15 мин.

«Я трачу на рестлинг, как минимум, 20 часов в неделю». Как тяжело приходится рестлинг-блоггеру в России

Мы очень долго записывали это интервью с Русланом, потому что его практически невозможно поймать в свободном пространстве. Он постоянно участвует в проектах, связанных с рестлингом и за его точкой зрения следят десятки тысяч поклонников по всей стране. В небольшом интервью Руслан Фадеев рассказал о работе на видео-канале, перспективах рестлинга в России и о проблемах, связанных с авторскими правами на продукцию WWE.

***

Почему выбор пал именно на рестлинг? С чего началось твое увлечение этим видом спорта?

- А выбора особо и не было. Я никогда не был большим поклонником спорта, особенно различных единоборств. До сих пор я считаю их весьма скучными – ни бокс, ни MMA, ни вольная борьба для меня интереса не составляют. Но рестлинг – это что-то совсем иное. В нём намешано столько всего из спорта, популярной культуры и телевизионных шоу, что получается какой-то особый, уникальный коктейль. И один раз попробовав его, становится довольно сложно остановиться.Впервые я познакомился с рестлингом ещё в детстве, в начале нулевых.

Как и многие в то время, постоянно прилипал к экрану телевизора, когда на ТНТ показывали WCW с комментариями Николая Фоменко. С тех пор остались очень несвязные воспоминания. Судя по ним, больше всего меня привлекали жестокость и хаос – невероятные приёмы, удары стульями и всё в этом духе вызывали самый разный спектр эмоций у десятилетнего ребёнка. Вернулся я к просмотру рестлинга в 2011 году, когда программы WWE снова появились на российском ТВ. Хотя главным фактором в возрождении интереса стал мой товарищ, который увлёкся рестлингом примерно в то же время. Я долго не воспринимал всё это всерьёз, но со временем стал вникать и всё больше погружаться в мир современного рестлинга. Сейчас даже забавно и немного стыдно вспоминать свою реакцию на то, когда друг предлагал посмотреть какой-нибудь момент с шоу или, например, документальный фильм.

- Как известно, раньше "деревья были больше" и хочется узнать, какая эпоха рестлинга тебе больше по душе: до аттиттьюды, сам отрезок жестокости или последующий "детский" период?

На самом деле, я не отношу себя к любителям какой-то конкретной эпохи. Меня всегда манили изучение истории, развития чего-либо, и к рестлингу я отношусь примерно так же – мне интересно рассматривать его в комплексе, наблюдать за тем, как он менялся и продолжает меняться с течением времени – это само по себе очень любопытно. В каждой эпохе есть свои плюсы и минусы, свои звёзды, своя атмосфера. Я могу включить WWE восьмидесятых, девяностых, нулевых – и в каждом случае будут получать удовольствие.

Если всё же выбирать одну-единственную эру, я бы остановился на Ruthless Aggression (примерно 2002 – 2007 гг.), причём не столько потому, что я хорошо знаком с этим периодом, а скорее наоборот. Для меня это лишь немного приоткрытая книга, но те страницы, что я видел – оставили невероятное впечатление. Разделение брендов, экспериментальные типы матчей, Энгл и Леснар, Бенуа и Герреро, Хантер и Майклз, начинающие Сина и Ортон – всё это звучит очень здорово. В будущем обязательно познакомлюсь с этой эпохой поближе.

 

- Скажи, а у тебя не было пресыщения реслингом? Эта весна и начало лета получились урожайными на PPV и казалось, что реслинга стало слишком много.

Если говорить непосредственно об этой весне, то пресыщения не было абсолютно. Возвращение турнира King of the Ring было как минимум любопытно, а шоу Elimination Chamber и Money in the Bank традиционно являются для меня одними из любимых – поэтому я всё смотрел с удовольствием (обзор на MITB от Руслана). Весной вообще всё воспринимается с большим интересом. Тут и само время года обязывает, и накладывается эффект «после WrestleMania», когда начинается новый виток истории, проводится пополнение ростера и т.д. Но, в целом, пресыщение рестлингом, конечно, бывает. У меня это случается осенью практически каждый год. Банальная потеря интереса к происходящим событиям и, зачастую, некие прочие дела вынуждают пропустить несколько шоу. Но уже через пару-тройку недель интерес разгорается вновь – и снова хочется смотреть, анализировать, обсуждать.

- Вернемся к анализу. Как ты пришёл к идее видеообзоров? Если мне не изменяет память, то первым PPV, попавшим под разбор полётов, была "Королевская битва" 2013 года.

Да, именно так. Я думаю, в целом, создание проекта было обусловлено желанием общаться и обсуждать рестлинг. Это присуще любому зрителю – редкий фанат рестлинга не выплёскивает свои эмоции после шоу. Мне с этим изначально повезло, потому что у меня есть друзья, также увлекающиеся данным видом спорта и с которыми мы смотрели все значимые шоу и обсуждали их между собой. Поэтому я в первые месяцы своего увлечения даже не был активным участником интернет-сообщества фанатов – отслеживал пару новостных источников, и этого мне хватало. Параллельно, в то же время я, на протяжении пары лет, вёл свой блог, где писал обо всём подряд – там же я в какой-то момент начал писать и о рестлинге. Это было скорее для себя, подписчиков у меня было немного, а фанатов рестлинга – тем более.

Наконец, наступил 2013 год. Я закрыл сессию очень быстро и без особых проблем, из-за чего у меня появилось много свободного времени. И тут же надвигалась традиционная Королевская Битва, любимая многими фанатами рестлинга. Тогда-то я и захотел выйти на новый уровень общения и обсуждения – сделать какой-то свой проект, свой уголок – и я выбрал для этого YouTube. Тогда видеоблогинг был на подъёме, развивались проекты о чём угодно, но вот ни одного стабильного видео-проекта о рестлинге в рунете тогда не было. Я и подумал, а почему бы не стать первым. Ещё до выхода первого видео с прогнозами, я держал в голове массу идей. Когда я осознал, как я это вижу – обратился к своим друзьям с вопросом, а было бы им это интересно с точки зрения фанатов. Ответ был сугубо положительный, и я взялся за дело. Сама же идея видео-обзора для меня лежала на поверхности. Я даже был удивлён, что такого ещё никто не делал.

- Сколько времени в неделю у тебя уходить на поддержание видеоблога и сколько хотелось бы? Ты рассчитываешь на блог, как на источник доходов или же он останется хобби?

Очень сложно подсчитать затраты времени даже примерно. Написание текстов, видеомонтаж, оформление, общая координация проекта – всё это отнимает уйму свободного времени. Даже в рабочие часы я регулярно захожу в группу, чтобы опубликовать свежие новости, результаты, фотографии. Я бы сказал, что никак не меньше 20 часов в неделю, хотя наверняка это сильно преуменьшенное число – бывает даже так, что я все выходные посвящаю этому делу. Но, разумеется, всё это приносит мне удовольствие – в первую очередь результаты деятельности и слова благодарности от подписчиков. Если бы мне это не нравилось, я бы и не начинал свою деятельность. В принципе, если пофантазировать, я бы, конечно, хотел посвятить рестлинг-журналистике всё своё время. Можно было бы регулярно комментировать шоу, реализовать множество планов, переводить документальные фильмы и прочее. Это было бы здорово. Но в российских реалиях просто невозможно.

Я очень сомневаюсь, что культура рестлинга в России когда-нибудь выйдет на уровень, сопоставимый с западным. А значит, рестлинг останется очень узким направлением, в котором практически невозможно создать коммерчески успешный проект. Чтобы прибыль от нашего канала приблизилась к моей официальной заработной плате, нам необходимо иметь как минимум в десять раз больше просмотров/подписчиков, и на данный момент это весьма сложная задача. Так что я отношусь к своему занятию только как к хобби.

А возникали проблемы с размещением видео на YouTube? Всем известно, что WWE ревностно следят за соблюдением политики в сфере интеллектуального права и стараются контролировать видео-хостинги.

О да, это та ещё головная боль. Они высосали столько крови со своими авторскими претензиями, что порой хотелось просто бросить всё это дело. Конечно, есть множество видео-хостингов, у которых нет такой строгой политики, но переезд с YouTube стал бы огромным ударом для последующего развития. Как ни крути, он является безоговорочным лидером в этой сфере и даёт большие возможности для роста. Когда мы начинали, политика авторских прав была гораздо более лояльной – я вставлял полноценные фрагменты с шоу, длившиеся пару десятков секунд, и никаких проблем не было. Да что уж там – какое-то время на YouTube можно было спокойно найти целые выпуски RAW. Сейчас же всё очень строго. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Приходится идти на разные ухищрения вроде рамок и более тщательной нарезки видео-фрагментов, чтобы автоматическая система проверки не нашла ничего противозаконного. Хотя всегда остаётся риск прямой жалобы со стороны правообладателя, так что мы буквально сидим на пороховой бочке.

Конечно, неприятно зависеть от чего-либо, но, как известно, подписчики требуют хлеба и зрелищ, а потому сухой аналитикой и подкастами публику не завлечь. Вообще, мне не совсем понятна такая политика WWE. Если в свободном доступе распространяются полные шоу или матчи – я это ещё могу принять, так делать не стоит. Но когда мы перерабатываем материал, выступаем фактически в качестве журналистов и делаем их шоу и рестлингу в целом бесплатную рекламу – какие могут быть претензии?

 

А ты сам подписан на WWE Network? Что скажешь по поводу этого сайта спустя год после его запуска?

Да, я подписан с самого первого дня, когда сервис стал доступен в России. Уж не знаю, насколько этот проект коммерчески успешен на данный момент, но с точки зрения пользователя я удовлетворён практически полностью. Такой сервис напрашивался очень давно, и я рад, что современные технологии позволили его реализовать. В своё время у меня была мечта собрать большой архив рестлинга, но вскоре приходило понимание, что под всё это придётся прикупить не один жёсткий диск. Теперь же никаких проблем – практически всё доступно на WWE Network. По крайней мере, все PPV. Конечно, наполнение библиотеки ещё далеко не самое полное – я уверен, там нет и десятой части всего архива WWE. Но контента с каждым днём становится всё больше, и это не может не радовать.

Технически всё реализовано очень достойно – за год использования ни разу не сталкивался с какими-либо критическими ошибками. Прямые трансляции идут ровно, в отличном качестве. Я пробовал сервис практически на всех устройствах – ПК, PS4, планшет, телефон – везде пользоваться удобно. Помнится, недавно я проспал ночной эфир Extreme Rules, и начал смотреть шоу утром на ПК. Затем, по дороге на работу, продолжил смотреть его с того же места на планшете, и в итоге закончил вечером уже на PS4. Это действительно удобно. Отдельно хотелось бы отметить наличие субтитров к большей части видео, которые, например, помогают мне в переводе одного из документальных фильмов, которым я сейчас занимаюсь. В общем, 10 долларов в месяц за всё это отдавать совсем не жалко.

- 9,99$!!! В чем ты видишь дальнейшее развитие WWE, как флагмана индустрии?

Весьма сложный вопрос, на который вряд ли смогли бы ответить даже руководители компании, по крайней мере честно. За последнее время у меня на самом деле складывается впечатление, что WWE всё больше и больше укрепляется как лидер в индустрии про-рестлинга. Они чувствуют, что на этом поле у них фактически нет конкурентов, и сейчас они если с кем-то и борются за рейтинги, то скорее с UFC. При этом они не сбавляют темпов, а, наоборот, начинают всё более чутко прислушиваться к желаниям фанатов. Как говорил Джон Лауринайтис – People Power! Даже этой весной они вывалили нам уйму подарков – очень достойная WrestleMania с великолепным финалом, неплохой дебют Невилла и просто невероятный дебют Оуэнса, возвращение Короля Ринга и Elimination Chamber, подписание Самоа Джо и многое другое. Мне кажется, вот это внимание к мнению фанатов и станет тенденцией ближайшего времени. И есть подозрение, что, чем больше власти будет иметь Трипл Эйч, тем больше это будет проявляться.

Весьма положительно я отношусь и к политике WWE по подписанию звёзд инди-рестлинга. Независимые промоушены в любом случае никуда не денутся – это их не уничтожит. Зато сейчас начинает выстраиваться логичная карьерная лестница для профессионального рестлера. Начинающие атлеты видят, что, если они будут выкладываться на ринге, даже перед небольшой аудиторией, их всё равно могут в будущем заметить и пригласить в WWE. Такое положение напоминает любой другой вид спорта – начиная с любительских дивизионов, ты растёшь над собой и когда-нибудь можешь оказаться в высшей лиге.

- А как же здоровая конкуренция? TNA, ROH и Lucha Undeground ничего не смогут сделать с гегемонией WWE?

Думается, что нет. Позиции WWE сильны и практически непоколебимы – как в США, так и на международном рынке. Для тех, кто глубоко варится в рестлинге, это может быть не совсем очевидно. В этой среде отовсюду сыпятся положительные отзывы о Lucha Underground, NJPW, ROH и прочем. Часть фанатов действительно переключается с WWE на шоу других компаний. Но если посмотреть на ситуацию в целом и банально сравнить телевизионные рейтинги и финансовые успехи, становится очевидно, что WWE на данный момент находится вне досягаемости других промоушенов. Как я уже отмечал ранее, UFC в данной ситуации видится куда более серьёзным конкурентом для WWE.

 

- Давай переключим внимание на другие Федерации: у TNA есть шансы на спасение? Возвращение Джеффа Джарретта это агония или путь к спасению?

- TNA столько раз хоронили, что однозначно прогнозировать смерть промоушена уже никак не получается. Вообще, я уже давно в своём воображении представляю себе TNA следующим образом. Дикси Картер (президент компании) находится посреди пруда, заполненного крокодилами. И шагает она по кусочкам пенопласта, которые при каждом её шаге тонут и уносят за собой Дикси. Однако в самый послений момент она видит новый кусочек пенопласта. Она думает, что это тот самый, что никогда не потонет. Дикси делает заветный шаг, но и он не удерживается под напором её амбиций и тоже уходит под воду. Так вот, Джарретт – это очередной кусочек пенопласта, и я сильно сомневаюсь, что именно он «тот самый», что спасёт компанию.

- Я сразу вспомнил одну из битв Бэтмэна против Крока-убийцы в играх про человека-летучую мышь. Но ведь из TNA народ повалил пачками и они рискуют потерять последний козырь - отличное исполнительское мастерство своих работников.

Да, такого большого оттока кадров в TNA я не припомню, но ростер всё ещё остаётся достойным, с ним можно работать. К тому же, я уверен, многие рестлеры из небольших инди-промоушенов были бы не прочь выступить на шестиугольном ринге. При этом для меня выглядят очень странными слухи о желании TNA подписать таких раскрученных и недешёвых звёзд, как Альберто Эль Патрон и Рей Мистерио. В их положении это выглядело бы как ход ва-банк. Вообще, конечно, удивительная ситуация – за реальным положением дел в компании наблюдать на порядок интереснее, чем за сюжетами, которые они нам предлагают.

- Как тебе первый сезон Луча Андеграунд? Как ты вообще относишься к идее сделать отдельную федерацию, заточенную под определённый стиль?

- Уже не первый месяц мне с разных сторон советуют приобщиться к Lucha Underground, но я так и не нахожу времени это сделать. Хотя друзья показывали несколько интересных моментов из парочки эпизодов, и примерное представление о данном шоу у меня всё-таки сложилось. Узнаваемый, отличительный от всего остального стиль – это их главный козырь и очень правильная позиция. В таком бизнесе даже само выживание является очень непростой задачей, не говоря уже о конкуренции с WWE. По сути компаниям только и остаётся, что делать так, как не делают другие. Это касается в общем-то любых аспектов – либо делай лучше, либо делай иначе. В Lucha Underground получилось найти что-то своё. Бросив первый взгляд на оформление арены и стиль съёмки, можно очень легко почувствовать фирменный почерк Роберта Родригеса, который является исполнительным продюсером шоу. Вот правда, мне лично очень напоминает «От заката до рассвета» - как классический фильм, так и недавний сериал. Хотя с финансовой точки зрения у них вроде бы наблюдаются проблемы, я верю, что они найдут верное решение и удержатся на плаву.

- И в концовке хотелось бы пройтись по нашим широтам. Излюбленный многими вопрос: почему рестлинг в России находится в таком упадке? Две Федерации на всю страну без шансов выйти из категории "фрик-шапито".

- Причин на самом деле очень много, если глубоко в этом покопаться. Но основная проблема очевидна – это, конечно, отсутствие культуры просмотра рестлинга. Если в США показательные единоборства развивались ещё с начала прошлого века и имели бешенную популярность на заре телевидения, то в России о рестлинге узнали относительно недавно – чуть больше десяти лет назад. По сути сейчас российский рестлинг и держится на тех людях, которые прониклись данной темой с тех первых показов на российском ТВ. Но это очень маленький срок для того чтобы эта идея укрепилась среди населения.

Что-то подобное наблюдается и среди видеоигр. В развитых странах электронные развлечения давно стали неотъемлемой частью культуры. А у нас фильм, где большая часть внимания уделена какому-нибудь Пак-Мэну, до сих пор воспринимается настороженно. Тем не менее, российская игровая культура разменяла уже третий десяток, и заметно прогрессирует – просто потому, что те, кто выросли на Денди, уже завели семьи и «обзавелись потомством». Есть надежда, что и рестлинг со временем получит большее распространение в России.

А пока российский рестлинг является заложником маленькой аудитории. Они делают определённые попытки расширения зрительского охвата, отчасти и превращаясь во «фрик-шапито». В итоге получается замкнутый круг с отсутствием инвестиций, отсутствием интереса со стороны телеканалов и низкой посещаемостью. Но мне лично очень приятно видеть, что у нас есть талантливые парни и девушки, которые на голом энтузиазме готовы отдавать себя столь опасному и неблагодарному делу.

- Огромное спасибо за это интервью. Оставишь какие-нибудь пожелания нашим подписчикам?

Любите рестлинг во всех его проявлениях. Прислушивайтесь к чужому мнению, но оставайтесь при своём. И, конечно, желаю каждому фанату рестлинга осуществить мечту и вживую посетить шоу WrestleMania!