотров и комментариев, призовые и фанбаза растут, как на дрожжах. Спонсоры всё больше ныряют в эту пучину.

Ну, а дабы подвести черту под этой первой пробой пера - прогеймеры, играющие в LCS North America, но не являющиеся гражданами США (сам турнир проводится в Санта-Монике), теперь получают P-1 визу от государства. И это мы ещё не дошли до Кореи, Китая и Малайзии. И вы говорите, что это не спорт?

P.S. Слушайте, с тегами кошмар. Их, в принципе, нет :D