13 мин.

«Чемпион мира» - фильм, за который стыдно

Вот, справа, он – кумир всего народа,

Пьет лишь кефир в ответственный момент!

Вот, слева, он – без племени, без рода,

С презрительным названьем – «претендент».

Л. Сергеев. Конец 70-х гг.

 

Приветствую, друзья.

Не так давно в прокат вышел отечественный фильм «Чемпион мира», посвящённый матчу за шахматную корону между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. В Сети фильм собрал уже немало отзывов и давать комментарии уже поздновато, но всё же, всё же... Хотелось бы поделиться с вами своим мнением об этом весьма неоднозначном фильме.

Скажу сразу, тут не будет попытки оценить игру актёров, декорации, монтаж и попадания в образы, – пусть этим занимаются кинокритики. Хотелось бы уделить внимание лишь «исторической справедливости» – правдивости демонстрируемых нам событий и характеров. Оговорюсь вначале, что данная точка зрения – сугубо личное мнение автора и никоим образом не попытка навязать кому-либо свою позицию и уж тем более не желание возвысить или, наоборот, оскорбить конкретного шахматиста.

Уже в самом начале фильма сделано всё, чтоб искусственно сформировать у не искушённых зрителей образы главных персонажей: Карпов – симпатичный юноша, талантлив и не покорен власти, ему выпало сопротивляется тяжелым ударам судьбы (болезнь отца, отношения с любимой женщиной) и бороться с прозвищем «бумажного чемпиона»; Корчной – эксцентричный и, порой, истеричный предатель и фанатик потусторонних сил, он мнителен и тщеславен, а для достижения цели не брезгует самыми грязными методами. Но так ли это? Я предлагаю вам разобрать ключевые моменты фильма через призму воспоминаний современников тех событий и людей, а так же непосредственных участников матча – Корчного и Карпова.

 Сам фильм уже начинается с искажения исторических фактов. В 1961 году 10-летний Карпов, действительно, встречался в сеансе одновременной игры с приехавшим в его родной Златоуст Корчным. Но не проиграл, а свел партию вничью.

"Корчной держался чрезвычайно энергично - энергично двигался, энергично переставлял фигуры. Его лицо улыбалось, но в глазах плавало ядовитое злорадство. Ему нравилась демонстрация собственной силы, нравилось уничтожать беспомощных соперников" (Карпов "Сестра моя Каиссса").

А вот случай с «зевком» ферзя случился в другом сеансе юного Анатолия – против М.М. Ботвинника.

Карпов: "Когда я увидел, что гроссмейстер зевает ферзя, то обратился к мастеру, ассистенту Ботвинника, чтобы тот предложил сеансеру взять ход назад. Экс-чемпион мира отказался, и тогда я, не желая получать "незаконное" очко, умышленно допустил ответный просмотр, приведший партию к ничьей".

Таких искажений в фильме - множество, например встреча Карпова и Фишера (фактически, они встречались трижды - в Токио, Кордове и Вашингтоне, но перед Матчем в Багио к Фишеру приезжал... Корчной!) или огромный счётчик Гейгера, принесенный претендентом на партию, либо тот факт, что Виктор Львович "запинал Петросяна до больницы". Есть и полностью выдуманные сюжеты, например встреча чемпиона и претендента на петушиных боях (да кто бы Карпова туда отпустил!), поедание хот-дога во время партии, эксцентричные выкрики Корчного со сцены... Но это, пожалуй, мелочи. Любой режиссёр, в угоду сюжету, так или иначе исказит факты, придаст им соответствующую окраску или подтасует события. Недаром Википедия пишет: "В основе сценария лежат исторические события с элементами вымысла". Поэтому обойдём такие моменты вниманием и больше сосредоточимся на том, что так старательно предлагают нам создатели фильма - на личностях.

Виктор Корчной

Каким в фильме предстаёт Виктор Львович?

Полуоткрытый рот, развязные манеры, неопрятность в словах и поступках. Неприятный тип. Какие факты его биографии освещены (и то - с его только слов)? Он вырос в блокадном Ленинграде и играл в бомбоубежище при свете свечи и... Всё!

Как он становился шахматистом? Кто его родители? Почему сбежал из страны? Кто был в его команде на матч? Где его семья? А, ну да, фильм-то не о нём, а о Карпове.

Я не зря задаюсь вопросом, почему Корчной решил остаться на Западе. В фильме всё предельно ясно - деньги! Ему снизили гроссмейстерскую стипендию, в придачу не любят и не ценят... Только ли из-за этого?

Что в фильме сказано о его сыне, которого сразу после "эмиграции" Злодея посадили в тюрьму и выпустили только после того, как шахматная корона осталась в Союзе?

Впрочем, я не буду описывать весь его жизненный путь. Это сделано давно, и куда более профессионально, Генной Сосонко в книге "Злодей. Полвека с Виктором Корчным". Рекомендую.

Вкратце лишь позволю себе сравнить "киношного" Корчного, с тем, которого я знаю из книг и интервью тех, кто был знаком с ним лично. Мог ли Виктор Львович позволить себе грубые и даже желчные высказывания о своём сопернике? Определённо. Но при этом нет ни слова о том, что о нём писали в Советской прессе. Был ли он приверженцем оккультизма и потусторонних способностей? Да. Была ли у него ненависть к своему противнику и стране, откуда он сбежал? Сполна.

Мог ли он подбросить змею в номер чемпиона? Вёл ли развязный образ жизни? Кричал ли Корчной со сцены, что он "уничтожил Карпова"? Нет, это ложь.

В экранной интерпретации образ Злодея собрал в себе все худшие и гротескно раздутые черты его характера, без освещения тех реальных событий и фактов, имевших место в его биографии, которые бы навредили киношному образу антигероя.

Владимир Зухарь

Один из персонажей, имевших прямое отношение к матчу, но так слабо освещённый в фильме.

"Перед 4-й партией др. Эйве временно покинул Багио. И тогда в зале появился один странный субъект - человек, бесспорно, связанный с Карповым. Во время игры он также внимательно разглядывал меня. Мы хотели получить информацию, кто это такой, но советские не спешили раскрываться: «Придет время — скажем»." (Корчной "Антишахматы").

Владимир Петрович Зухарь - советский доктор медицинских наук, психолог, парапсихолог и гипнотизёр. По крайней мере, так о нём пишет Википедия. Если честно, я не верю во всю эту ахинею с гипнозом и передачей мыслей на расстоянии. Но Виктор Львович верил и штаб чемпиона использовал его мнительность на всю катушку. Доктора Зухаря усаживали неизменно в первый ряд, откуда он пристально разглядывал претендента, что не могло не действовать ему на нервы.

После нескольких жалоб штаба Корчного, было достигнуто «джентльменское соглашение» о местонахождении Зухаря в зале (его пересадили на седьмой ряд, после чего у Карпова началась череда поражений), нарушенное советской стороной во время последней, 32-й партии матча. В ответ на заявление секунданта претендента гроссмейстера Кина о нарушенном соглашении, Батуринский произнес знаменитую фразу: «Считайте, что мы не джентльмены!».

Виктор Батуринский

Совершенно карикатурной представлена минутная роль всесильного начальника всех шахматистов в СССР. Виктор Давыдович (в исполнении Сухорукова) является миру эдаким улыбливым (я не опечатался, именно улыбливым) завхозом-лизоблюдом, ответственным только лишь за наличие стольки-то единиц шахматных досок.

Слово Генне (ну или Геннадию Борисовичу, кому как привычней) Сосонко, современнику тех событий:

"Виктор Батуринский два десятка лет стоял во главе советских шахмат. Умный и циничный, держащий слово и жестокий, щедрый и прагматичный, грубый и мягкий - это был всё один и тот же человек, смешной и страшный, остроумный и тупой...

... Рассказывают, как на одном из заседаний федерации, когда обсуждалось поведение совершившего какой-то проступок шахматиста, Батуринский бросил в сердцах: «В 41-м под Москвой мы таких расстреливали». Хотя были уже 70-е годы, повисла тишина. Виктор Давыдович знал, о чем говорил: в начале войны он работал следователем в Москве, а потом в СМЕРШе, где функция прокурора была простой — штамповать решения военно-полевых судов..." ("Мои показания")

И роль Батуринского в успехе советской команды трудно переоценить, жесткий и влиятельный, он прекрасно знал как юридические тонкости шахмат так и способы их трактования. Это вам не команду комплектами фигур обеспечивать.

С этим соглашался как Карпов: "Он был замечательным администратором, и если бы мне снова пришлось играть матч на мировое первенство, я, не задумываясь, пригласил бы его на роль руководителя делегации, ведь он представлял меня с 1978 по 1985 год в четырех матчах, и представлял достойно";

так и Корчной: "Хотя Батуринский был послушный солдат и хорошо исполнял приказы начальства, он был прекрасным юристом, и это его заслуга, что тогда в Багио советские так замечательно держались на переговорах и что Карпов обязан ему многим, очень многим. Батуринский был достойный защитник его, всей системы, и роль свою выполнил блестяще".

Петра Лееверик

Киношная Петра появляется в паре кадров как молодая девушка, истово аплодирующая блестящим ходам своего патрона-Корчного. Эдакая кокетка, вьющаяся около претендента и ненавидящая Советы.

Интересно, режиссер знал, что Петре Лееверик на от момент было 48 лет, десять (десять, Карл!) из которых она провела в советских лагерях?

Ей действительно было за что ненавидеть Советы.

"...Она была на три года и на много-много лет старше Виктора: когда они познакомились, он только начинал жизнь в незнакомом мире, известном Петре с рождения. Уроженка Вены, Петра Хайне вскоре после окончания войны, в августе 1945 года, перебралась в Лейпциг. Девушка поступила в университет, стала членом католической студенческой организации, но когда годом позже вернулась домой на каникулы, её арестовали в советской зоне столицы Австрии, предъявив обвинение в шпионаже в пользу Америки. После трёх дней в подвале и стоянии по щиколотку в ледяной воде она подписала приговор, не понимая ни слова по-русски. Язык она выучила в воркутинском лагере, где провела половину своего двадцатилетнего срока.

... Петра стала для него не только подругой (официально брак был оформлен в 1992 году), но и секретарём, экономкой, менеджером, телохранителем и шофёром. Помимо этого она исполняла роль налогового советчика, адвоката и даже секунданта на матчах за мировое первенство...» (Г. Сосонко "Петра" в кн. "Злодей. Полвека с Виктором Корчным")

Петра в Матче (реальном, не киношном) бодалась с таким монстром как Батуринский, составляла и отстаивала официальные документы, переводила их с пяти языков, водила автомобиль и много-много чего еще. Это был пример воистину волевой и бесстрашной женщины. И эта девочка в кадре, с голливудской улыбкой - она?

Гроссмейстеры-секунданты

Кто эти люди, окружающие Карпова и зачем они нужны? Ведь решающие ходы Анатолий находил самостоятельно, анализировал отложенные позиции сам, вон даже кровь из носа пошла, для пущего драматизма. Решающую партию "затащил" благодаря своей исключительной на варианты памяти и девушке, нашедшей нужный ход (об этом скажем отдельно ниже).

Михаил Таль (экс-чемпион мира, официально ехал как корреспондент), Юрий Балашов, Игорь Зайцев. Ну и почти все топовые гроссы Союза. Вот кто действительно анализировал позиции ночами и готовил чемпиону дебютный репертуар, слал телеграммами варианты, пока чемпион набирался сил перед очередной партией за игрой в карты или теннис. Но какой же зритель будет переживать за такого Карпова (к слову - одного из консультантов фильма...)? Вся эта колоссальная работа в фильме легла на плечи юного Анатолия.

В заключении отмечу пару важных моментов, ставших ключевыми в Матче.

Рукопожатие

Известно, что в восьмой партии, чемпион отказался от рукопожатия с претендентом.

"Восьмая партия. Я пришел на игру — Карпов не поднялся. Я сел, протянул руку. Карпов ответил, что с этого момента не будет обмениваться со мной рукопожатием. Я обратился к главному судье: «Вы понимаете, что происходит?» (по достигнутому перед матчем соглашению Карпов обязан был предупредить о своем решении судью заранее, чтобы тот успел предупредить меня). Шмид ничего не понял, похоже, он был не в курсе дела. «Да, я ожидал, что это когда-нибудь случится»,— растерянно пробормотал он и посмотрел на часы, не опоздал ли я." (Корчной, "Антишахматы").

Этот момент действительно стал знаковым в Матче, Советская сторона (вряд ли это инициатива Анатолия Евгеньевича) отказалась от рукопожатия, но и на доске нанесла сильный удар, применив сногсшибательную новинку. Карпов выиграл. Но почему в фильме не хотят отобразить, например, инцидент перед седьмой партией:

"Придя на игру, я увидел сидящего Карпова. Он не поднялся, когда я подошел к столу. Я сел, но тут приподнялся Карпов и протянул мне руку. Он застал меня врасплох, на лице его появилась укоризненная усмешка. Справившись с законом инерции, через секунду поднялся и я..." (Корчной "Антишахматы").

Финальная партия

Решающая, 32-я партия матча. Карпов звонит жене и просит её найти в его архиве партию, где неизвестный мастер победил Михаила Таля. В ходе игры Корчной попадается в ловушку Карпова и на следующий день сдаёт партию.

Слово очевидцу событий и секунданту чемпиона Юрию Балашову:

"Наконец, 27-я была выиграна, но тут же последовало поражение в 28-й в открытом варианте испанской партии. В этот момент руководитель делегации В. Д. Батуринский сообщил нам, что из Москвы в Багио вылетает Васюков (советский гроссмейстер - прим.), который привезет найденные гроссмейстером Е. Геллером новые идеи в открытом варианте.

...И наконец, о подготовке к 32-й партии, на которую у нас было два дня. Собравшись утром вместе, мы попросили Васюкова показать, что придумал Геллер. Он начал что-то показывать, но все это мы знали и без него. Выяснилось, что Васюков не может вспомнить ту самую идею, из-за которой, собственно, он и прилетел в Багио. ... Я сказал Васюкову, чтобы он отправлялся обратно в гостиницу и сформулировал свои мысли в этом варианте. А Михаила Нехемьевича я попросил сопровождать Васюкова и попытаться ему помочь. Честно говоря, не верилось, что это удастся. Но произошло чудо. В знаменитом романе В. Богомолова «В августе сорок четвертого» есть такая фраза – «прокачать на косвенных». Что-то похожее удалось сотворить Талю. Часа через три Таль с Васюковым вернулись, и уже по сияющим глазам Таля было видно, что все получилось." (Ю. Балашов "Прокачать на косвенных" chesspro.ru).

Вот как...

Таким образом режиссер и сценарист предлагают нам гипертрофированный образ злодея-Корчного (ныне покойного) и идеализированного героя-Карпова (ныне заседающего в Госдуме), искусственно раздувая их сильные и слабые стороны, но совершенно забывая о второстепенных персонажах, имевших определяющее влияние на матч.

В заключение, позволю себе дать вам совет, если еще не смотрели фильм, прочтите (это недолго) пару эссе Генны Сосонко - "Мои показания" в одноимённой книге и "Петра" в книге "Злодей. Полвека с Виктором Корчным". Познакомьтесь, для полноты картины с главами 18-20 (тут чуть дольше) Корчновских "Шахмат без пощады". Наконец уделите время книге Карпова "В далёком Багио".

А вообще, напишите в комментариях (не для "накрутки", нет - думаю, вряд ли тут в будущем появятся посты, хотя идея занятная) смотрели ли вы фильм, знакомы ли с историей демонстрируемых событий и, главное, ваше впечатление от увиденного? Интересно ваше мнение.

Подытожить же всё хотелось бы своим (сугубо личным!) мнением о фильме - однобокость, гротеск и откровенное враньё.

Извините, если мои суждения где-то выглядят резкими.

Вскипело.

Успехов вам!