Часть 2. Роли киберспортивного психолога в команде: спортивный психолог
Роль спортивного психолога
Главная мечта у большинства киберспортсменов по сути одна - выиграть крупный LAN турнир (Major, The Internetional и тд).
Вся титаническая работа как индивидуально игроком, так и командой в целом по сути проводится ради нескольких дней, часов и даже моментов игры. Но зато какие эти моменты могут быть...
Есть одна особенность, которая объединяет киберспорт и спорт: вне зависимости от того, насколько один состав сильнее другого на бумаге, побеждает тот, кто был лучше готов к конкретному матчу. Как бы ты не потел на праках, сколько бы времени не проводил за аимом - если ты ментально не готов - все пойдет прахом.
В отличии от других соревновательных дисциплин, киберспорт является очень динамичным и быстро изменяющимся. Сложно представить что в футболе или хоккее правила меняются во время текущего сезона. В киберспорте это дефолт. Отсюда вытекает ограниченность времени для подготовки игрока, в том числе и к новым реалиям. Поэтому работа психолога часто ограничена во времени. И здесь на помощь приходит спортивная психология. Хотя, если быть откровенным - то цикл подготовки спортсмена бывает и 4-х годичным - ровно столько между Олимпийскими играми, а победить на The International ни чуть не легче, чем завоевать золотую Олимпийскую медаль.
Срок жизни большинства киберспортивных составов не так уж и велик. Он варьируется от конкретной дисциплины, но в целом этот срок может не превышать и 6 месяцев. В основном наличие или отсутствие результатов влияет на длительность жизни состава. По этой причине классические терапевтические подходы не работают - важна скорость работы, быстрые первые результаты, видимый прогресс.
Хороший киберспортивный психолог - это тот, который смог правильно подобрать спортивную методологию под реалии киберспорта и адаптировать ее под конкретную команду. Адаптация необходима, поскольку методики созданные для спортсменов имеют свои отличительные особенности, так как создавались именно для спортивных реалий, которые в некоторых аспектах сильно отличаются от киберспортивных. Процесс работы больше про поиск возможностей идти дальше и выше, нежели чем «копание» вглубь (хотя это тоже не совсем так, порой если не заглянуть в чертоги своего разума - ничего не изменишь). И если на этом пути окажется спортивный психолог, то игрок пройдет его гораздо продуктивней и быстрей.
Работа спортивного психолога с игроком
Работа с каждым игроком строится индивидуально, потому как помимо дефолтного «мы все разные», важным фактором является насколько игрок созрел как профессиональный киберспортсмен: с одними работу нужно начинать с самых азов подготовки и учить играть обычные официалки, а с другими важно добиться стабильности и нивелировать разницу между 1/4 финала и финалом турнира. Часто встречаются случаи, когда игрока может тригерить определенная команда, карта и даже стадия, на котором ему предстоит выступать.
В моей практике работа строится вокруг «Я реальный - Я идеальный». С одной стороны такой подход позволяет открыть и раскрыть в игроке его сильнейший стороны, а с другой проработать его Альтер эго. Когда игрок выдает нереально продуктивный матч, про него говорят что как будто играл не он, а кто-то из параллельной вселенной, это вообще законно?
Многим игрокам знакомо то самое чувство, когда в игре был не он сам, а двигал мышкой и нажимал кнопки как будто кто-то другой. Биполярочка подумаешь ты. Может и так, но есть и другое объяснение... Такое происходит в моменты, когда игрок полностью сконцентрирован на происходящем в игре, сфокусирован исключительно на внутриигровых процессах и в правильном понимании этого слова расслаблен - тем самым позволяя себе и своему разуму перейти на новый, более продвинутый уровень игры. Такое состояние называют Оптимальным боевым состоянием (ОБС) или состоянием Потока (flow). Ах да, чуть не забыл - Фулфокус сюда тоже подойдет ;).
Для начала с игроком происходит процесс поиска его основных/базовых сильных сторон, от которых строится дальнейшая работа, конечная цель которой - создать улучшенную версию самого себя. Параллельно этому процессу прорабатываются слабые стороны игрока, которые мешают прогрессу. Такая работа похожа на процесс прокачки героя, улучшения его способностей а также приобретения новых айтемов (человеческих способностей), которые будут делать игрока сильней. Если выстраивается такой рабочий процесс, то перед игроком открываются безграничные возможности по самосовершенствованию и росту, потолок которого будет определяться исключительно самим игроком и воображением в своей сборке.
Завершающим этапом работы является осознание игроком состояния Потока (принятие своего «героя» Альтер эго), нахождения точек «входа» и навыка удержания состояния как можно дольше. В конечном счете игрок приходит к тому, что практически по щелчку пальца входит в это измененное состояние. И если он уже в этом состоянии, то лучше не стоять у него на пути.