«Менчик любит разменчик». Самая грозная шахматистка умерла непобеждённой всего в 38 лет
Вера Менчик была первой королевой женских шахмат. Однако борьба с соперницами ей надоедала, тогда она переключилась на мужчин и обыгрывала каждого, кто садился с ней за шахматную доску. Шахматистка, рождённая в Российской империи, стала настоящим феноменом первой половины XX века. И никто не знает, что было бы с её блестящей карьерой дальше, если бы не ранняя смерть.
Вера родилась в Москве в 1906-м году, однако русской крови в ней не было. Её отец был чехом, а мама — уроженкой Англии. Оба родителя трудились в дворянском имении: муж был управленцем, а жена числилась на должности няни. К шахматам Менчик приучил отец: он с ранних лет сажал девочку за доску и рассказывал о всех тонкостях, которые знал сам.
Революция 1917-го заставила семью сменить место жительства. Так в 1921-м Вера оказалась на исторической родине своей мамы — семья переехала в Лондон, где Менчик и продолжила взбираться на вершину шахматного Олимпа. Тем не менее, о детстве Веры в России всем напоминает старая поговорка: «Вера Менчик любит разменчик».
Девушке был всего 21 год, когда она стала чемпионкой мира. Из одиннадцати соперниц десять сами складывали короля, и только одна смогла довести дело до ничьей. Это дало Менчик повод думать, что партии с женщинами чересчур скучны и ей впору будут состязания с мужчинами. Амбициозно, но оправдано. Гроссмейстерша стала появляться на мужских турнирах, где она стабильно добиралась до призёрских позиций. Она не терпела снисходительного отношения или подачек, а потому турниры с гениальной шахматисткой собирали много внимания.
Её соперники проигрывали с достоинством, признавая мощь английской леди. Во время турнира в Карлсбаде в 1929-м австрийский мастер шахмат Альберт Беккер в шуточной манере предложил основать «клуб Веры Менчик», в который входили бы все, кто проигрывал шахматистке, а те, кто играл в ничью, считались бы кандидатами. Все посмеялись, только вот уже в третьем раунде турнира сам Беккер сдался Менчик. Его тогда признали официальным президентом новосозданного клуба. В его рядах оказались десятки топовых шахматистов. Одним из таких был, например, Макс Эйве, с которым не совладал сам Алехин.
Менчик, однако, создавала опасные моменты для соперников не только на доске. Однажды Вера обыграла голландского шахматиста дважды по ходу одного и того же турнира. Больше всех этому возмутилась супруга мужчины: по её версии он просто заглядывался на красотку за доской и не видел, как она его облапошивает. Тем не менее, после посещения одного из поединков шахматистки все вопросы отпали — первой красоткой она не была, но вот в шахматах оказалась неподражаема.
В женских турнирах ей не было равных: она ни разу не проиграла, а шахматная корона принадлежала ей на протяжении всей карьеры. Гегемония Менчик могла продлиться по ощущениям ещё очень много лет, но во время Второй мировой войны девушка умерла. В 1944-м во время погрома Лондона боеголовка угодила ровно в то место, где жила Вера со своей семьёй. 38-летняя гроссмейстерша ушла на тот свет, так и не узнав поражений.