11 мин.

Нокауты, скандалы и именитые бойцы. Почему бои в Казани запомнятся надолго

Алексей Алехин всю неделю не отходил от Поветкина, Лебедева, Ваха и компании.

«Зае...сь!»

alt

– Зае…сь! – отвечает по-русски филиппинец Марвин Сомодио и улыбается до ушей. Марвин – тренер Дениса Лебедева, помощник великого Фредди Роуча.

– Это Денис тебя русскому учит?

– Не только. Руслан Проводников, Виктор Постол, Егор Мехонцев.

Зал Роуча Wild Card, в котором тренировались Джеймс Тони, Джонни Тапиа, Андерсон Сильва и до сих пор тренируются Мигель Котто и Мэнни Пакьяо, сейчас плотно укомплектован русскоязычными боксерами.

Лебедев приехал из Wild Card с двумя тренерами – гиперактивным миниатюрным Марвином и Джастином Форчуном, спецом по физической подготовке. Крепко сбитый, невысокий Джастин когда-то был неплохим боксером, бесстрашным маленьким тяжеловесом и дрался с Ленноксом Льюисом, которому едва доставал до плеча.

На пресс-мероприятиях и открытой тренировке Лебедев появляется и исчезает внезапно.

У Мариуша Ваха целая бригада, человек 8 – настоящая маленькая армия дюжих молодцов в спортивных костюмах цветов польского флага. Пара человек, может, сойдет за полутяжей, остальные весят немногим меньше самого двухметрового громилы Ваха. Вежливые, корректные, приятные ребята с суровыми физиономиями, в нужный момент создают вокруг Мариуша эффект толпы и родного дома. Аплодисменты и одобрительные крики в ключевые моменты, съемка видео на телефон, перевод на русский, тейпирование рук, советы во время боя – Бог знает, что еще они умеют. Вах и Поветкин – старые спарринг-партнеры, считай, коллеги по работе. Никакой злобы и напряжения между ними нет.

«Нервничает, ранимый у меня тренер»

alt

Поветкин весел, он смеется.

– Мой тренер по боксу Иван Кирпа назвал тренера по физической подготовке Андрея Козлова – Козловичем. Нервничает, ранимый у меня тренер, – шутит Александр.

Поражение от Кличко сильно раскрепостило Поветкина. Именно тогда он стал работать с Кирпой – своим сверстником, свирепым в недавнем прошлом боксером-полусредневесом. Это первый тренер, который говорит с Поветкиным на одном языке (Белов и Зимин – люди другого поколения, Тедди Атлас – американец).

На открытых тренировках Кирпа обычно становится рядом с рингом и смотрит на работу оппонента Саши тяжелым, пристальным взглядом. Необходимый человек для любого бойца, выстраивающий между своим боксером и отвлекающим его окружающим миром виртуальную стену с вышками и пулеметными гнездами.

Теперь Поветкин выглядит необычайно расслабленным перед боями. Кирпа как будто взял все напряжение Александра на себя.

По лапам под AC/DC

alt

На открытой тренировке Лебедев ограничивается небольшой разминкой. Поветкин проводит несколько комбинаций по лапам под AC/DC. Хорошо, но мало.

Вах с командой устраивает целое представление. На ринг Мариуш выходит уже разогретый, с затейпированными, как перед боем, руками. С тренером Вильческим выдает плотный бой в телефонной будке. Вильческий наступает вперед, Вах бьет контрудары, закрывается локтями от ударов по корпусу. У тренера слетает кепка, а боксер остается в своей. Наконец, Вах бьет свою коронку – длинный правый прямой – черт, рука вылетает очень быстро для громилы весом 111 кг.

«Мы очень переживаем и выражаем свое сочувствие», – говорит один из членов команды Мариуша Ваха перед тренировкой и просит почтить минутой молчания жертв авиакатастрофы в Египте.

«Принесите мой пистолет – я пристрелю эту суку!»

alt

Огромный зал со здоровыми хрустальными люстрами, роскошным ковровым покрытием и красными стульями. Здесь вполне уместным выглядел бы концерт Ника Кейва и The Bad Seeds или, скажем, Аманды Палмер. В зале полно народу, боксеры, телевизионщики, оправившийся от ранения Мануэль Чарр вовсю дает интервью.

– Страшно хочется пить и есть, – смеясь говорит Ола Афолаби, противник Рахима Чахкиева. Хорошее настроение перед взвешиванием – далеко не про всех боксеров, но Афолаби – веселый, энергичный, остроумный. Афолаби – мастер неожиданных апсетов и поздних замен. Ола то дерется по три раза за год, то подолгу сидит без боев: «Если бы удавалось драться почаще, думаю, моя карьера была бы более успешной». Его стиль – узнать о поединке за несколько недель, приехать и побить фаворита. Иногда получается, иногда нет, но именно так он прикончил экс-чемпиона Орлина Норриса и знаменитого нокаутера Энцо Маккаринелли. В декабре Маккаринелли проводит бой в Москве против Роя Джонса. «Энцо – хороший парень, всегда был вежлив со мной, но он уже не держит удар. Думаю, Рой победит».

Мы обсуждаем с Афолаби все на свете: его татуировки («новые я бью поверх старых, одну сделал по пьяной лавочке»), боксеров на весах («Бивол тренируется в Wild Card? Год там не был. Выглядит быстрым»). Раньше Афолаби тренировался в Wild Card постоянно, спарринговал с Джеймсом Тони, который повлиял на него, как Пушкин на Гоголя. Тони – экс-чемпион в четырех весах, глыба, человечище и личность с легендарно скверным характером.

– Твое самое смешное воспоминание о Джеймсе?

– Да их много! Когда мы спарринговали первый раз, я начал копировать каждое его действие, раз за разом. Он взбесился, толкнул меня и стал кричать: «Принесите мой, б…, пистолет – я пристрелю эту суку!» В тот же день он подошел ко мне и сказал, что это был крутой спарринг. Джеймс не особо это показывает, но он хороший парень. Просто при первом общении он тебя прощупывает, проверяет, и, если прогнешься, он не будет тебя уважать».

На взвешивании бойцы выглядят контрастно: Чахкиев – монументальный, с лепной мускулатурой, Афолаби – по-кошачьи расслабленный.

«Три раунда и у него кончился бензин»

alt

Если бы в боксе, по примеру UFC, давали бойцам премии за лучшие выступления, то «Нокаут вечера» получил бы Дурадола, а «Лучший бой вечера» – Чахкиев и Афолаби.

Кудряшов выглядит и дерется как русский богатырь, нарисованный автором комиксов вроде Майка Миньолы или Фрэнка Миллера. Внушительные габариты, боярская борода и быстрые, очень быстрые нокауты.

– Нигериец – не лучше Кудряшова как боксер, но он посмотрел его бои, изучил вопрос, – говорит пьющий боксер-семираундовик, хороший тренер с плохим характером.

Все правда, но Дуродола взял бой не только расчетом, но и наглостью. Не экономя силы на весь поединок, нигериец бомбил Кудряшова связками ударов. Немыслимым образом выдержал удары Дмитрия и поставил его к канатам. Привыкший к быстрым нокаутам, Кудряшов забыл о защите. Похожий на добродушного медведя, рефери Джей Нейди внимательно следил за висящим на канатах Кудряшовым. После нескольких пропущенных боксером ударов, Нейди остановил бой.

Олимпийский чемпион Чахкиев последнее время боксирует в силовой, вышибающей дух манере. В самом начале боя он пробовал Афолаби на прочность ударами через защиту. Уроки от Джеймса Тони не прошли даром, Ола видел все удары, смягчал каждый движениями корпуса. Чем ближе британец к противнику, тем лучше у него получается защищаться. Ола, по заветам старика Джеймса, явно собирался проводить бой по нарастающей, выдавая все больше и больше с каждым раундом. Планы Афолаби скорректировала сечка, полученная от случайного столкновения головами. Поняв, что бой могут остановить, он стал действовать гораздо острее и в итоге поймал Чахкиева на встречный левый крюк. Рахим лежал лицом вниз, а проходящий мимо ринга рефери Стив Смугер бросил: «три раунда и у него кончился бензин».

alt

– А Чахкиев хороший парень? – спрашивал у меня Афолаби перед боем.

– Да, – говорю, – очень приятный человек.

– Возможно, тогда я ошибся. Мне он показался немного надменным, но каждый настраивается перед боем по-своему.

После поединка Афолаби братается с Рахимом и поднимает ему руку.

«За 15 минут он придумал три разные причины не продолжать бой»

alt

«Аргентинца посадили на первый же поезд», – кричат фанаты в коридорах спортивной арены. Там, к моему удивлению, разливают пиво и продают магнитики с бородатым Лебедевым. Аргентинец – экс-чемпион IBF Куэнка. Трояновский выглядел увереннее, когда боксеры неожиданно налетели друг на друга. Куэнка упал, а когда поднялся – начал апеллировать к рефери и тот остановил бой.

Минут пятнадцать рядом с рингом творился настоящий бедлам. Супервайзеры пронзительно орали по-испански, секунданты Куэнки лезли драться. Что произошло не понимали ни комментаторы, ни зрители.

«Это было не очень приятно, если честно», – говорил после флегматичный Трояновский, ставший чемпионом IBF.

Куэнка и его люди уверяют, что аргентинец, апеллируя к рефери, просил положенное время на восстановление после случайного удара коленом в голову. «Он не хотел драться», – рявкал усатый рефери. «За 15 минут он придумал три разные причины не продолжать бой», – говорил Трояновский.

«Договорились, что завтра мы снова друзья, но не сегодня»

alt

В главных боях вечера было меньше драмы, больше выверенности и домашних заготовок.

Летя на настил ринга, противник Лебедева, Латиф Кайоде, делает жест рукой, типа «нет нокдауна», но свирепый рефери Смугер открывает счет. Кайоде – бывший спарринг-партнер Лебедева. «Мы с ним договорились, что 5-го ноября мы снова друзья, но 4-го нет», – сказал Денис.

В рингсайде между тем Президент Татарстана, мэр Казани, Никита Михалков, Владимир «Ералаш» Сычев, Анастасия Волочкова, самая крутая женщина-борец сумо Олеся Коваленко, местные красотки, боксеры сборной. Но главная звезда – экс-чемпион мира в тяжелом весе Леннокс Льюис. Льюису – 50, но выглядит он моложе, кажется, дай ему пару раундов, и он готов со смаком навалять кому-нибудь из молодежи.

alt

Денис между тем заканчивает бой досрочно. Стиль, привитый Лебедеву Роучем, – минимум риска, максимум рациональности. Одна из фишек Роуча – умение подобрать новую манеру ведения боя для боксера, пережившего тяжелое поражение. Спросите об этом великого без оговорок Мигеля Котто.

К середине главного боя вечера Мариуш Вах не выглядит даже по-спортивному злым. Меланхоличный великан оказался затянут в неприятную игру – Кирпа и Поветкин использовали его для упражнения в стрельбе по крупной мишени. Как часть подготовки к бою с возможным оппонентом, таким же рослым боксером Деонтеем Уалдером. Вах потерялся и совсем не бьет справа, пропускает апперкоты, даже джеб выбрасывает неохотно, да и не джеб, пожалуй, а, скорее, отгоняющий финт. Леннокс Льюис, поклонник Саши со стажем, уверял, что бой продлится всю дистанцию. Британец чуть-чуть не угадал – победа Поветкина техническим нокаутом в 12-м раунде.

alt

Утро на следующий день напоминает конец кэрролловской «Алисы». Встречаешь в аэропорту главных действующих лиц вчерашнего вечера в их бытовой ипостаси. Скандальный вислоусый рефери обыденно регистрируется на рейс, поляки дружной командой завтракают в ресторане, кто-то пролистывает в телефоны ленту Фейсбука. Но повязка на полскулы у Ваха напоминает о существовании страны чудес.

Фото: Промоутерская компания «Мир бокса»;«Академия Бокса»/Иван Воробьев