Футбол имени Емельяненко: «Арсенал», Газаев, соккер-кики
Андрей Баздрев – о том, как иногда бывают похожи футбол и смешанные единоборства.
Ок, это было так. В Туле на стадионе «Арсенал», под похохатывание комментаторов, людей били, брали реванши, душили до потери сознания, добивали соккер-киками в голову.
Были, конечно, неловкие моменты, когда Вадима Финкельштейна и Марчина Тыбуру представляли залу как «селебрити», но ничего – люди хлопали. А все титулы и регалии вместе с государственными должностями Федора Емельяненко зачитывали минут 30, в то время, как его не было не то, что в зале – даже в Туле. Но настроение все равно было приподнятое. Всех очень веселил боец из Челябинска Михаил Газаев, дравшийся с Глуховым.
– Газаев смешной, – написал я коллеге, только увидев видеоролик с его участием. – За него болеть сегодня буду. А Глухов без бороды не очень внушает.
Больше всего поединок поначалу напоминал встречу Мухаммеда Али с японским каратистом-рестлером Иноки. Там Кассиус пытался порхать и жалить, но не очень-то получалось – соперник лежал на полу, даже не старался встать и наносил болезненные удары по ногам. Адепты смешанных единоборств за океаном, кстати, считают, что именно с этого боя пошла современная история ММА. Так или иначе, смотреть на Али и Иноки сегодня скучно и депрессивно.
Но Газаев против Глухова – был куда более интересный и очень ЖУТКИЙ бой. Если бы это попалось на глаза сенатору Джону Маккейну, экс-кандидату в президенты США, то он, наверное, запретил бы смешанные единоборства в принципе. Дана Уайт пожизненно дисквалифицировал бы обоих. А Бьерн Ребни тут же (спустя 10 лет) выписал бы обоих в Bellator. Итак, Газаев опустился на колено в центре рингоклетки от М-1 под названием Rage (кстати, через полгода после презентации она уже прилично выглядит, хотя и по-прежнему добавляет какой-то свой градус здорового безумия) и двигаясь крабом – вперед и чуть боком – поджимал Глухова к канатам, попутно пытаясь пройти в ноги и иногда даже из этого положения умудрялся нанести встречный удар в голову. Зал притих. Рефери впал в прострацию. Глухов занервничал. Происходило что-то, что практически невозможно было предсказать, объяснить, с чем не очень получалось бороться.
Рефери сначала пытался понять бойца из Челябинска, понять и простить. Затем стал с ним понемногу разговаривать. Потом – заканчивался уже второй раунд – рассердился и показал ему желтую карточку. За пассивное ведение боя. Газаев привстал – возможно даже от удивления – он-то не вел бой пассивно, стоя на одном колене и подволакивая ногу как капитан Джон Сильвер, он все равно поджимал соперника и пытался его загнать в угол. Физически и психологически. Физически углов у рингоклетки Rage не было, и потому Глухов оказался даже не в углу, а в полном моральном и психологическом тупике. И начал терять контроль. Следующее предупреждение с желтой карточкой рефери выписал уже ему. Удар ногой он наносил по пытающемуся подняться (конечно, Газаев не пытался! но делал вид) сопернику, что правилами запрещено – пока боец не оторвет третью конечность от пола. Газаев чувствовал себя вполне комфортно, передвигаясь в такой специфической манере, иногда он даже хитро улыбался – чем окончательно вывел из себя Глухова.
Закончилось все ужасающим соккер-киком прямо в голову стоящему на колене сопернику – под восторженные аплодисменты зала свершился нокаут. Глухов даже наверное понимал, что действует с нарушением правил, но в этот момент как-то расслабился и освободился. Возмутило до глубины души его потом даже не то, что Газаев был объявлен победителем ввиду дисквалификации соперника... Когда боец из Челябинска пришел в себя настолько, что мог стоять и говорить, он рассказал о плане на бой: «Мы пошли против его правил и взяли его хитростью!!». Взгляд его застыл и лицо как-то все исказилось. Если бы соперник стоял ближе, Глухов нанес бы еще пару таких же ударов в голову – только уже не останавливался, пока его бы не оттащили от обмякшего бесформенного тела.
Такой футбол и мне больше нравится. Говорят, его вообще придумали американские индейцы – или ацтеки, или майя, пинавшие по полю отрубленные человеческие головы...
Затем, в перерыве между боями на сторону Газаева встал Хабиб Нурмагомедов: «Это же не бои без правил, это смешанные единоборства. Один использовал правила, другой их нарушил». Операторы крупным планом показывали губы зрительниц в рингсайде, а тем временем к рингу под песню, кажется Алишии Киз, начал двигаться Кенни Гарнер, чемпион М-1 в тяжелом весе... Кепку и майку «Салехард» с предыдущего боя он сменил на «DOROSA MINING». Компания по добыче золота и серебра. Кенни это близко и понятно – по сути, он занимается тем же. В его 38 лет – относительно неплохо получается.
Дамиан Грабовски, недавно подписанный в М-1, внезапно оказался почти русским – из зала в Колпино, где тренируются любитель гангста-рэпа Яковлев, Малютин и другие. В Гарнере меня всегда забавлял его тактический подход к бою. Он умеет быстро бить, быстро думать, но обязательно, непременно даст сопернику, кто бы он ни был, сделать первый ход, показать, на что способен, дает себя бить, душить, ломать, только затем в последний момент вырывается, выкручивается и валит подальше от неприятностей. А затем – делает противнику больно. Это его любимое занятие. Правда, в силу возраста или того, что он вообще, кажется, давно перестал тренироваться, уже ко второму раунду Кенни обычно крайне измотан. Он в принципе и до боя не выглядит взведенным, собранным и жестким. Но он выглядит ОПАСНЫМ.
Тактика Гарнера могла и сработать. Вот поляк думает, что переходит на рычаг локтя. А Кенни – УЛЫБАЕТСЯ и вдруг возвращает себе руку и контроль. Но сам расслабляется чуть больше, чем следовало. Он отдает шею, решает не стучать, а переждать – вдруг чего выйдет – но все идеи покидают его голову раньше. В тисках поляка он отключается, на мгновение теряет сознание. Наверное, в какой-то момент он уже видит себя на рудниках, но не в солнечной Мексике, а где-то на прииске Нижнесталинск, где вроде бы моет золотишко – но в любой момент могут отправить дальше, на уран. Кенни вздрагивает и просыпается. А может, он увидел вдруг безбородого Александра Емельяненко, выпекающего хлеб и рубящего дрова но том же прииске. И почему-то нет охраны. А Емельяненко кормит собак мясом (откуда он его взял?!) и разговаривает с ними: «Это все брехня... Сам уехал... Дышат ядом... избил, бандиты... Я их всех постреляю»...
Достал режиссёр, который прямо во время боёв переключал камеры на размалёванные лица пафосных сосок.
Видимо, вкралась опечатка - первый Глухов должен быть Газзаевым. )
А очерк интересный, спасибо.
Команда Blood&Sweat связалась с главным судьей турнира М-1 Challenge 44 Валерием Волостных и рефери Вячеславом Киселевым, чтобы узнать их мнение о поединке между Константином Глуховым (26-14) и Михаилом Газаевым (3-0).
Валерий Волостных: "Глухов нарушил правила, без всяких сомнений. Три раза бил лежачего. Правила есть или нет? Если бы правила разрешали бить ногами в голову противника, находящегося на покрытии, то – пожалуйста. Но это запрещено.
При этом он еще считает, что победил. У Михаила была такая тактика. Извините, Глухов как был ударником, так и остался. Столько лет прошло, а универсалом он так и не стал. Он показал, что ничему не научился, как и Дамковский, кстати.
Не научился даже защищаться в партере. Меня сильно раздражает, когда спортсмены не показывают роста. Что у них за тренера такие?! Если взять Федора Емельяненко, то он изменялся. Нужно посмотреть его первые и более поздние бои, чтобы увидеть, как он расширял свой арсенал. Так он постепенно стал настоящим универсалом. Другим примером однобокого бойца является Марк Коулман. Как был вольником, так и остался, ему болевые делали то на одну, то на другую руку.
Михаил выбрал нормальную тактику. Пожалуйста – попадай, бей, борись. Это же поединок, а Глухов от него убегал. Газаев же всегда к нему подбирался. Мне этот бой напомнил схватку Иноки с Мухаммедом Али, но тогда японец лег на спину и отбил ноги сопернику. У нас же смешанные единоборства, должен быть бой.
Ну ладно бы побегал чуть-чуть, но все три раунда что-то выискивать... Газаев его хоть бросил и вел в поединке, сделав несколько четких тейкдаунов. Глухов не нанес ни одного акцентированного удара – все вскользь, и чтобы не проиграть, ударил ногой лежащего, грубо нарушив правила.
Люди, не являющиеся специалистами и рассуждающие на эмоциях, считают что Глухов победил. С нами рядом сидели Абдулманап и Хабиб Нурмагомедовы, и они были согласны с моим мнением".
Вячеслав Кисилев: "Честно говоря, поначалу я оторопел от ситуации. За долгие годы судейства в России и за рубежом привык к классической манере ведения поединка – стойка и партер. По началу был немного в шоке от тактики Газаева.
Я благодарен спортсменам за то, что дали такой опыт, подарили возможность развиваться (улыбается). Хочу отметить, что бой проходил абсолютно в рамках правил. Константин Глухов очень опытный боец, и я знаю его очень давно. У него много боев за плечами с соперниками высокого уровня. У Михаила Газаева в рекорде всего два боя, и то за счет первых мест в любительских турнирах. Он еще молодой спортсмен.
Если говорить о его тактике, то можно сказать, что он привнес что-то новое в наш вид спорта. Он выбрал безопасный план на бой, продемонстрировал, что он спортсмен мыслящий и дорожит своим здоровьем – не полез в рубку, чтобы уравновесить исход встречи 50 на 50. Единственно, мне жаль, что бой закончился дисквалификацией.
Было бы гораздо лучше, если бы один из спортсменов выиграл досрочно в рамках правил, и для меня не имеет значения, кто вышел бы победителем. Мне кажется, Константин растерялся, не знал, что делать, и в итоге нарушил правила.
За бой Глухов получит три желтых карточки. По правилам, если спортсмен получает три желтых карточки за один раунд, то он дисквалифицируется. Первую карточку оба спортсмена получили за пассивное ведение боя. Глухов защищался и выжидал, а Газаев, хоть и шел вперед, но не предпринимал активных действий.
Второе замечание Константин получил за удар по голове в партере, но я признаю, что ошибся и сделал его, можно сказать, экстерном. На повторе было видно, что Михаил Газаев не успел сесть в партер, а был на двух точках опоры. В свою защиту могу сказать, что поединок происходит очень быстро и уследить за тем, какой был зазор, крайне сложно. Я видел, что он хотел нанести акцентированный удар ногой, но ведь поймать в таком положение очень сложно.
На мой взгляд, Константин пошел ва-банк, так как Михаил выиграл все предыдущие раунды. Возможно, на него повлияло то, что он был не готов так вести бой, потом очень хотел выиграть и не сдержался, так как последний удар, очевидно, наносился целенаправленно по противнику, находящемуся в партере".