Как шахматы объединяют режиссера Бергмана и «Король и Шут»?
«Смерть, играющая в шахматы» – самая известная фреска церкви Тёбю (швед. Täby kyrka), выполнена мастерской Альбертуса Пиктора около 1480 года на сюжет, который отличается от традиционных библейских мотивов.

На фреске изображен мужчина, который замер в ужасе, и Смерть, готовая сделать свой ход. Если присмотреться, то можно заметить, что форма доски достаточно нестандартная, 7х5 клеток, что может символизировать несовершенство жизненного пути.
В Средние века шахматная игра воспринималась как аллегория жизни во всей ее сложности и разнообразии проявлений, поэтому сюжет, где Дьявол или Смерть играют в шахматы на душу или жизнь, был достаточно распространенным, но изображение шахмат на церковной фреске на неканонический мотив является поистине уникальным явлением.

Именно эта фреска вдохновила Ингмара Бергмана на знаменитую сцену в фильме «Седьмая печать», когда рыцарь Антониус Блок предлагает Смерти сыграть в шахматы, чтобы отложить неизбежное.
И не только его.
И настал
Тот момент,
Что врагов
Вроде бы нет.
Он тогда
Смерть позвал,
С ней играть он стал.
*Король и шут тоже обращались к этой теме, и песня «Генрих и Смерть» является интерпретаций картины: Король играет в шахматы со своей Смертью.
Но несмотря на разнообразие прочтений данного сюжета, финал во всех партиях одинаков: Смерть еще никому не удалось обыграть.



