Красота как наивысшая целесообразность на примере партии Поля Морфи с герцогом Брауншвейгским и графом Изуаром
Великий русский писатель Иван Ефремов в своем знаменитом романе «Лезвие бритвы» утверждал:
«красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме»
.Таким образом, Иван Антонович считал, что красивым что-то является потому, что оно целесообразно.Постараемся доказать это на примере, пожалуй, самой известной партии американского шахматного гения XIX века Поля Морфи с герцогом Брауншвейгским и графом Изуаром, сыгранной в 1858 году в Театре итальянской оперы в Париже.Примечательно, что Поль Морфи очень любил музыку и оперу, однако частная ложа герцога карла Брауншвейгского в Театре была расположена таким образом, что он сидел к сцене спиной. Чтобы иметь возможность хотя бы немного посмотреть оперу «Норма», которая очень нравилась шахматисту, он в блестящем стиле, максимально быстро разгромил графа и герцога. Таким образом, победа в данной партии полностью отвечала интересам американского гения и заданной им цели наслаждения художественным произведением.Итак, начинаем разбор партии. Отметим, что главная цель шахматной партии – поставить мат королю соперника, ради достижения которой, собственно, и проходит все сражение.
1. е2-е4.
Проанализируем первый ход Мастера шахмат Поля Морфи. Является ли он целесообразным?Безусловно. В начальной позиции на шахматной доске все фигуры, кроме коней, зажаты собственными пешками и лишены свободы перемещения. Для того, чтобы поставить королю соперника мат, необходимо дать возможность фигурам хотя бы добраться до этого короля, чтобы нанести шах. Какая из пешек своим ходом способна открыть наибольшее число свободных полей для стоящих под ее прикрытием фигур?Проверяем. Ход 1. а2-а4 или h2-h4 дает всего лишь два поля: а2 и а3 либо h2 и h3 соответственно ферзевой или королевской ладье. Ход 1. b2-b3(b4) или g2-g3(g4) – два поля: b2 и а3 либо g2 и h3 ферзевому или королевскому слону. Ход с2-с4 позволяет ферзю переместиться на любое из трех полей: с2, b3, a4. Передвижение пешки с поля d2 на поле d4 освобождает для шахматной королевы поля d2 и d3, а для ее слона клетки d2, e3, f4, g5 и h6. То есть в общей сложности делает доступным 7 полей. Ход f2-f4 вообще предоставляет всего лишь одно поле – f2 и всего лишь одной фигуре – королю белых. И только ход е2-е4 освобождает дорогу на целых 9 клеток – ферзь после этого передвижения пешки способен оказаться на квадратах e2, f3, g4 и h5, а королевский слон – на квадратах e2, d3, c4, b5 и а6. Отметим также, что любой ход любым из коней позволял бы этой фигуре расширить поле действия максимум до 5 клеток.Таким образом, первый ход королевской пешки на два шага вперед ближе всего приближает белых к необходимой им цели – мату короля соперника, то есть является наиболее целесообразным из всех возможных.Продолжим разбор партии.
1. … е7-е5
– черные повторяют наиболее целесообразный ход, только со своей стороны.
2. Кg1-f3
– я думаю, Морфи сделал этот ход привычно, не задумываясь о его целесообразности. Однако рассмотрим передвижение единственной парящей над полем сражения шахматной фигуры с этой точки зрения.
Конь, передвигаясь на клетку f3, опять же становится гораздо более маневренным – в отличие от начальной позиции, где он может походить только на f3 и h3, теперь уже ему доступны квадраты g1, h4, g5, d4 и, конечно же, e5. Он нападает на пешку соперника, угрожая следующим ходом ее взять, таким образом грозясь уменьшить боевые силы черных, ослабить их защитные ресурсы и приблизить конец партии в виде мата.Что ж, и ход 2. Кf3 является самым целесообразным в данной позиции.Герцог и граф продолжают защитой Филидора:
2 … d7-d6
– а вот это движение пешки на один шаг вперед как раз приводит к уменьшению доступных для игры полей. Да, он открывает путь слону c8, но перекрывает поля d6, c5, b4 и а3 для слона f8 и поле d6 для ферзя.
3. d2-d4
– потрясающе! Этим ходом Морфи открывает еще больше свободных квадратов для своих фигур, причем любым другим из начальных шагов пешки он не смог бы добиться такого эффекта! А так ферзь сразу может идти на d2 и d3, слон с1 на поля d2, e3, f4, g5 и h6, и даже для коня f3 открывается прежде недоступное поле d2.
3 … Cc8-g4
– герцог и граф опять не понимают, что делают. Они отправляют слона в тупик, открывая этим ходом для него всего лишь еще одно поле – h5, недоступное ему прежде. Единственным оправданием их действию может быть то, что данным передвижением на половину соперника своей фигуры они связывают коня f3, таким образом препятствуя его дальнейшему продвижению для захвата в плен короля противника.
4. d4:е5
– целесообразность этого хода видна невооруженным взглядом. Белые уничтожают пешку соперника, открывают для ферзя поля d4 и d5, для коня f3 клетку d4. Ход сделан также с прицелом на то, что, если соперник возьмет пешку e5 своей пешкой d6, белые смогут забрать ферзя соперника, лишить их короля рокировки, то есть оставят под ударами чужих фигур, а также забрать конем пешку е5, поскольку он уже будет освобожден из-под связки. Таким образом, одним ходом белые имеют возможность приблизиться к желанной цели – завладению короля соперника путем его матования. Следовательно, ход de наиболее целесообразен в данной ситуации.
4 … Сg4:f3
– у черных фактически нет выбора, поскольку иначе они теряют пешку после 5. Ф:d8+ Кр:d8 6. К:e5.
5. Фd1:f3
– этим ходом белые отправляют ферзя на оперативный простор, он нацеливается на пешку f7, то есть угрожает дать королю черных шах. А от шаха до мата, как известно, один шаг.
5 … d6:e5
– этим ходом черные уравнивают количество фигур, но сильно отстают в их развитии. Их силы ничем не угрожают белому королю и очень далеки от того, чтобы заматовать его.
6. Сf1-c4
– целесообразность хода очевидна. Слон добавляет себе новых полей, становится гораздо более свободным и, что самое главное, вместе с ферзем нацеливается на пешку f7, угрожая матом.
6 … Кg8-f6
– черные защищаются, не давая белым возможность выиграть партию одним ходом.
7. Фf3-b3
– ход снова приближает окончание партии. Ферзю становится доступна вертикаль b, он атакует пешку b7 и поддерживает слона в его нацеленности на пункт f7. Снова угрожает шах, снова король в опасности.
7… Фd8-e7
– черные защищаются единственным способом. В случае любого другого хода они теряли бы ладью а8 после Ф:b7. Теперь же в случае этого передвижения белого ферзя он смог бы выиграть только пешку, или две пешки в случае взятия слоном на f7, поскольку взять его нельзя опять же из-за потери ладьи.
8. Kb1-c3 – Морфи делает далеко не однозначный ход, который, тем не менее, является в данной ситуации самым целесообразным. Почему?Напомню, что главная цель шахматной партии – поставить мат королю соперника. Конечно, американский Мастер мог бы взять пешку – Ф:b7 или даже две пешки - 8. С:f7+ Крd8 (или 8. ... Ф:f7 9. Ф:b7 и чёрные не могут избежать потери ладьи) 9. Ф:b7Однако эти ходы давали преимущество в стратегическом плане, но не в скорости и точности. Морфи необходимо было как можно быстрее поставить мат, не забываем, что он хотел посмотреть любимую оперу.Ход конем позволял развить фигуру, которую можно было бы использовать для атаки короля соперника. Что Морфи и сделал. Конь, становясь на поле с3, приобретает новые возможности для более свободного передвижения, ему теперь доступны новые клетки.8. … с7-с6 – аристократам пешку терять таки не хочется.9. Сс1-g5 – Морфи развивает последнюю легкую фигуру – чернопольного слона, связывает этим ходом коня соперников, который теперь не сможет двигаться, так как открывает собственного ферзя.9. … b7-b5 герцогу и графу не нравится, что мощный кулак из белых фигур нацелен на их короля, они решают прогнать вражескую колонну, но не учитывают, что у американца сегодня прекрасный настрой на как можно более быстрое окончание партии, и он способен на интуитивный риск.10. Кс3:b5 – первая жертва! Безусловно, интуитивная, несомненно, совершенная с целью задержать развитие черных. Выбор у тех невелик, и приходится смириться с тем, что король так и останется в центре, а чернопольный слон зажат своим же товарищем – охраняющим короля ферзем.10. … с6:b5 – да, черные взяли коня белых, но теперь их королю будет нанесен первый укол.11. Сс4:b5+ - шах! Как известно, от шаха до мата недалеко. Так же, как между первой и второй :)11. … Кb8-d7 – куда деваться, это практически единственный ход, королем двигаться смерти подобно – в центре без поддержки своих фигур он беззащитен.12. 0-0-0!! – блестящий ход! Длинной рокировкой белые одновременно вывели ладью в поддержку слону и спрятали короля. У ладьи теперь в распоряжении целая центральная вертикаль!12. … Ла8-d8 – что делать, приходится защищаться – ход вынужденный.13. Лd1:d7 – вторая жертва – ладьи! Ферзем и связанным конем на поле f6 брать нельзя – потеряешь самую сильную фигуру, главного крестоносца (читай – оборонца короля). Этим ходом белые уничтожают одного из коней – защитников главной фигуры черных, открывают поле для второй своей ладьи – h1.13. … Лd8:d7 – делать нечего…14. Лh1-d1 – ладья в полном соответствии с принципом наивысшей целесообразности занимает самую свободную вертикаль и оставляет себе максимум полей по горизонтали.15. Фe7-e6 – последняя попытка спастись. Граф и герцог надеются на размен ферзей, кроме того, конь теперь может защитить короля без страха открыть путь вражескому слону для взятия королевы.16. Сb5:d7 – ладья мешает белым атаковать.16. … Кf6:d7 – само собой, аристократы не будут брать слона ферзем – не для этого освобождали его из-под связки. Однако они не догадываются, что этим ходом сами открывают дорогу к максимально быстрому проигрышу.17. Фb3-b8+ – настолько лаконичного, изящного, короткого и красивого пути к победе я не встречал. Воплощение принципа Аристона – наивысшей целесообразности!17. Кd7:b8 – единственный ход.18. Лd1-d8X – потрясающе! В финальной сцене задействованы обе оставшиеся фигуры, а все остальные приняли участие в матовой атаке. В этой партии американскому гению Морфи удалось поставить мат наиболее целесообразно за всю историю шахмат, а значит, наиболее красиво.Таким образом, мы доказали, что Иван Ефремов был прав, говоря о том, что красота – это наивысшая целесообразность :)