Небольшой экскурс в историю шахмат
Произведем небольшой экскурс в историю шахмат.
В 1972 году во время матча на первенство мира Фишер - Спасский в Рейкьявике советская делегация подозревала претендента Фишера в использовании различных электронных и химических устройств для того, чтобы вывести чемпиона мира из равновесия. Стул Спасского охранялся круглосуточно, а после игр был отправлен в лабораторию, но ничего необычного в нем найдено не было.
Началась история немного раньше, с юного вундеркинда из Америки.
В 14 лет Роберт выиграл чемпионат США, а в 15 стал международным гроссмейстером. Большинство известных шахматистов видели в нем всего лишь ребенка с необычным складом ума, но когда начинали играть – сталкивались со зрелым мастером, готовым на все ради победы.
В очередном чемпионате США, состоявшемся в конце 1958 года, Фишер опять пришел к финишу первым - 8,5 очка из одиннадцати, без поражений. Решевский отстал от него на одно очко. Особенно много зрителей посетили шестой тур, в котором встретились два вундеркинда разных лет. Эта партия вошла во все сборники дебютных ловушек и комбинаций.
Но вернемся к истории со стулом.
"Злополучный стул" Спасского по его словам мешал ему сосредоточиться, и советская делегация подозревала, что в нем стоит устройство противоборствующей стороны. Правда рентген показал только муху и больше ничего. Борьба в таких матчах, к сожалению, идет не только шахматная.
В следующем матче между претендентов Виктором Корчным и Анатолием Карповым история со стулом приняла немного другой оборот. Напомним, матч между Карповым и Фишером не состоялся. Роберт Фишер выдвинул Международной шахматной федерации FIDE более шестидесяти условий по проведению матча и многомесячные переговоры ни к чему не привели. В 1975 году из-за отказа американца играть ФИДЕ официально объявила Карпова чемпионом мира. Из-за этого Карпов получил прозвище "бумажный чемпион" и ему долго еще пришлось доказывать , что он действительно достоин чемпионского титула!
В те времена шахматисты могли доставить к матчу "свой" стул для удобства и комфорта, как это было в данном матче Корчной-Карпов. Виктор Корчной привез стул от своего швейцарского партнера и его делегация предлагала достать еще один для советской стороны. В итоге Карпову не понравилось, что Корчной мог сидеть выше его, и для Карпова так же доставили специальное кресло. После этого перед каждым туром специально вымеряли, чтобы кресла находились на одной высоте! Звучит как ребячество, но факт.
Некоторые действия действительно казались просто безумными и странными. Корчной выходил на партии в зеркальных очках, что не нравилось Карпову, так как он не видел глаза соперника. Карпов после ряда инцидентов отказался от традиционного рукопожатия перед началом поединка, которое было прописано изначально в документе о проведение матча. В одной из партий Карпову передали за столик йогурт, это вызвало возмущение со стороны претендента, которые предполагали, что по цвету напитка Карпову подсказывали, как надо играть. Тогда этот инцидент получил в советской прессе название "Буря в стакане кефира".
При этом, шахматисты всерьез верили в гипнотические способности каждой из сторон и пытались этому помешать. Кому интересно, почитайте книгу "Антишахматы" Виктора Корчного или статью о том, что умолчали в недавно вышедшем российском фильме "Шахматист".
В утверждениях, что сильные игроки якобы внушают свои мысли противникам, нет ничего нового. В этом подозревали и Ласкера, и Таля, и Алехина, и современных элитных игроков (Корчной особенно обвинял в этом Магнуса Карлсена, не будучи высокого мнения о его шахматных способностях).
По воспоминаниям Виктора Корчного о матче со Спасским: "..после 9-й партии Спасский отсел от стола, где мы играли. Бокс на сцене - небольшой закуток для Спасского у меня за спиной - был оборудован по просьбе Спасского заранее, перед началом матча. Оттуда тяжелыми шагами, с полузакрытыми глазами, как медиум, он приходил делать ход на доске, за которой я сидел. И я потерял всякий контакт с моим противником. Запомнилась мне 13-я партия матча. В хорошем положении я задумал матовую комбинацию с жертвой ферзя. Какой-то голос нашептывал мне: «Ну, давай, жертвуй, будь мужчиной!» И я отдал ферзя. А мата не оказалось, и я тут же сдался. И я ушел со сцены и пошел одеваться. А когда через несколько минут я проходил через сцену, уже в пальто, Спасский все еще сидел за доской, которую я покинул. Как объяснить его поведение? По-видимому, запрограммированный быть медиумом на протяжении пяти часов, он все еще не мог понять, что случилось, почему после трех часов игры он больше не нужен... " В.Корчной. "Шахматы без пощады"
А как вы считаете, все это может быть правдой и борьба идет не только за шахматной доской?
Делитесь своими мыслями в комментариях!
Читайте еще больше интересного у нас на сайте https://chessway.ru/nainteres