8 мин.

Есть гравюра, на которой Ленин и Гитлер играют в шахматы. Это фейк – почти 100%

Изучаем работу Эммы Левенштамм.

«Игра в шахматы – Ленин с Гитлером – Вена 1909» – под таким названием гравюру художницы еврейского происхождения Эммы Левенштамм выставили 1 октября 2009-го на аукционе Mullock’s с минимальной ставкой в 40 тысяч фунтов стерлингов. За ту же сумму продавался другой лот – шахматная доска, изображенная на офорте.

Тогда покупателей не нашлось. Как и в 2010-м, и в 2011-м. Уже девять лет о судьбе гравюры ничего неизвестно.

Ныряем в историю и разбираемся, мог ли такой сюжет быть реальным.

Художница и гравюра: есть версия, что Эмма учила Гитлера шахматам и запечатлела сцену в своем салоне

Эмма Левенштамм – художница, переехавшая в Вену еще в конце XIX века и покинувшая город незадолго до начала Второй мировой войны. Она умерла в Праге в 1941-м.

Что важно знать о женщине в контексте истории с гравюрой? Она любила писать портреты известных людей прошлого и настоящего (Лев Толстой, Сократ, Людвиг ван Бетховен, Артур Шопенгауэр, Рихард Вагнер в списке). Псевдодокументальный офорт в число таких портретов можно занести только постфактум – в 1909-м Ленин еще не стал вождем революции, а Гитлер даже не начал политическую карьеру.

Считается, что местом встречи Ленина и Гитлера стал дом художницы, служивший салоном для политических вольнодумцев. Тут важен источник: это формулировка из 300-страничного досье Феликса Эднхофера.

Когда Левенштамм спешно покидала Вену, она оставила имущество экономке. Феликс Эднхофер – правнук той самой домоправительницы, он обнаружил гравюру в 1984-м, всерьез ею заинтересовался и составил огромную доказательную базу подлинности: прикрепил отчеты судмедэкспертов и искусствоведов, подготовил подробную биографию Левенштамм и подтвердил, что она давала Гитлеру уроки живописи.

Продажей гравюры занялся уже сын Эднхофера – Феликс умер в 1990-х. Эксперт аукциона Mullock’s Ричард Вествуд-Брукс стал главным защитником подлинности офорта. Он акцентирует внимание на подписях – это правда, на оборотной стороне есть автографы Гитлера и Ленина: «Подписи прошли экспертизу, сама гравюра подверглась научному анализу. Мы пришли в заключению, что подписи на 80% подлинные – это очень высокий процент».

С подписями возникает другая проблема – зачем их вообще ставили? Профессор Кембриджского университета Ричард Эванс резонно замечает: «Было бы крайне странно подписывать подобный документ». Главное – в 1909-м встреча не несла никакой исторической ценности.

А есть ли свидетели? Синтия Бландерборо рассказывала, что ее отец, Гораций Бландерборо, присутствовал на той встрече: «До шумихи вокруг офорта я была уверена, что шахматная партия Гитлера и Ленина – общеизвестный факт. Папа рассказывал мне эту историю в детстве, я даже помню конкретный день – 31 января 1933-го, Адольф Гитлер пришел к власти в Германии. Папа подавился тостом, прочитав новость в утренней газете». По словам Синтии, отец познакомился с Гитлером в венском шахматном клубе, и они часто играли вместе, хотя Гораций называл Гитлера «грубым бездельником».

Никаких других доказательств существования Горация Бландерборо нет.

Гитлер в молодости бедствовал и рисовал картины на продажу. Аукционный дом, который продавал гравюру, пытался сбыть множество подделок

В 1909-м Гитлеру было всего 20 лет. К тому моменту он дважды провалил вступительные экзамены в Венскую художественную академию и жил на пособие, пытаясь заработать хоть какие-то деньги продажей картин. В этом ему помог Рейнольд Ханиш, который жил в том же общежитии, что и Гитлер. Пока Адольф писал акварелью, Ханиш искал потенциальных покупателей. Уже в 1910-м союз распался – Гитлер обвинил товарища в тайной продаже одной из картин.

Ханиш позднее рассказывал о бедственном положении Гитлера в 1909-м: «Напротив своей кровати я увидел человека в старых и рваных брюках. Это был Гитлер. Его остальная одежда проходила чистку от вшей, так как до этого он целыми днями бродил по трущобам». Только через некоторое время он приобрел сносное пальто, но внешний вид изменился не сильно: «Из-под грязной черной шляпы его длинные волосы падали на воротник. Истощенное, голодное лицо было покрыто черной бородой».

Ханиш, кстати, упоминал другую любопытную деталь – Гитлер постоянно обвинял евреев, цыган и славян в том, что те заполнили Вену, а немцы и австрийцы остаются безработными. Как-то не вяжется с шахматной игрой против российского революционера в компании художницы еврейского происхождения.

К тому же Гитлер на гравюре не похож на 20-летнего юношу. Вествуд-Брукс парирует: «Это изображение – произведение искусства, а не фотография». Но ведь Левенштамм никак не могла предугадать, каким Гитлер будет через десять или двадцать лет.

Есть одно очень странное совпадение – аукционный дом, пытавшийся продать гравюру, разыграл 77 лотов, связанных с творчеством Гитлера (акварельные работы, картины маслом и эскизы) на сумму более 300 тысяч евро в период с 2009-го по 2017-й. Голландский журналист Барт Друк исследовал картины и доказал, что многие работы не принадлежат Гитлеру.

Аукционный дом признал, что большинство проданных картин – подделка.

Ленин действительно любил шахматы, но не факт, что был в то время в Вене

Гитлер постоянно жил в Вене с 1907-го по 1913-й, а с Лениным сложнее: ни в одной из работ, посвященных его биографии, нет информации о визите в австрийскую столицу в 1909-м. В то время Владимир Ильич жил в Париже, летом отдыхал в деревне Бонбон в Бретани (северо-запад Франции) и выезжал в бельгийский Льеж с докладом для членов социал-демократической партии.

Вествуд-Брукс и этот аргумент не считает убедительным: «Некоторые эксперты ставят под сомнение факт, что Ленин был в Вене в 1909-м. Хочу сказать, что нет и никаких свидетельств, что Ленин не был в это время в Вене».

Шах и мат.

Снова возникают вопросы к внешности. Лондонский историк и автор книги «Заговорщик: Ленин в эмиграции» Хелен Раппапорт недоумевает, что кто-то всерьез узнает в изображенном на гравюре человеке Ленина: «Он был лысый, как летучая мышь, с 1894-го, волосы у него были только по бокам головы. Владелец гравюры утверждает, что Ленин мог носить парик – чушь. Хорошо известно, что Ленин надевал парик лишь летом 1917-го, скрываясь от преследований в Петрограде».

В полном собрании сочинений Владимира Ленина есть письмо брату, датированное 17 февраля 1910-го: «Дорогой Митя! Получив твою задачку, я чуточку раззадорился на шахматы, – а то было совсем, совсем все перезабыл. Не играл, кажись, год, а всего за последние годы сыграл несколько гусарских и полугусарских партий».

А вот венский экскурсовод Андрей Шадрин считает, что Ленин все-таки приезжал в Вену и посещал дом Левенштамм: «Здесь у него был такой единомышленник, мысленный соратник – Виктор Адлер. Он бывал в этом доме, и, Ленин вполне мог прийти сюда, чтобы встретиться с Адлером».

Ленин, кстати, высоко ценил шахматы. Министр земледелия царской России Александр Наумов вспоминал: «Единственное, что он признавал и любил, как развлечение, – это шахматы, в которых обычно оставался победителем даже в борьбе с несколькими противниками». Существуют подлинные фотографии игры Ленина с писателем Максимом Горьким и революционером Александром Богдановым, снимки сделаны в Италии в 1908-м.

Версии

Полемика вокруг гравюры сводится к двум мнениям: либо Эмма Левенштамм действительно запечатлела шахматную партию Ленина и Гитлера, либо встречи не было, а офорт создали из художественных побуждений.

Версия с подлинностью гравюры слишком неубедительна: список неоспоримых фактов заканчивается на том, что Гитлер был в Вене в 1909-м . С подписями все неоднозначно – даже главный защитник гравюры Ричард Вествуд-Брукс не считает это сильным аргументом: «Невозможно с абсолютной достоверностью определить подлинность любой подписи на любом документе любого времени».

Неправдоподобная для 1909-го внешность Гитлера и Ленина, финансовые проблемы Адольфа, из-за которых тот был далек от светского общества, и отсутствие хотя бы какой-то информации о визите Ленина в Вену в то время – слишком много несостыковок, чтобы претендовать на историческую истину.

Получается, Ленин с Гитлером не играли в шахматы в Вене в 1909-м. Но тогда как и где появилась гравюра? Ведь в 1909-м никто бы не стал придумывать сюжет о неудачливом художнике и русском эмигранте. Существует версия, что гравюра – результат гораздо более поздних манипуляций, например, 1930-х годов, когда Гитлер стал фигурой мирового масштаба. В таком случае офорт можно воспринимать в качестве сатирического комментария на политические события, подлинный замысел которого исчез в долгой безвестности.

А кто же автор? Самое время напомнить, чем увлекалась Левенштамм в начале пути – писала портреты известных исторических личностей.

Хотя в 1909-м Гитлер хотел прославиться совсем иначе.

Шахматный гений из США таинственно исчез в 19 лет: родные так и не заявили в полицию – а его профиль до сих пор висит на сайте ФИДЕ

Вы не следите за шахматами, а там – удивительный мир. Интервью нашего чемпиона о договорняках, обманщиках, Путине и Навальном

Фото: wikipedia; globallookpress.com/Scherl; РИА Новости/Е. Валуа