6 мин.

Рой не Джонс

Фото: ТАСС

рд

Легенда мирового бокса Рой Джонс-младший пополнил пока еще не очень длинный список иностранных медийных персон, получивших или желающих получить российское гражданство. От конкретной просьбы, обращенной прямиком к первому лицу на встрече в Севастополе, до указа президента России не прошло и месяца. Теперь по мысли Роя Джонса у него не будет препятствий ни для пребывания, ни для ведения разнообразного бизнеса в стране, где, по его мнению, его любят даже больше, чем в Америке. Чего в последних заявлениях великого боксера больше — эпатажа или наивности, — покажут ближайшие месяцы.

Любить по-русски еще не значит — помогать, тем более соотечественнику. Даже если он Рой Джонс — может быть, один из величайших боксеров в истории бокса (и уж точно — самый лучший на рубеже веков), но давно уже переживший пик своей славы. Потешить ее в России — самое простое, а вот с реализацией грандиозных бизнес-планов у новоявленного россиянина определенно будут проблемы. Потому что властям некогда будет заниматься их решением, аплодисменты болельщиков на хлеб не намажешь, а степень своего обожания он явно преувеличивает: о Рое Джонсе большинство россиян и узнало, скорее всего, после общения с Владимиром Путиным. Он же не Жерар Депардье, хотя в своей области даст знаменитому французскому актеру сто очков вперед.

Мотив (или мотивы), подвигнувшие 46-летнего Джонса обрести вторую родину, конечно, важен — но гораздо важнее то, как это было подано и обставлено у нас. Очевидно, Кремль счел фигуру Роя Джонса достаточно знаковой, чтобы решить вопрос быстро и еще раз продемонстрировать миру, что Россия — не страшный монстр на глиняных ногах, а страна, привлекательная во всех отношениях. Вплоть до того, что соотечественником хочет стать пусть и бывший, но все же великий спортсмен, да еще и американский гражданин. Акция, конечно, чисто политическая, вполне в духе прежних времен — с тем отличием, что на исходе советской власти звездой в СССР могли сделать простого американского безработного. А тут бери выше — звезды сами просятся, процесс идет, пусть на поток еще не поставлена даже натурализация действующих спортсменов.

С действующими, однако, все проще и понятнее. Случилась России нужда в дополнительных победах перед сочинской Олимпиадой — удачно подхватили Виктора Ана, которого списали в родной Южной Корее из сборной по шорт-треку; у американского сноубордиста Вика Уайлда причина поменять гражданство оказалась лично-семейная; украинской фигуристке Татьяне Волосожар был нужен сильный партнер. В результате при непосредственном участии этой троицы была добыта почти половина олимпийского золота сборной России. Конечно, самим надо работать, тут хвастаться особо нечем, равно как и осуждать, — ход чисто прагматический и менеджерский. До кучи можно вспомнить золотой бросок Джона Роберта Холдена в финале баскетбольного Евро-2007, есть еще пара-тройка примеров, но не больше. По крайней мере, талантливых боксеров у нас почти всегда своих хватало.

А Рой Джонс как действующий боксер давно вызывает в лучшем случае сочувствие, его поступок спортивной славы России не добавит, да и в плане имиджа рассчитывать особо не на что: ну поговорят немного о странном решении бывшего гения, да и забудут, и не таких забывали. Мало кому из больших спортсменов удается, не тратя особых усилий, оставаться на виду после фактического завершения карьеры, Рой Джонс при всех своих разнообразных талантах здесь — не исключение. На ринге он был абсолютно уникален, в миру от него невозможно требовать такой же адекватности.

Раньше для подтверждения своей неповторимости кудеснику достаточно было просто выходить на ринг. Для него со времен сеульской Олимпиады-1988, где 19-летнего уникума бессовестно засудили в финале, не существовало равных соперников. Джонс на протяжении полутора десятилетий царил на ринге, ему неинтересно было в рамках одной весовой категории, поэтому он стал лучшим в четырех, по ходу освоения каждого очередного веса, вплоть до тяжелого, побив 18 чемпионов мира, и это не единственный его рекорд. Он не возвышал бокс до степени искусства — он и был естественным его воплощением.

Но всё когда-нибудь кончается, тенью самого себя он начал становиться еще 10 лет назад. А нынче, как это ни прискорбно, на ринге мы видим лишь тень от тени великого Роя Джонса. Хотя менеджер Владимир Хрюнов уверяет, что его подопечному по силам завоевать пятый чемпионский титул, и сделать это следует непременно в Москве. «Организовать» титул с помощью подбора подходящего соперника можно, избежать позора российскому американцу вряд ли удастся. Оно ему и нам надо?

В мае 2011-го Роя Джонса в Москве отправил в нокаут Денис Лебедев, но зал едва ли не сильнее аплодировал поверженному ветерану. На этом можно было остановиться, но экс-чемпион еще два раза боксировал в России — правда, имена соперников вряд ли кто вспомнит. Однако на такие мелочи поклонники внимания не обращали: здесь его встречали и провожали как Роя Джонса-прежнего, новая Россия всех бывших привечает. Такое отношение его наверняка и подкупило, сподвигнув в общей сложности на дюжину визитов в Россию, которые боями не ограничивались. Он здесь обретал прежние ощущения и купался в лучах славы.

Проехал страну от Краснодара до Красноярска. Давал пресс-конференции, устраивал мастер-классы, пел и танцевал, играл в баскетбол, да что Рой Джонс только ни делал — живя, как ему казалось, полной жизнью. Может, так оно, в его понимании, и было. Оставалось закрепить ощущение нужности, заодно поправив материальное положение (о проблемах с налогами в США писалось много), чем-то более существенным, чем краткие приезды, — и конкретное желание получить российское гражданство он выразил еще год назад. Похоже, российская сторона сделала все, чтобы эта мысль у Роя Джонса не пропала.

…Политических и иных скользких тем предпочитает не касаться, Америку не ругает, даже наоборот: получение российского гражданства собирается использовать для наведения мостов между двумя странами, хотя никто не мешал ему играть эту роль и без смены статуса. Возможно, желание искреннее, только от Роя Джонса тут мало что зависит, к тому же вряд ли получение российского паспорта обеспечит на родине благосклонный интерес к его российским прожектам.

Прожектов — уйма. Он собирается открыть сеть боксерских школ (с предполагаемым доходом 2–3 миллиона долларов, о чем он как-то обмолвился), тренировать российских профессионалов, сам тренироваться и выступать, концертировать со своими рэп-композициями и записывать треки с российскими рэперами, открыть музыкальную студию, устраивать мастер-классы, стать лицом антиалкогольной кампании вместе с еще одним поклонником всего российского — Стивеном Сигалом, выступать как эксперт на ТВ, продюсировать посвященный единоборствам новый телеканал, путешествовать, выучить за год русский, приобрести квартиру в Москве и дачу в Крыму, и это еще не все, но и так на три жизни хватит.

Про то, каких усилий стоит открыть академию бокса и организовать целую сеть школ, да еще и заработать на них, Рою Джонсу могли бы рассказать его звездные российские коллеги. Может, хорошо, что он не поинтересовался реалиями: чего зря расстраиваться. Боюсь, что и большинство других начинаний ограничится планами — за исключением каких-то имиджевых мероприятий типа участия в крымском боксерском шоу «Сражение у горы Гасфорта» под патронатом небезызвестных «Ночных волков» или съемок в проморолике, посвященном годовщине со дня гибели Сергея Бодрова-младшего, с чтением стихов из культового «Брата-2» (то, что Роя Джонса часто будут использовать втемную, сомнению не подлежит). На такую любовь Рой Джонс рассчитывать может.

За политическим вегетарианцем Роем Джонсом, очевидно, придет черед и «Снеговика» Джеффа Монсона, татуированного бойца и непримиримого борца с американским империализмом, — он следующий реальный кандидат на получение российского гражданства. В качестве возможных претендентов кремлевским политтехнологам можно предложить поработать с Диего Марадоной и Деннисом Родманом — этим крутым парням пиар всегда нужен, шуму будет не меньше.

А больше ничего и не надо.

Источник

 

любовь

И да пребудет с Вами сила