Любителям интеллектуальных игр посвящается: славянские шахматы
Любителям заморочиться на каких-нибудь интеллектуальных дуэлях посвящается. Копипаст с ЖЖ Задорнова. Можно отметить, что игра легче шахмат, но не менее интересная. Плюс: можно быстро научиться, нужно лишь совершить единовременное усилие и сделать поле для игры. Есть еще русские шахматы, которые также называют "таврели" (так называемые 3D шахматы), но спор о названиях лучше оставить историкам.
"Позавчера у меня был уникальный вечер: с шести до десяти с одним учёным-историком, серьёзным, уважаемым даже в научных кругах человеком, я играл в игру, о которой сегодня в мире знают буквально единицы. Славянские шахматы! Кто бы мог подумать, что до появления шахмат в Европе наши предки русы-варяги изобрели подобную игру. Если выражаться образно – нечто среднее между шахматами и шашками.Стратегия шахматная – защитить короля!Средневековая Европа – это сплошные наезды одних группировок на другие: передел и беспредел. Видимо, это и стало причиной появления игры, развивающей у королей полководческие навыки. Игра не проще, чем шахматы, хотя фигурок различных меньше – князь и его дружинники.
Я увидел эту игру в провинции Варин на выставке, где были представлены экспонаты из раскопок древних славянских поселений. Хорошо сохранились костяшки-дружинники и доска – дерево, инкрустированное костью. Видимо, принадлежала игра кому-то из княжеского рода бодричей-ободритов. Как выяснилось позже, эта игра была найдена и при раскопках других северных поселений славян и русов. Совершенно неожиданный экспонат меня так удивил, что я начал всех историков о нём расспрашивать. И не зря! Кандидат исторических наук Всеволод Меркулов мне даже рассказал, как в неё играть. И вот что он пишет об этой игре.
***В 1983 году при раскопках варяжского Старигарда (ныне немецкий город Ольденбург на южном побережье Балтики) археологи наткнулись на богатое захоронение середины X века. Погребальный инвентарь свидетельствовал о королевском, или по-славянски, княжеском, происхождении покойного, а у его ног была обнаружена настольная игра с резными фишками. По месту находки её назвали королевская игра. Хотя в X веке в Стариграде ещё были князья.В ходе реконструкции выяснилось, что нашли древнейшей вариант настольной игры, которая также известна как северные шахматы и была популярна в Европе задолго до появления собственно шахмат. Впрочем, у королевской игры оказалось с ними немало общего. Это стало ясно, когда удалось восстановить правила.
Доктор Инго Габриэль из Археологического музея Шлезвига сравнил обнаруженную игру с аналогичными настольными играми, сохранившимися в Северной Европе.Игра представляла собой военную стратегию, в которой князь с дружиной должен был вырваться из окружения врагов, вдвое превосходящих по численности. Типичная ситуация для средневековья, которую можно было смоделировать на игровом поле. Если никто не застрахован от коварного нападения и внезапной схватки, то следовало развивать тактический расчёт, внимание и логику. Ни один король в те времена даже предположить не мог, что вражеская осада или засада ему не угрожает. И это была не просто игра… но и времяпрепровождение для развлечения и для пользы.
Королевское захоронение в Старигарде
Игровые фишки символизировали противоборствующих воинов. С одной стороны – белые, сделанные из моржового клыка, с другой – красные, изготовленные из китовой кости. Навершие «королевской» фишки было украшено дугообразной короной.Интересно, что в отличие от шахмат, стороны имели как будто неравную диспозицию перед схваткой. Телохранителей короля всего лишь 8, а нападающих – 16. В поздних вариантах игры фишек больше, но пропорция сохранялась аналогичная.На Руси подобная игра называлась тавлеи (или велеи), и она хорошо известна по былинному фольклору. Исследователи долго не могли понять её правил, считая тавлеи неким аналогом игры в шашки. Однако после находки в Старигарде/Ольденбурге всё прояснилось.
***Я не знаю, кто и что поймёт из той инструкции, которую я дам в конце, но мне Всеволод объяснял, как играть, часа три. После чего мы с ним играли, и я ни одной партии у него… не выиграл! Думаю, что было бы забавно, если бы кто-то догадался такую игру выпустить и продавать в сувенирных лавках вместо «Монополии». Этакий интеллектуальный аналог «WarCraft». Но проще всего создать эту игру в электронном виде и играть по переписке, представляя себя славянским князем, который навалял урдюлей своим соседям при помощи небольшой дружины русов.Рассказать обо всех находках, свидетелем которых мне довелось стать во время съёмок, в том фильме, который выйдет 12 декабря на РЕН ТВ, просто невозможно. И времени нет, да и грузить зрителей, не готовых к мыслительству о собственной истории, не хочется. Их надо пощадить.Поэтому о наиболее интересных находках буду периодически рассказывать на своих сетевых ресурсах.Так что Патриарх Кирилл, который полагает, что наши предки были дикарями и варварами, в который раз, к нашей всеобщей гордости, оказался неправ. Если бы они действительно были варварами и дикарями, они бы играли в «русские шахматы» на содранной коже противника его же раздробленными коленными чашечками, а не инкрустированными фигурками. Хотя, возможно, он считает наших предков дикарями, потому что те не делали фигурки из золота, их курицы не несли яйца Фаберже и смысл игры был не в том, чтобы напасть и отнять что-то у кого-то, а в том, чтобы… защититься и сохранить своё!!!Суть игры в том, чтобы разгромить напавшего на тебя врага, поэтому первый ход всегда делают завоеватели – те, кого больше!
Помните, я говорил, что только у славян есть призыв «За Родину!»? Эти шахматы так и следовало называть.Хотя, если верить тем, кто считает славян варварами, то в исконно "русские шахматы" надо играть двумя шахматными досками и можно было обходиться вообще без фигур, потому что двух досок достаточно для того, чтобы накошмырять друг другу по башке. А чего ещё ждать от дикарей?Не предки наши были дикарями. Мы ими стали нынче. Недаром у русских даже такое выражение появилось: «Ход конём. Причём… по голове!»P.S. Для тех, кто всё же решится в этом разобраться, привожу правила.
Правила игры:Для игры потребуется поле 9х9, белые и красные фишки. Центр поля отмечается как королевский трон. Преимущество игры заключается в том, что в случае необходимости всё это можно легко изготовить из подручных материалов. И замечательная стратегия из варяжских времён станет отличным способом провести свободное время. Как это было в Древней Руси.
Иллюстрации показывают расстановку фишек перед началом схватки. В центре располагается король на специально размеченной клетке (троне), на которую не может ступить никакая другая фишка. Защитники (8 красных фишек) крестообразно установлены перед королём. 16 нападающих (белые фишки) занимают середины противоположных кантов игрового поля.Король остаётся победителем в игре, если он достигнет канта игровой доски. При этом сам он не участвует в битве. Нападающая сторона, в свою очередь, одерживает верх, если ей удаётся полностью окружить короля с четырёх сторон или прижать его к трону, вынудив вернуться на него.Все фишки двигаются по тому же принципу, что ладья (башня) в шахматах, то есть могут свободно перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении сколь угодно далеко по свободным клеткам. Только король может продвигаться максимум на три клетки. Перепрыгивать через другие фишки нельзя.
Фишка считается битой, если её берут в тиски с двух сторон фишки противника (илл. А). Помимо этого, можно одновременно вывести из игры несколько фишек противника, когда происходит комбинация, как на илл. В. Но фишка не считается битой, если игрок самостоятельно устанавливает её между двух фишек противника (илл. С) – в этом случае, как будто, соблюдается бонус «храбрости» контратакующей фишки.
В начале игры белые едва ли могут позволить себе терять фишки, так как в противном случае король легко проскользнёт в открывшуюся брешь. Причём даже один-единственный защитник короля, которому удастся прорваться за кольцо осады, сможет причинить нападающей стороне немалый урон. Только если кольцо сильно сужается, то можно предпринимать безопасный обмен фишками. Но не всегда преимущество получается таким способом; чем больше защитников участвует в игре, тем сильнее они стесняют подвижность собственного короля.Атаку небольшого количества фишек легче отбить.
Поэтому нападающему рекомендуется выступать всеми своими фишками равномерно. Защищающийся, напротив, должен постоянно стремиться переводить короля на свободное место, чтобы его не смогли окружить. А заодно, чтобы нарушать равномерное наступление нападающих. Если королю удастся вырваться, то добраться до канта станет намного проще. Итак, белые начинают… но выигрывают ли?"
P.S. Может, стоит добавить тэг что-то вроде интеллектуальных игр?! Все-таки стало понятно, что IMSA - не однодневка.
А можно несклько вопросов по правилам?
а) Короля, в итоге, вражеские фишки побить тоже не могут?
То есть если король окажется между двух вражеских фишек - то он он умрет? Единственный вариант победы для белых - запереть короля в ловушку?
б) "окружить короля с четырёх сторон"
Считаются любые четыре стороны? Или только так, как в начале стоят черные фишики?
Если белые окружат короля по диагонали, это не считается победой? (по логике, кажется, что не должно считаться, так как фигуры двигаются вертикально и горизонтально, соответственно окруженный по диагоналям в общем-то может убежать)
Можно ли вообще сказать следующее...
Белые одерживают победу если одна как минимум одна из их фишек находится на соседней с королем клетке (не по диагонали) и при этом у короля нет возможности убежать?
Если да... то при эторм черные фишки блокируют так же своего короля или нет?
И действует ли определенное правило шаха? То есть если белая фишка касается короля, то он должен убегать?
По логике опять же нет.... Но... с другой стороны
"прижать его к трону, вынудив вернуться на него"
Что именно вынуждает короля вернуться на трон?
Например, возьмем ситуацию, позаимствовав из шахмат систему обозначений:
Король находится на F5.
Сверху (F4) и справа от него (G5) находятся белые фишки.
Предположим, что этим ходом белая фишка приходит на F6, снизу короля.
Он обязан вернутсья на трон? Или это автоматическая победа белых?
в) взбираться на трон может только король?
Но, можно ли перепрыгивать через трон? Всем фигурам? Или только черным? Или только королю? Или никому нельзя?
г) в случае, если король слез с трона, а потом решил на него снова залезть, но не был принуждаем к этому белыми фишками (например побежал сначала в одном напрвлении, а потом решил побежать в прямо противоположном) - он имеет право это сделать или это означает победу белых?