9 мин.

Я отказываюсь от FIFA

Текст о любви и ненависти к играм серии FIFA от EA Sports.

2010 год, май. Миланский «Интер» только что обыграл мюнхенскую «Баварию» в финале Лиги Чемпионов. Именно этот матч разжег страсть к футболу в моем, детском, впечатлительном сердце. 

Закончив учебный год с хорошими оценками, я с отцом пошел в магазин видеоигр, выбрать себе подарок в честь успешного учебного года, ведь на Новый Год мы с сестрой получили Playstation 3, которая наповал сразила мой детский разум, который раньше видел только однотипные шутеры на старом, дряхлом компьютере. 

Заходя в магазин, я сразу обратил внимание на цветастую упаковку с диском, на которой красовалась надпись «FIFA 2010 World Cup South Africa». Недолго думая, вспомнив финал Лиги Чемпионов, который я смотрел буквально вчера, я попросил отца купить мне именно эту игру. Так у меня начались длинные, но, как выяснилось, токсичные отношения с серией игр FIFA от Electronic Arts. 

Обложка «FIFA 2010 World Cup South Africa»

Придя домой и прождав установку (да, для некоторых игр на PS3 с диском, она требовалась), я наконец получил доступ к игре, которая влюбила меня в себя с первого взгляда. Все эти сборные, стадионы, завораживающая южноафриканская атмосфера, шум вувузел и фанаты, раскрашенные в цвета флагов разных стран приводили меня в эйфорию.

Приятный и простой интерфейс, который подтолкнул меня к изучению английского языка (игра не была переведена на русский). Меню выбора команды, выполненное в виде глобуса, позволяло выучить расположение стран на карте мира, не прикладывая при этом абсолютно никаких усилий. 

Меню выбора команды в «FIFA 2010 World Cup South Africa»

Африканский саундтрек тоже был очень хорош, чего стоит только одна песня - «K’naan - Wavin’ Flag».

Я выиграл чемпионат мира за каждую команду, которая там участвовала и прошел отбор на каждом континенте. Моему восторгу не было предела. Эта игра показалась мне невероятной. 

Я играл в эту игру все лето, а когда не играл, то очень по ней скучал. Но уже осенью, как раз на мой день рождения, вышла новая -  FIFA 11. 

На этот раз я пришел в восторг от разнообразия клубного футбола и многочисленных режимов игры (любимой была «Карьера игрока»). Первым делом я создал футболиста, похожего на себя, назвал его своим именем и фамилией (вы тоже так делали, да?) и отправил его покорять вершины футбольной славы в московский «Спартак» (Эх, когда-то РФПЛ была в FIFA).

Моя любовь к FIFA росла каждый год, вместе с любовью к реальному футболу. Если бы этой игры не было, вряд ли бы я увлекся футболом так, как увлекаюсь им сейчас. Я играл каждый свободный день, даже записался в футбольную команду. А в перерывах между учебой и тренировками, проводил свое время в FIFA, вместе с Юрием Розановым и Василием Соловьевым. 

Хотя все игры серии FIFA от 11 до 16 были примерно одинаковые и отличались друг от друга лишь наборами форм, обновленной графикой и добавлением новых футболистов в новых частях, я с нетерпением ждал своего дня рождения, чтобы в подарок у родителей попросить новую часть FIFA. Каждая из них радовала меня все больше. Я любил FIFA настолько, что даже во время переезда сидел на картонных коробках с геймпадом в руках, руководя какой-нибудь командой. Постепенно осваивал режим «Ultimate Team», который затянул меня в игру еще больше. Ни одна посиделка с друзьями не заканчивалась без пары напряженных матчей, в которых мы показывали друг другу, какие новые финты мы научились делать. FIFA дарила мне счастье и радость с каждым забитым голом. FIFA олицетворяла мое детство. Но пришла пора взрослеть...

Выпускные экзамены в школе заставили меня забыть о своей любимой игре. После 9 класса я планировал поступление в колледж за границу, поэтому усердно взялся за учебу. На FIFA, как и на другие развлечения, времени больше не было, и диск с FIFA 15 пылился на полке весь год, дождавшись своего часа только летом, когда все дела были сделаны.

Осенью, поблагодарив за все старину Playstation 3, которая осталась дома, я отправился в путь. А дальше колледж, общежитие, новая страна, новые друзья и новая жизнь, не до игр, в общем. 

Но уже следующей осенью, переехав из общежития в съемную квартиру, я понял, что мне чего-то очень сильно не хватает. Собрав все свои отложенные за год деньги, и одолжив немного у родителей, я пошёл в магазин и купил себе Playstation 4, которая, к тому времени, уже набрала популярность, а к нему единственную игру, это была FIFA 17.

Эмоции из детства захлестнули меня сразу, как в тот раз, когда я запустил свою первую FIFA. «Как много тут всего поменялось» - подумал я. Новый интерфейс, а главное - новый движок «Frostbite» подогревали мой интерес к игре еще больше. Впереди было целое лето, которое можно было провести как в детстве, и я радовался этому, как ребенок. Но детская радость сошла на нет довольно быстро. 

FIFA стала другой, и я это заметил сразу. Она стала холодной и совсем не такой увлекательной, как была раньше. Игра начала тормозить просто находясь в главном меню, что уж говорить про сам геймплей. Постоянные вылеты, проблемы с серверами, невообразимо нелогичные вещи, происходящие в матчах, ошибки в судействе, долгие загрузки и так далее. Во время матча теперь постоянно стояло напряжение, а не веселье. Было отчетливое ощущение, что те, кто делал эту игру явно не старались сделать ее лучше, они вообще не старались. Возвращаться в эту игру хотелось все реже и реже, и постепенно ей на замену начали приходить другие. 

Познакомившись с играми, разработчикам  которых не наплевать на своих клиентов, я окончательно разочаровался в FIFA, но все равно каждый год продолжал ее покупать, надеясь на улучшение отношения к фанатам серии. 

Такие вещи как «История Алекса Хантера», «Volta» и обновленный режим «Карьеры» добавили красок, но только поверхностно. Изнутри каждая новая часть FIFA оказывалась все той же сырой и недоработанной прошлогодней версией игры, с новым названием. Иногда новая часть технически показывала себя даже хуже предыдущей. 

Интерфейс каждой новой игры был таким же, как в прошлой, ошибки прошлых частей никто не старался исправить, а на многочисленные жалобы фанатов, Electronic Arts просто разводили руками и вносили незначительные изменения в новых играх или обновлениях. Реализм полностью покинул вселенную FIFA.

Игра начала терять лицензии на некоторые лиги, а потом и на некоторые топ клубы (Piemonte Calcio, привет).

Если с FIFA 11 по FIFA 16, игра особо не развивалась, но хотя бы не становилась хуже, то в ситуации с FIFA 17 и далее, серия игр начала заметно деградировать. Если в FIFA 17 еще можно было более менее спокойно играть в «Карьеру» или «Ultimate team», то в FIFA 20 оба этих режима стали настолько сломанными, что желание играть в них пропадало уже после пары сыгранных матчей. 

Мысли об отказе от покупки новой части FIFA посещали меня каждый год после выхода FIFA 17, но каждый раз я давал ей шанс. 

Интерфейс FIFA 17 в сравнении с FIFA 20

В FIFA 20 я полностью ощутил на себе, что такое «гандикап» в играх от EA. (Для тех, кто не знает, «гандикап» - механика созданная для того, чтобы дать шанс слабым игрокам против сильных, в случае FIFA, искусственно ослабляющая команду сильного игрока, чтобы сделать игру «интереснее»). Играя в режим «ULTIMATE TEAM», я неоднократно сталкивался с более слабыми игроками, которые обыгрывали меня только благодаря «гандикапу», который канадские разработчики даже не пытались как-то замаскировать. Я никогда не относился к играм серьезно, но эти ситуации лишь портили настроение, вместо получения положительных эмоций от игры. 

Механика «pay to win» тоже проглядывалась очень отчетливо. Потеешь пол года для того, чтобы купить себе игрока, которого хочешь, а потом встречаешь соперника с командой, состоящей из Мбаппе, Месси и Неймаров, явно купленных не на заработанную игровую валюту, что можно определить просто сыграв с этим человеком матч. 

Пару раз я даже написал в EA support обо всех проблемах в игре, но единственное, что они сделали - отправили мне пару паков в «ULTIMATE TEAM» в качестве извинений. 

Последней каплей для меня стала покупка последней вышедшей части игры - FIFA 21. 

Уже смирившись с тем, что я получу FIFA 20, но в новой обертке, я, уже изначально, довольно скептически относился к новой части. Тот же самый интерфейс, в котором поменяли лишь цвета, нововведения в «Карьере», которые оказались настолько недоработанными и сырыми, что казалось, что их вовсе даже не тестировали перед выпуском. Сервера сетевой игры ведут себя еще хуже, чем в любой из предидущих частей, а «гандикап» и «pay to win» еще больше укрепили свою власть в «Ultimate team». 

Из игры полностью ушла душа, ушла атмосфера и удовольствие от процесса. 

Тем временем японские разработчики из «Konami» сделали очень красивый жест по отношению к фанатам серии их футбольных симуляторов «Pro Evolution Soccer». Они отказались выпускать новую часть игры, ссылаясь на то, что ничего нового не разработали, дав игрокам, за небольшую доплату, обновление для PES 20, которое превращало PES 20 в PES 21. Честный и максимально уважительный поступок по отношению к своим фанатам. Почему EA не сделали так же? Почему ЕА продолжает каждый год продавать нам одно и то же за огромные деньги?

В интернете, в частности на YouTube, можно найти тысячи действительно дельных предложений и советов по улучшению игры от фанатов серии, и Electronic Arts о них прекрасно знают, но пропускают мимо ушей, ведь лучше зарабатывать огромные деньги, кормя фанатов обещаниями и нововведениями, которые, в целом, не меняют и не улучшают игру. Каждый фанат серии FIFA из года в год ждет, что разработчик прислушается к его мнению, но, к сожалению, EA Sports просто зарабатывают деньги, и уже давно не пытается сделать фанатов FIFA счастливыми. 

Эпилог.

Этот пост не нацелен на то, чтобы дискредитировать Electronic Arts в глазах людей, которые никогда не играли в FIFA. А в глазах фанатов серии, Electronic Arts уже давно дискредитировали себя сами. 

Цель этого поста - это, прежде всего, открыть глаза фанатов серии игр FIFA на происходящее. Ведь их уже несколько лет просто нагло обворовывают, обещая улучшения в игре, делая красивые промо-ролики, которые ни капли не отражают сути и внутренней составляющей самой игры. 

Конечно, хотелось бы, услышать отклик, ведь я знаю, что я не один столкнулся с этим (благо, много времени было проведено за обсуждениями этих проблем на форумах, с другими игроками).

Возможно, если придать эту проблему огласке и говорить об ней больше и конкретнее, то в EA наконец прислушаются к мнению фанатов и сделают действительно достойный продукт, за который будет не жалко заплатить большие деньги.