Лучший боец планеты?
Всевозможные союзы и альянсы промоутеров создаются и рушатся быстрее, чем Мэнни Пакьяо меняет весовые категории. Появляются новые проекты, отборочные турниры, телевизионные шоу о боксе и т.п. Теперь вот M-1 Global и Strikeforce.
А те, кто по определенным причинам (как Келли Павлик) остался в стороне от шумно презентованного проекта (как турнир суперсредневесов телеканала Showtime), только потирают руки в предвкушении краха очередной масштабной идеи по спасению бокса и возвращения к нему зрительского интереса.
Известное дело, если настойчиво повторять и доносить до широкой публики какой-то определенный набор мыслей и идей, транслируемому начинают верить. Когда братья Кличко, еще, в сущности ничего не показав на профессиональном ринге, объявили себя будущим профессионального бокса, впору было, как Павлик сейчас, посмеиваться и потирать руки. Я тоже недоверчиво качал головой (и до сих пор, кстати, продолжаю – но горбатого, как говорится, могила исправит). Так вот, вместо того, чтобы нести в массу разумное, доброе и вечное, например, как «Федор Емельяненко – лучший боец планеты вне зависимости от весовых категорий» (это я только для примера!), все зачем-то годами повторяли мантру про умирающий бокс и то, что его нужно спасать. И въедалось в мозг. На деле же, за словом «спасти» стоит свойственное каждому промоутеру желание построить вокруг имени боксера (нескольких боксеров) красивую историю и на ней заработать.
Сейчас раздражение широкой публики по поводу отмены боя Емельяненко с Барнеттом и отказа сотрудничать с UFC слегка улеглось и на ситуацию можно посмотреть с другой стороны, более осмысленно и практически. Например, можно обсудить, на какую бы сумму попали организаторы шоу, если бы решили без поддержки все же провести десяток боев андеркарда без главного боя. Конечно, жаль, что вся Москва заклеена постерами, рекламирующими несостоявшееся событие, и мы не увидели бой Федора на Первом канале. Для популяризации MMA в России это имело бы крайне большое значение. Затем бесплодные переговоры с Дэной Уайтом. Ну странно было бы, если бы американец согласился на равноправное сотрудничество – компания Финкельштейна лезет на чужую территорию, со своими бойцами и турнирами, а UFС, между тем, старейшая и самая авторитетная организация на местном американском рынке. И для нее M-1 Global может быть только младшим братом, и никак иначе. Но и Финкельштейну не с WEC ведь объединяться. А как только будет заключен договор с DREAM, отказ от сотрудничества с UFC уже не будет выглядеть таким бесперспективным решением. При этом M-1 не утеряет авторитетности и самостоятельности, что для развития ММА в России не менее важно.
Но только есть одна вещь, которая за всеми этими разговорами не дает всем нам покоя. Это повторенное многократно «Федор Емельяненко – лучший боец планеты вне зависимости от весовых категорий». Верить в это нам радостно и приятно, хотя бы потому, что Федор представляет Россию, пользуется уважением представителей власти и бойцов других организаций и, разумеется, вы смотрели это видео:
К определению сильнейшего бойца мира состязание с рептилиями имеет весьма опосредованное отношение. Точно так же, как выставочный бой против Шиньи Аоки. Но с точки зрения ММА цифра в 30 побед колоссальна. Учтите, что в мире боев смешанного стиля много организаций, но не так уж много соперников с большими именами. Если поставить своей целью собрать все возможные скальпы, можно уложиться в 6-8 поединков. Напомним, Флойд Мэйвезер в очередной раз прощался с большим боксом после Балдомира, имея в активе 37 побед и уйму потенциальных соперников в любой из близлежащих категорий. Но ставить такие цели – вредно для бизнеса. Скажем, человек, вкладывавший деньги в Федора, Финкельштейна и М-1 и Red Devil не очень обрадуется тому, что бренд, созданный его усилиями, будет задвинут на второй-третий план. Потому выход из сложившейся ситуации видится только один. Через крышу.
Это, естественно, передислокация больших шоу из Японии и США в Россию. Стратегически все к этому и шло, но только теперь от некрупных турниров серии M-1 Selection нужен прыжок к большим шоу, каким, например, был бой с Линдландом в Санкт-Петербурге, организованный совместно с Bodog. И не разовые мероприятия, а 3-4 больших шоу в год, с Федором или без, на аренах больших ледовых дворцов и, естественно, с приличным андеркардом. Естественно, первые лица государства в партере, но можно обойтись и жан-клод-ван-даммами. В своем прежнем состоянии М-1 такую нагрузку бы не выдержала, и причины здесь те же, что и у бесперспективности аналогичных боксерских мероприятий – нет телевизионных денег. Если Первый канал бы показал бой с Барнеттом и получил бы приличные рейтинги, он мог бы вполне согласиться тратить по 200-300 тысяч долларов на турнир. Естественно не сам, но на него могли бы оказать давление. Поклонники ММА тогда попали бы в сказку. Я им иногда, честно сказать, завидую. У нас в боксе нет человека, про которого можно было бы сказать «лучший боец планеты вне зависимости от весовых категорий». Если бы был, руки бы очень сильно развязывались. Разумеется, если бы еще наш менеджмент не подкачал бы. Удивительным образом ситуация, когда все четыре чемпионских пояса в супертяжах были у представителей постсоветского пространства, не использовали вообще никак. Экстаз прошел, пояса порастерялись, денег, как и бокса на центральном ТВ, нет. Федора пока тоже нет, так что остается смотреть нарезки на youtube:
Сказать по правде, я отношусь с некоторым скепсисом к утверждениям, что Федор лучший и вряд ли кому-то способен проиграть. В ряде боев он показывал свою уязвимость, да и соперники достойные еще не закончились. Но критиковать его как бойца не совсем мое дело, я все-таки в мире ММА сторонний наблюдатель, а в последний раз бил человека ногами по голове в 1996 году. Чего у Емельяненко не отнять, так это его энергетики, заряженности на удар, на бросок. Когда называют его имя, у меня перед глазами обычно встает незабываемая картина, как он всаживал удар за ударом в голову пытающегося выкарабкаться из-под канатов Ногейры. Это выглядело по-настоящему круто. Но я иногда всерьез думаю: если Федор, предположительно лучший боец планеты, в перчатках, которые весят вряд ли больше 4 унций, заколачивает сумасшедшие удары, а соперник не остается лежать без сознания, то какова цена этих ударов в сравнении с боксерами, которые в 8 и 10-унциевых перчатках одиночными попаданиями отправляют оппонентов в нокаут?
При всём уважении к Емельяненко, Кличко и прочим, имхо, те ребята по сильнее будут. Они умеют бить насмерть. А это самое сильное.
Я может и не великий специалист, но Владимир Гендлин назвал это «Перекрестным ударом справа», Ногейра употребил словосочетание «свингануть Арловского». Фредди Роуч о том моменте: «Федор бьет сильно, это его конек». Михаил Мазур: «Федор реагирует молниеносным хуком правой».
Последний раз:
Я писал, в одном посте:
«Кстати, совсем не уверен, что Андерсон и Мачида вот так вот легко падут...
У Сильвы - 7 боёв (один - в категории выше, один - соперник не влез в категорию, был бы титульным, остальные 5 боёв - титульные. Комментарии излишни - человек вынес всех и вся в своей категории, абсолютное доминирование)»
Если после этого ты решил, что речь идёт о Вандерлее, то либо ты провёл последние два года в командировке на космической станции МИР, либо... ну ты понял.